Диана Ницке «Язык символов и символизм языка в творчестве Ф. Ницше»

Страницы: 1 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании было поставлено три основных задачи: а) выявить соотношение понятий «язык символов» и «символизм языка» у Ф.Ницше; б) раскрыть диалектику языка символов и символизма языка в философском творчестве Ницше; в) выявить параметры влияния ницшеанской символизации культуры на общественное сознание XX столетия.

Все эти задачи были тщательно нами проанализированы и рассмотрены. Однако на протяжении исследования нам приходилось выходить и за рамки поставленных задач, так как это требовала выбранная нами тема: если язык символов еще поддается выявлению, то символизм языка практически нельзя раскрыть в чистом виде, для этого приходится прибегать к частичной интерпретации философских творений. Здесь мы воспользовались герменевтическим методом и лингвистическими приемами распознавания лексического, фонетического и стилистического оформления используемых философских работ. Нами также было осуществлено раскрытие диалектики языка символов и символизма языка в творчестве Ф.Ницше, мы постарались проследить тонкую грань между этими явлениями, а также произвести анализ влияния ницшеанских ведущих идей-символов на социум XX века. Сама личность Фридриха Ницше располагает к тому, чтобы анализировать параллельно два мира, два видения человеческого существования, что мы и попытались сделать. И выводом может стать следующее: идеи Ницше многогранны, что свидетельствует о том, что они выходят за границы языка символов и вторгаются в область символизма языка, перерастая затем в озарение. В свою очередь интерпретации этих граней также многосторонни, что свидетельствует о том, что влияние ницшеанских идей разбивается на множество лучей, ведущих в конечном итоге к трансцендентальному единству, выраженному в Сверхчеловеке, который способен выражать свои символы с легкостью, свойственной только «танцующей звезде» Заратустры – Ницше.

Список литературы

  1. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. – М.: Республика, 1994.
  2. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990.
  3. Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке. – М.: Гардарика, 1998.
  4. Краткая философская энциклопедия. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994.
  5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991.
  6. Ницше Ф. Веселая наука. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999.
  7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник/Пер. в нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997.
  8. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.
  9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс-Универс,1993.
  10. Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1998.
  11. Сумерки богов/Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: перевод. – М.: Политиздат, 1989.
  12. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз./Вступит. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990.
  13. Франк С.Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990.
  14. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»// Вопросы философии. – 1990. – №7.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.
  16. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998.

Примечания

  1. abstractum pro concreto (лат.) – абстрактное вместо конкретного;
  2. homo symbolicus (лат.) - человек символический (Кассирер).
  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С.40
  4. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. – М.: Республика, 1994. – С.78-79.
  5. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс-Универс,1993. С. 323-324.
  6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. С. 255.
  7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. С. 273.
  8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. С. 251.
  9. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – С. 176
  10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник/Пер. в нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. - С.99
  11. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – С. 176
  12. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. – М.: Республика, 1994. – С.249-250
  13. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. – М.: Республика, 1994. – С.140-141
  14. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник/Пер. в нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. - С.206
  15. Франк С.Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990.
  16. Requiem aeternam deo (лат.) – Вечная память Богу.
  17. Ницше Ф. Веселая наука. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. – С.186
  18. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»// Вопросы философии. – 1990. – №7. – С. 147.
  19. Circulus vitiosus (лат.) - Порочный круг.
  20. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник/Пер. в нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – С. 139-140
  21. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. – М.: Республика, 1994. – С.179
  22. Ницше Ф. Веселая наука. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. – С.24
  23. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. – М.: Республика, 1994. – С.191
  24. Ницше Ф. Веселая наука. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. – С.20

Страницы: 1 2