Максим Велецкий

Антропология Ницше:

проблемы и парадоксы

 

(тезисы доклада на Ницше-семинаре 17-18 октября 2020)

 

 

 

1. В творчестве Ницше мы находим несколько сопоставлений различных человеческих типов:

- Дионис - Аполлон - Распятый

- раб - господин

- сверхчеловек - последний человек - потусторонник

2. Первая триада имеет противоречие со второй: дионисийский человек принадлежал угнетенным массам, ищущим спасения, тогда как аполлонический человек, напротив, принадлежал высшему слою и искал выход из проблемы существования через науку и искусство. Получается, что у Диониса и Христа (как культурных типов) куда больше сходства, чем у каждого из них - с Аполлоном: они спасители и "потусторонники".

3. Сверхчеловек как идеал на деле оказывается столь же трансцендентен реальному человеку как и Бог. И в стремлении к гибели ради одного, и ради другого равным образом обесценивается реальное существование - подменяемое "ложью идеала". Напротив, последний человек парадоксальным образом оказывается более жизнелюбив, чем тот, кто "идет по канату". Таким образом, воззрения Ницше на природу человека (типов людей) оказывается куда более шаткими, чем он предполагал.

4. Сверхчеловек Ницше имеет довольно смутные очертания - но даже они позволяют говорить о нем не как об исполненном "дарящей добродетели", а скорее как о персонаже "Очерков преступного мира" Варлама Шаламова.