Современное ницшеведение и проект Nietzsche.ru
 
  
 
 
Заблистать через 300 лет –
вот моя жажда славы.
 
 
 
Данная лаконичная и афористичная по стилю статья представляет собой краткое изложение позиции создателя сайта Nietzsche.ru, являющегося также учредителем издательства «Культурная революция», относительно ситуации в современном ницшеведении и перспективах её преодоления. Для целей настоящей статьи я воспользуюсь широким и объединяющим понятием «Культура», под которой, вслед за Ницше, я понимаю преимущественно западную культуру, в качестве пока еще доминирующей (по инерции), а также российскую культуру, как наиболее к ней близкую и во многом подражательную.
 
Современное ницшеведение, занимающееся в рамках истории философии изучением и анализом работ Фридриха Ницше, обычно умалчивает об идейных и методологических основаниях своих собственных исследований (никак их не предъявляя и не обосновывая) и, тем самым, ставит себя в ситуацию философского парадокса, заключающегося в том, что изучают философское наследие Ницше те самые «ученые», которые самим Ницше давно изучены и разоблачены как служители логико-сократического и филистерского культа, утвердившегося повсеместно на гуманитарных кафедрах университетов Запада и России. Ницшеведы старательно избегают саморефлексии и самоанализа с позиций самого исследуемого им феномена, то есть с позиции философии Ницше, ведь такой самоанализ потребовал бы от них безмолвия и устранения.
 
Общим местом современного ницшеведения является вера относительно того, что возможно некое «объективное знание», интерпретация, критический анализ «учения Ницше», что в отношении него возможны научные и философские выводы. Но разве можно, будучи достаточно осведомленным в текстах Ницше, не осознавать, не отдавать себе отчета относительно предваряющих любое «объективное научное исследование» бессознательных установках? Нет, не знать этого, будучи знакомым с философией Ницше, просто невозможно. И всё же это происходит, а значит, по всей видимости, такие исследовательские предустановки ницшеведами осознаются и принимаются в качестве единственно правильных (а с точки зрения Ницше, - как единственно доступные их пониманию и применению). Следовательно, современное ницшеведение, с точки зрения самого Ницше, представляет собой псевдо-научный и бессмысленный сократизм, об опасности которого как для самого познания, так и для полноценной жизни сам Ницше как раз и предупреждал.
 
Если взглянуть на ситуацию в широком смысле, то современное ницшеведение вопрошает о следующем: какое место занимали, занимают и будут занимать идеи философии Ницше в мировой культуре? Какое влияние на неё они оказали, оказывают или окажут? Как их необходимо или следует воспринимать, интерпретировать, понимать? Предельно кратко интерес ученых-ницшеведов можно выразить так: что собой представляет философское наследие и проект Ницше с нашей научной точки зрения? Однако постановке подобных вопросов должно предшествовать представление и обоснование той идейной (научной) парадигмы, с позиции которой они озвучиваются. Ведь умолчание относительно сути своих исследовательских предустановок делает любое «исследование» ничем не подкрепленной беллетристикой, лишенной всякого смысла и содержания, или, выражаясь ницшевским языком, лишенной ценностного основания и перспективы.
 
Такая ницшеведческая постановка вопросов, в рамках которой идеи философии Ницше вынесены за скобки человеческой Культуры и выделены в нечто особое, отдельно от неё стоящее, сегодня уже невозможна. Сегодня идеи Ницше больше не могут быть объектом для «изучения» с логико-сократических, «научных» познавательных позиций, потому что идеи Ницше сами предлагают совершенно иную, более высокоуровневую оптику познания, философскую парадигму, ценностное основание и перспективу, позволяющую заново пересмотреть и оценить все аспекты человеческой Культуры, включая и само Познание.
 
Философия Ницше радикально нова по отношению к той культуре, в которой она возникла, а любые новые идеи могут быть востребованы в существующей культуре при условии их адекватного восприятия и понимания, а также соответствия общим тенденциям её развития. Сам Ницше писал, что всё новое (важное, значимое) в человеческом духе и культуре проходит три этапа: первоначального неприятия нового как чуждого, затем постепенной ассимиляции нового в старом и, наконец, полное принятие нового как само собой разумеющегося.
 
Сегодня, в ХХI веке, можно констатировать, что, по отношению к основным идеям философии Ницше, обозначенные выше условия в культуре ХХ века не состоялись, хотя весь прошлый век происходило серьезное движение в направлении ассимиляции. В этом смысле ХХ век соответствует первому этапу восприятия новых идей Ницше, которые находились в состоянии активного противоборства с прежними традиционными ценностями культуры (пребывающими, по оценке Ницше, в процессе упадка и разложения), и потому естественным образом и остались в основном ей экзистенциально чужды. Исходя из этого, всё предшествующее и современное ницшеведение можно охарактеризовать как преимущественно анти-ницшеанское, потому что оно, как правило, выступает антагонистом по отношению к основным философским идеям Ницше.
 
Другие идеи, вытекающие из основных идей Ницше, которые описывают «историю ближайших двух столетий»: смерть бога (а с ним христианства и любых высших, метафизических, трансцендентных ценностей), переоценка ценностей, пришествие нигилизма, тотальное восстание «черни», начало духовной битвы за господство над Землей, явились самоактуализирующимися пророчествами ближайшего горизонта его философской мысли. Личный духовный опыт и идейные искания лучших умов ХХ века свершались преимущественно по философским лекалам Ницше, идеи которого были с исторической неизбежностью ими «востребованы» (однако весьма субъективно, то есть в качестве всевозможных идейных вариаций на заданные им темы).
 
Повторюсь, вышеперечисленные ницшевские идеи не относятся к его основным идеям, а являются лишь проекциями последних на «злобу дня», на современность, и лишь подготавливают понимание той основной философии Ницше, которая в ХХ веке воспринималась еще по большей части отчужденно, то есть как не относящаяся к актуальной жизни абстракция. В нашем ХХI веке мной прогнозируется нарастающая и окончательная ассимиляция идей Ницше с прежними, отмирающими идеями сократической и христианской культуры, а к концу этого века начнется полномасштабная ницшеанская культурная революция, понимаемая как культурное явление, противоположное по смыслу и последствиям предшествующим политическим «революциям масс». Однако только XXII век, по моему мнению, станет веком настоящей, экзистенциальной востребованности Ницше, веком практической жизненной актуализации его основных идей в культурном филогенезе будущей элиты или, выражаясь ницшевским языком, будущих властелинов Земли. «Заблистать через триста лет – вот моя жажда славы». В этой известной фразе Ницше заявляет не о своей личной славе, а предвидит и пророчествует торжество своих основных идей, то есть своей философии, но лишь в далеком будущем и только для духовной элиты новой, сверхчеловеческой Культуры.
 
Таким образом, «событие Ницше» может быть описано как ускоренный культурный онтогенез конкретного человека-философа, Фридриха Ницше, значительно опередивший всеобщий культурный филогенез (причины и задачи такого ускорения – отдельная тема), чем и обосновывается возможность предвидеть и даже формировать это будущее. Такая оценка философии Ницше позволяет увидеть её не как-то по-новому, а, наконец-то, адекватным ей самой образом, что было невозможно сделать в рамках культуры ХХ века в силу её естественного культурного филогенетического отставания от феноменального и ускоренного культурного онтогенеза самого Ницше. Он удалился в фарватере современной ему культуры далеко вперед, в наше будущее как своё настоящее. Поэтому философия Ницше – это хотя и пророческое (для нас), но вполне естественное духовное событие, разворачивавшееся внутри субъективного духовного мира конкретного представителя западной культуры, и оставившее о себе свидетельства колоссального объема (полное собрание сочинений, личная переписка, обширная биографическая литература), так что сегодня каждый человек может самостоятельно не только прикоснуться и полюбопытствовать, но и полностью окунуться в этот, нам еще во многом чуждый, мир нашего же духовного будущего.
 
Культура ХХ века в лице своих лучших представителей предпринимала лишь редкие и в основном (теперь объяснимо почему) неудачные попытки угнаться за своим стремительным «современником». Ведь наиболее адекватное определение для феномена Ницше имеет вневременное значение – он был, выражаясь современным языком, просто гением, то есть личностным духовным событием, переходом, имеющим гораздо большее отношение к формированию будущей культуры, чем к функционированию актуальной культуры, о которой, впрочем, он также высказался вполне исчерпывающе. Так что нет ничего удивительного в том, что его не смогли догнать, но преследовали (в позитивном, только что изложенном смысле). К числу догоняющих Ницше относится почти всякий сколь-нибудь значимый мыслитель Запада и России ХХ века, так что можно сказать, что прошлый век был настоящей во всех смыслах «охотой на Ницше». Большая часть материалов и текстов сайта Nietzsche.ru представляет собой этот весьма занимательный и поучительный культурный филогенетический процесс «преследования Ницше» или коллекционное собрание «попыток его осмысления».
 
Востребованность идей Ницше в ХХ веке выражалась в обязательном обращении всякого основательного мыслителя к культурному «феномену Ницше», что в общих чертах можно охарактеризовать как опыт субъективного восприятия, предполагающего как восхищение и подражание, так и непонимание или отвержение. Никто из серьезных мыслителей ХХ века так и не сумел догнать Ницше, чтобы говорить с ним на равных (без чего ни о каком адекватном культурном восприятии не может быть и речи), и уж тем более – обогнать его, чтобы говорить о нем с некоей новой духовной высоты. Ницше так и остался в ХХ веке в своем чудовищном одиночестве несвоевременности, наедине лишь с самим собой как «судьбой тысячелетий». Впрочем, отдельные примеры мощной ассимиляции идей Ницше в субъективном пространстве мысли ХХ века всё же были (назову для примера Хайдеггера), оставив заметный след в истории западной мысли и подготовив дальнейшие процессы ассимиляции, свидетелями которых мы станем уже в XXI веке.
 
Идеи Ницше в ХХ веке вбирали, ассимилировали и переиначивали под себя (открыто или тайно) не только все более-менее значимые мыслители, но также и многие лидеры духовных организаций и общественных движений. Описанию истории идеологического присвоения Ницше посвящено немалое количество исследований, часть которых можно найти сайте. Причины такого ревностного присвоения понятны: без обращения к идеям Ницше любая новая духовная парадигма обречена на роль аутсайдера, отставание и нежизнеспособность. Игнорирование идей Ницше сегодня ведет к культурному невежеству и консерватизму. Увы, но такова судьба многих мыслителей и «учений» ХХ века, которые, говоря радикально, по-ницшевски, являлись уже бессмысленным, псевдо-духовным шлаком угасающей, доживающей свой последний век сократической пост-христианской западной культуры. А если сформулировать еще радикальнее, то таким же шлаком является и основная масса современной западной или западно-ориентированной «философии» и «литературы», которая, разрастаясь в геометрической прогрессии, наглядно демонстрирует духовное (рас)тление и выхолащивание прежних смыслов и основ некогда великой западной культуры.
 
Особо следует обратить внимание на главных представителей сократизма наших дней: на идеологов и апологетов западной демократии и либерализма, которые, в силу вышеуказанных причин, также тщетно пытаются присвоить Ницше себе. Они, например, полагают, что спасли и продолжают спасать Ницше от несправедливых обвинений в национал-социализме, а по ходу этого благого дела «незаметно» прибирают его к своим рукам как трофей, видимо, по праву победителей во всемирном идеологическом состязании ХХ столетия. Поскольку сегодня преобладает именно этот либерально-сократический тренд восприятия Ницше, крайне необходимо заявить следующее: философия Ницше никоим образом не принадлежит «победившему» на идеологическом фронте западному либерализму, а является его антиподом и духовным врагом. Либерально-сократическое восприятие и присвоение Ницше в течение XXI века будет неизбежно преодолено и передано в архив ницшеведения как ещё один культурно-философский курьёз в назидание потомкам.
 
Наш ХХI век, повторюсь, будет вторым столетием после смерти Ницше, в котором его идеи продолжат свою ассимиляцию с прежними, отживающими идеями пост-христианской западной культуры, постепенно одерживая над ними верх, выходя из состояния своей «чужеродности» к своей завершенной актуализации в духовном опыте элит, то есть постепенно побеждая и укореняясь в культурном онтогенезе передовых представителей культуры, которая на наших глазах продолжает свою трансформацию в многообещающий нигилистический компост для новой, пока еще неведомой культуры будущего. При этом центр ассимиляции и актуализации идей Ницше постепенно будет смещаться с Запада в Россию.
 
Дальнейшая ассимиляция и актуализация основных идей Ницше будет осуществляться преимущественно в рамках грядущей культуры России, как живой и варварской страны Диониса, перетекая сюда из западной культуры и окончательно покидая последнюю. Такая оценка судьбоносной роли и значения идей Ницше для мировой культуры утверждает философию Ницше в качестве актуального базиса, в качестве философского фундамента для будущей культуры России и/или будущей ведущей идеологии, с тем, чтобы уже в ХХII веке человек, незнакомый с ней, перестал бы считаться элитно-образованным (так, в прежнюю высокую эпоху западной культуры не мог считаться элитно-образованным человек, незнакомый с её античными философскими азами).
 
В начале ХХI века нужно по-ницшевски говорить о влиянии, значении и роли, которую будут играть в нашем столетии идеи этой философии в судьбе западной и российской культуры. Будучи последним великим философским наследием и проектом Запада, Ницше пророчествует ему самому культурное угасание, а России – судьбу его благодарного наследника и преемника, которому предстоит сохранить все его духовные достижения в фундаменте своей будущей, самостоятельной, более молодой и сильной культуры. При этом главная культурная опасность для России состоит в сохранении подражательных тенденций, угрожающих направить её собственную историю и культурную самобытность по западному пути. «Никакого американского будущего!» - это важная заветная ницшевская скрижаль. Что касается самого стареющего Запада, то для него живая, экзистенциальная ассимиляции идей Ницше уже невозможна (в отличие от сократической, отвлеченно-академической, мертвой и бессмысленной). Здесь применима уже только радикальная ницшевская формула оздоровления духа: «падающее толкни», в которой содержится забота о процветании жизни, а не жестокосердное отношение к умирающему.
 
И здесь, наконец-то, пора обратиться к основным идеям Ницше, принадлежащим той будущей культуре, о возможности которой возвестил последний гениальный немец. Эти идеи сегодня хорошо известны: Воля к власти, Вечное возвращение, дионисийский Сверхчеловек, - но как отвлеченные, то есть рассмотренные со стороны или в свете совершенно других идей и ценностей (сегодня, увы, исключительно логико-сократических, превращающих любые опасные и живые идеи в безобидные символы, красивые метафоры, симулякры, интеллектуальные спекуляции). Как экзистенциальная духовная реальность основные идеи Ницше сегодня в культуре практически отсутствуют, поэтому их нельзя назвать в достаточной мере воспринятыми и хоть что-то в ней определяющими. Для преодоления этой ситуации и существует наш сайт, Nietzsche.ru, работающий в тесном контакте с издательством «Культурная революция». Смысл названия издательства, как сказано выше, соответствует интенциям ницшевской высшей надежды и прямо противоположен известным из истории социалистическим «культурным революциям» масс.
 
В 2014 году издательство «Культурная революция» завершило первую в истории России публикацию полного собрания сочинений Фридриха Ницше. Это событие ознаменовало собой окончательное вхождение и полноценное присутствие последней высшей философской мысли западной культуры в духовном пространстве русской культуры и русского языка. Реализуя задачу формирования глубокой культурной преемственности между Западом и Россией, издательство и сайт Nietzsche.ru планируют публикацию наиболее значимых текстов по осмыслению философского наследия Ф.Ницше, а также ежегодное проведение всероссийского Ницше-семинара. Однако наша публицистическая и иная деятельность не является самоцелью; нашей высшей надеждой является проявление живого ницшеанского духа в культурном пространстве России и дружественных ей стран и народов.  
 
 
Дмитрий Фьюч`е