Жизнь и Цель в искусстве Лены Хейдиз

Один мудрый монах сказал
"Учение секты Дзэн, неверно понятое,
наносит душам большие увечья."
Я согласился с ним.

Мацуо Басе

В картинах Лены Хейдиз форма, то есть цветовая гамма, техника письма, композиция и так далее, неотделимы от содержания, то есть от тех идей, что питают художника и движут им, от целей, которые преследует художник, творя свой изобразительный ряд. Картины наполнены смыслом, внешний сюжет в них неотделим от философских идей, пластическим выражением и продолжением которых картины являются. Хочу отметить, что сейчас это большая редкость, так как в основном художники заняты воспроизведением формы в ущерб содержанию, в то время как у Лены внутренне находится в гармоничном согласии внешним, не превалируя, но играя свою важную роль. Поэтому в первую очередь я хотел бы коснуться содержания картин. Вот идеи и философские концепции, которые находятся в сфере внимания художника:

  • необходимость поиска и НАХОЖДЕНИЯ смысла жизни,
  • истинные и ложные ценности,
  • цели искусства,
  • "смысл земли" и "цель человечества"
  • неуничтожимость сознания и "вечное возвращение",

"Тибетская книга мертвых", поэзия и проза Пушкина, сонеты Микеланджело, "Фауст" Гете, "De profundis" Оскара Уайльда, Г. Х. Андерсен, Генри Миллер, "Дао Де Цзин", "Полет над гнездом кукушки" Кена Кизи, Ницше - вот далеко неполный список любимых книг Лены Хейдиз. Я думаю, что вопрос о необходимости поиска и нахождения смысла жизни для каждого человека является основным в творчестве художника. Он тесно связан, с одной стороны, с неуничтожимостью сознания (восточная философия), и, с другой стороны, с появлением Нового Человека - Сверхчеловека (Ницше). Художник убежден, что философия Ницше является связующим звеном между восточным и западным мироощущением. Восток знает, что сознание не исчезает в момент смерти. Запад, механистически толкуя Библию, фактически потерял веру в это.

Современное человечество не ставит перед собой высокой цели - оно вообще не имеет цели. Этому отчасти посвящены работы из цикла "Химеры" и работы из ницшеанской серии, изображающие мир круглоголовых. Весь ужас ситуации в том, что круглоголовые, эти "последние люди" из книги "Так говорил Заратустра" - это мы все, с нашими шкурными проблемами, постоянным страхом, мелкими богами, мелкой ложью и ничтожными суждениями о высоком, о котором мы не имеем никакого понятия. Это страшное знание нелегко вынести, но еще труднее его донести до зрителя - ничтожные круглоголовые люди не хотят узнавать себя в зеркале.

Обнажение лика, лица, личины, выявление истинной сущности - вот вторая тема, присутствующая в работах художника. Этому посвящен цикл "Черепа". Череп, с одной стороны, напоминает о скоротечной жизни, а с другой стороны - о той же жизни, который может быть переживаема на предельном уровне самосознания. Продолжительность человеческой жизни невелика, но достаточна, чтобы успеть очень многое. Для этого надо поставить перед собой великую цель, идущую дальше отдельно взятой жизни, и только тогда человечество перестанет падать в пропасть и начнет движение вверх и в глубину.

Вот о чем говорят картины Лены Хейдиз.

Д.Тайц