Дмитрий Фьюче

«Утренняя заря» и Культурная революция Ницше

 
(Доклад на Ницше-семинаре 17-18 октября 2020) 
 
 
Ницше – философ и педагог, между этими двумя его ипостасями можно поставить знак равенства.
 
Феномен Ницше – живой образец для всякого философа и педагога наших дней, ставящего своей задачей созидание, воспитание, появление человека высокой культуры или высшего человека.
 
Задача сайта Nietzsche.ru и Издательства «Культурная революция» состоит в сохранении и развитии этого культурного наследия Ницше. Для её реализации издан полный корпус текстов Ницше и их черновиков (ПСС в 13 томах), издана книга писем Ницше (публикация писем будет продолжена), издана трехтомная, самая полная биография Ницше Пауля Янца (публикация биографических материалов будет продолжена), издаются значимые тексты по осмыслению учения Ницше (эта работа также будет продолжена), так что любой русскоговорящий человек может полностью окунуться в контекст «события Ницше». В планах издательства публикация полной переписки Ницще-Роде, подробно раскрывающая судьбу двух друзей и мыслителей, столь похожих по задаткам, но столь разных по результатам своей работы. Первый покидает академическую филистерскую среду и постепенно становится последним великим философом Запада, второй остается в ней и постепенно превращается в ординарного профессора филологии. Также планируется к публикации книга воспоминаний современников Ницше о нем. 
 
Ницше творил во второй половине 19 века, и уже тогда его не устраивала ситуация с немецкой и европейской культурой. С юности, уже с первых своих серьезных работ, он строит планы по трансформации культуры в нечто более высокое и многообещающее. Он начинает действовать.
 
Первый этап этих замыслов Ницше можно охарактеризовать как романтический, проходивший под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Культурная революция представлялась Ницше в виде культурной трансформации, преображения немецкой культуры в шопергауэро-вагнеровском художественном духе. Первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» посвящена древним грекам как образцу для подражания при создании великой культуры в Германии на основе имеющихся современных примеров (Шопенгауэр и Вагнер). В несвоевременном размышлении «Давид Штраус – исповедник и писатель» Ницше подвергает жесточайшей критике и иронии всю современную ему немецкую христианскую культуру. В несвоевременном размышлении «Шопенгауэр как воспитатель»  он разъясняет возможность для немцев научиться правильно и высоко мыслить, воспитывать великих людей, философов. Чтобы прийти к философии, необходимо прежде всего быть рядом с философом. Какова природа этого присутствия? Что происходит, когда мы находимся в присутствии настоящего философа? Цель философии, по Ницше, - через высшую педагогику сделать культуру возможной. Ницше пишет, что только тот, кто «привязался сердцем к какому-либо великому человеку (то, что он называет образцом) получает через это первое благословение культуры». Цель любой культуры — сотворение того, что Ницше называет «гений». Философия связана с возможностью сотворения (прежде всего своего собственного) гения. В несвоевременном размышлении «Рихард Вагнер в Байрейте» Ницше также показывает как научиться правильно и высоко чувствовать (на примере музыки Вагнера). Ориентир здесь тот же – нечто великое, великие личности, художники, их деяния, их произведения искусства. В несвоевременном размышлении «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше предлагает трансформацию настоящего через изменение прошлого. Вот как он об этом пишет:
 
«Так как мы непременно должны быть продуктами прежних поколений, то мы являемся в то же время продуктами и их заблуждений, страстей и ошибок и даже преступлений, и невозможно полностью вырваться из этой цепи. Если даже мы осуждаем эти заблуждения и считаем себя от них свободными, то все равно остаемся связанными с ними нашим происхождением. В лучшем случае мы можем противостоять переданным нам по наследству свойствам нашим знанием о них и путем новой, суровой дисциплины бороться с этим врожденным наследием, взращивая в себе новую привычку, новый инстинкт, вторую натуру — чтобы таким образом искоренить первую. Это как бы попытка создать себе aposteriori такое прошлое, от которого мы желали бы происходить, в противоположность тому прошлому, от которого мы действительно происходим, — попытка всегда опасная, так как очень нелегко найти надлежащую границу в отрицании прошлого и так как вторая натура обычно бывает слабее первой. Очень часто дело ограничивается одним пониманием того, что хорошо, без осуществления его на деле, ибо мы иногда знаем то, что является лучшим, не будучи в состоянии перейти от этого знания к делу. Однако иногда победу все-таки удается одержать, а для борющихся, для тех, кто пользуется критической историей для решения жизненных задач, остается даже своеобразное утешение: знать, что та первая природа также некогда была второй природой и что каждая вторая природа, одерживающая верх в борьбе, становится первой».
 
Итак, нужно новое основание и новый образец. Христианство, победившее, сменившее античность, а затем пришедшее к очевидному упадку, немцам уже не поможет, следовательно, они должны заново основать античность на собственной исторической почве. Ницше впервые формулирует идею преемственности высших культур, которые вырастают одна из другой по принципу матрешки (так порой в Мезоамерике жрецы возводили новые пирамиды поверх прежних, используя прежние пирамиды как основания для новых, еще более величественных). Задача  — преобразить старое так, чтобы оно соответствовало новому, не изменяя при этом то качество, которое делало это старое великим (например, то, что делало греков греками, должно также работать и в Германии, но в новых условиях и на новом уровне культуры).
 
«Процесс трагического хора есть драматический первофеномен: видеть себя самого (как члена хора) превращенным у себя на глазах (как одного из зрителей) и начать действовать так, как будто ты действительно вступил в другое тело, принял иной характер». Именно так, по мысли Ницше, трагедия осуществляла культурную трансформацию граждан-зрителей (греков). Именно также новое искусство Вагнера и новые немецкие философы должны будут тренсформировать молодую немецкую нацию, которая поведет за собой всю остальную Европу.  
 
Эту тему у молодого Ницше можно разворачивать бесконечно и плодотворно.
 
Однако все эти планы и упования потерпели крах вместе с неприятием его первых книг, в которых излагалась примерная программа «культурной революции». Предложения Ницше не были приняты в том числе его друзьями и учителями, накоторых он так рассчитывал (Ричль и вся академическая братия филологов). Окончательное разочарование постигает Ницше после Байрейтского мероприятия Вагнера, ставшего модной тусовкой великосветских вельмож и напыщенных вагнерианцев (см. биографический анализ тех событий у П.Янца). Ницше разочаровывается в эволюционной трансформации наличной европейской культуры. Он понимает, что переоценил немцев, возложив на них несбыточные надежды на «новую высокую культуру», и потому он переходит к новой, настоящей культурной революции, радикальному изменению собственных оснований, к – ФИЛОСОФИИ, к трансформации САМОГО СЕБЯ в целях предоставления европейцам совершенно иного образца для подражания, для построения новой мощной культуры. 
 
Его духовный перелом происходил в Италии, в местечке Соренто, тяжело им переживался, а завершился книгой «Утренняя Заря», в которой Ницше готовит почву для самостоятельного выступления с новой, уже сугубо философской программой. Уже вскоре последует книга «Веселая наука», как предвестница Заратустры (поэтическая вершина философской мысли Ницше), после которого уже появляются основные книги, излагающие суть его новой философской установки: «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумреки идолов», «Антихрист», «Казус Вагнер», «Ессе хомо». Всё время идет подготовка так и не законченной «Воли к власти». Ницше настойчиво и беспощадно разбирается с самим собой, со всеми заблуждениями своей первой версии культурной революции, предлагая настоящую, подлинную культурную революцию ДЛЯ СЕБЯ и для своих избранных последователей. Мысль Ницше теперь обращается, разворачивается в сторону некоей будущей культурной элиты, которую только еще предстоит воспитать, взрастить, создать.
 
Необходимо постоянно усилие по взращиванию великого человека, великого в самом себе, воспитание новой аристократии, обладающей новым естественным превосходством и потому господствующей естественно. Речь идет о будущих властелинах земли, не имеющих ничего общего с современными фантазиями о мировом правительстве как служебном аппарате массовой культуры.
 
Постепенно Ницше становится мыслителем-антиподом по отношению к той истории культуры, которую мы наблюдали в течение всего 20 века. Культурная революция Ницше есть революция наоборот, то есть нечто прямо противоположное известным социалистическим «культурным революциям» масс. Ницше ориентирует нас на суровую утопию, антиподную всем реальным социалистическим антиутопиям. Для нас, россиян, важно то, что Ницше пророчествует угасание Запада через энтропию местного нигилизма, и возрождение культуры через новых варваров, которых он пытается найти за пределами Европы, обращая свой взор к России.
 
Основные философские идеи Ницше – воля к власти, дионисический сверхчеловек, вечное возвращение, - это формулы перевоспитания, формулы высших бессознательных тензоров аристократической структуры психики. Ницше создает образцы, воспитательные каноны высшего отношения к жизни, высокого чувствования, высокой мысли. Это живой образец, с историческими примерами, наполненный огромным содержанием и имеющий неограниченные перспективы роста. Любой может почувствовать это, открыв любую книгу Ницше на любой странице. Он создал огромный культурный задел, и нам предстоит, ориентируясь в общих чертах на него, производить собственное переформатирование, воспитание, с возможным выходом на круг будущих лигаристических союзов (зачаточных структур будущей цивилизации здесь, в России), в которых философские закладные Ницше начнут своё автономное развитие в новые культурные формы. 
 
Последовавшая в 20 веке реальная история Германии, как в период национал-социализм, так и после его разгрома в 1945 году, - это пример культурной революции, антиподной по отношению к образцу Ницше. Ницше именно об этой опасности и предупреждал. Судьба Ницше в Третьем Рейхе поистине трагична. Здоровых, по-настоящему исторически значительных сил в Германии так и не нашлось, верх взяли национал-социалисты, а сегодня - христианско-либеральные демократы/социалисты, то есть, в классификации Ницше, низшие, последние люди.
 
Культурная революция в России и в Китае была еще более катастрофичной. Большевики и хунвейбины не имели ничего общего с ницшевскими культурными целями.
 
Современная Европа и США стали, по сути, царством «последнего человека», который «живет дольше всех» и «знает о счастье всё». Ницше всегда выступал противником того жалкого варианта демократического союза, в который превратился современный Запад. В противоположность этому, он писал о сверх-европейском союзе, где воля к власти Европы будет объединена общей великой целью. Наряду с наброском заглавия (вместо «По ту сторону») «Добрые европейцы. Предложения по воспитанию новой аристократии», в его текстах мы можем прочесть о противопоставлениях: «против национального — добрый европеец» и «сверх-национальное, добрый европеец». Даже вводя понятие «высший человек», Ницше тут же его критикует как недостаточно сильного, как надломленного в разных местах, и потому противопоставляет ему Сверхчеловека, цельного и могучего. Критика высших людей, таким образом, является и критикой вырождающихся европейцев. Подтверждением тому служит следующий черновой фрагмент: «В сущности, европейцы воображают, что представляют сейчас тип высшего человека на земле». Это всё, что нам нужно сегодня знать о европейцах, не ставших слушать своего последнего пророка, но продолжающих мнить себя типом высших людей на земле.
 
Вот почему Ницше обращает свой взор на Восток, называя и своего «Заратустру» восточной книгой. Говорит он конкретно и о России, видя в ней залог возможного великого будущего. Лично я полагаю, что весь остальной Восток – это уже отработанный шлак древних высших культур, и что настоящая база для новой культуры находится на территории России, а точнее в еще неистраченном высшем духовном потенциале населения нашей страны.
 
Когда Ницше пишет, что «добрые европейцы суть «наследники Европы, богатые, перегруженные, но и обремененные чрезмерным долгом наследники тысячелетий европейского духа», «что они отличаются от остальных европейцев по крайней мере в двух отношениях. С одной стороны, они сверхнациональны, им надоела европейская мелочная государственность. С другой стороны, они прежде всего являются наследниками европейской морали, переживающими и предвосхищающими ее закат: ведь после смерти бога должна «рухнуть» и «вся наша европейская мораль», что «добрые европейцы лишены родины и способны как будто издалека наблюдать за современной им гибелью европейской морали», так и хочется продолжить, что в этом своем культурном фантазме Ницше говорит о будущих русских.
 
Давайте в этом ключе послушаем Ницше еще. Он рисует целую лестницу сменяющих друг друга расширений духа. Необходимо «шаг за шагом становиться всеохватнее, наднациональнее, все более европейцами, сверхъевропейцами и людьми Востока и, наконец, все более становиться греками». «Нет ничего безумнее, как приписывать грекам вполне самобытную культуру: они впитали в себя всякую живую культуру других народов, они потому достигли таких успехов, что сумели бросить копье дальше с того места, где его оставил другой народ». В «Рождении трагедии» Ницше пишет о происхождении дионисийскогоиз азиатского, рассматривая первое как азиатский элемент, который аполлинийские греки изменили в трагедии, включив его в новый контекст. Добрые европейцы – это будущие русские, динисически вобравшие в себя все достижения Запада, и аполлонически созревающие для новой высшей культуры. Именно русским с исторической неизбежностью выпадает задача сохранить посыл Ницше на подлинную культурную революцию.
 
Перед Ницще-семинаром 2020 в издательстве «Культурная революция» вышла книга Ильи Колесникова «Фридрих Ницше и античность», которая развенчивает много мифов о Ницше, устанавливает подлинную культурную преемственность между античностью и философией Ницше, ставит ницшевские вопросы заново здесь, в России. Данная тенденция, уверен, продолжится.
 
Еще одним примером этого движения, смещения центра формирования новой высшей культуры с Запада в Россию, стала вышедшая этой же осенью книга Григория Векова «Философия разума Ницше», которая еще более углубляет поднятые мной темы, ставит самые насущные и первостепенные задачи для современной российской мысли. Презентация книги состоится ближе к концу семинара в выступлении самого автора.
 
Поэтому же неслучайно, что именно сегодня я хочу объявить о начале нового проекта под названием «Утренняя Заря», к участию в котором я приглашаю всех чувствующих и мыслящих солидарно с Ницше и с нашей рамочной программой, изложенной далее:
 
Приближаются всемирно-исторические события, инициатором или участником которых будет Россия. И перед нами стоит задача разработки стратегических (философских) основ, идей, перспектив, которые позволили бы нашей стране не столько справиться с предстоящими вызовами и продолжить своё развитие, сколько явить себя в качестве новой ведущей мировой силы. Мы полагаем, что Россия обладает необходимыми духовными ресурсами, чтобы стать эпицентром нового долгосрочного общемирового цивилизационного проекта.
 
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ (а также используемые здесь местоимения «мы», «наше») - это указание на особую разумную реальность: коллектив конкретных авторов, духовный союз единомышленников, разрабатывающих здесь и сейчас различные аспекты вышеобозначенной задачи. Формой нашего воздействия/влияния будет публикация текстов, содержащих наши идеи, оценки и подходы. Ниже приведены примерные рамки нашего направления мысли.
 
Мы полагаем, что история человеческого духа и его высших проявлений/ценностей, лежащих в основе культуры и цивилизации, имеет не линейный, а фрактально-топологический характер, выражающийся лишь условно в последовательной смене ведущих мировых цивилизаций. Эта история, начинаясь в древних пра-цивилизациях, продолжаясь в цивилизациях древнего Египта, Крита, в античных цивилизациях Греции, Рима, в цивилизации Запада (последняя в настоящее время вошла в фазу своего заката и разложения), неизбежно будет продолжена. 
 
В промежутке между угасанием прежней и формированием новой ведущей исторической мировой цивилизации находится безвременье «цивилизационной катастрофы», «темных веков», разнообразных буферных псевдо-цивилизаций, в которых медленно угасают остатки последних высших ценностей и возникают, формируются высшие ценности новой культуры. При этом прежние и новые высшие ценности ведущих мировых цивилизаций исторически преемственны друг другу на основе фрактального подобия, эстафетно передаваясь в глубинах высшей психики от угасающей (уже отработанной, старой) к перспективной (еще растущей, молодой) культуре. Процессы, механизмы, законы такого фрактально-топологического межцивилизационного перехода подлежат отдельному исследованию и осознанию в рамках нашей задачи. 
 
Для прогнозирования и проектирования будущей мировой цивилизации  предварительно необходима новая, адекватная оценка текущей исторической ситуации, в которой находится как человечество в целом, так и отдельные его народы (группы народов); и особенно – народ России. Это, в свою очередь, требует новой, адекватной оценки высших ценностей прежних и современных цивилизаций, динамики, форм и продолжительности их развития и угасания, выявления в них значимой фрактальной составляющей, которая может послужить основанием или прообразом для формирования новых высших ценностей будущей цивилизации.
 
Первичным пространством последней, как нам представляется, станет территория России и стран, объединенных с ней общим культурным полем, как в Европе, так и в Азии, а духовной основой – население этих стран, которое еще никогда не находилось в эпицентре мировой культуры и, соответственно, не использовало, не растратило свой высший духовный потенциал. В то же время именно Россия и близкие ей страны в наибольшей степени были подвержены влиянию, и, соответственно, в наибольшей степени подготовлены к преемственности по отношению к уходящей в прошлое цивилизации Запада. 
 
Мы полагаем, что участие в предстоящих исторических процессах межцивилизационного перехода примут также и все перспективные силы любой из современных культур и наций, в том числе западных. Таким образом, наша задача носит интернациональный и общечеловеческий характер. При этом мы исключаем из рассмотрения на будущее любую националистическую или религиозную идеологию, расценивая их как отработанный фрактальный духовный материал/вариант высших ценностей прошлых ведущих мировых цивилизаций.  
 
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ как духовная реальность появляется не для ревитализации современного про-западного человека, а для пробуждения новых, еще спящих, не растраченных духовных сил современных «варваров», основоположников будущей ведущей мировой культуры. Наша мысль обращена, прежде всего, к тем волевым, активно-мыслящим людям, преимущественно россиянам, которые станут её элитой. Посмотрите: прямо сейчас перед нами и внутри нас одновременно протекают, свершаются два основных современных всемирно-исторических процесса: Закат Европы Шпенглера и Утренняя Заря Ницше.