Сжатость и концентрация
Песни для голоса и фортепиано")
14 песен для сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано написаны Ницше во время его учебы в Шульпфорте (1864-65г.), а также в течение первого года обучения в Боннском Университете. Эти песни являются наиболее удачными его музыкальными композициями.
Сложная, глубокая поэзия Грота, Рюкерта, Айхендорфа, Хоффманна фон Фаллерслебен и других популярных романтических поэтов с их ясными стихотворными конструкциями и с точным подбором слов, несущих также глубину образности их горячего воображения-лучшие песни, написанные Ницше , как раз и являются образцом сжатости формы и образной концентрации настроения-все это ускользнуло от внимания Ницше при создании им амбициозных инструментальных произведений и произведений для хорового исполнения, написанных в тот же период.
Песни являют собой образец прогрессивного развития-начиная уже с ранней серии-"Мое место перед дверью", написанной Ницше в 1861 году, когда ему едва исполнилось 17 лет, эта песня являет собой спонтанный сплав поэзии, декламации, ритма и ключевого текста-эти же качества присущи самому жанру песни и лучшим ее образцам-к примеру, у Шуберта. Все большая музыкальная смелость отражена в совершенно удивительных произведениях Ницше- таких, как "Из юности", "Тут тек ручей" с их пульсирующим фортепьянным аккомпанементом, в песне "Как вьется виноградный куст" и в так похожей на Шумановскую песне "Заклинание", где Пушкинское стихотворение породило одну из лучших Ницшевских музыкальных композиций.
Новая фаза в творчестве началась в 1862 году, когда Ницше открыл для себя поэзию Шандора Петефи и стихи Адальберта фон Шамиссо, французского экспатрианта, чьи типично немецкие стихи вдохновили Шумана на создание песенного цикла "Женская любовь и женская жизнь".
В последние годы обучения в Пфорта и во время обучения в Боннском Университете, Ницше, вдохновленный случайным знакомством с Германом Дитерсом (в последствии-автором лучшей биографии , Брамса), серьезно занялся изучением Шумана. Его интерес к творчеству этого композитора не угас после перевода его в Лейпцигский Университет (однако, после этого им не было написано ни одной песни). В конце своей жизни Ницше пересмотрел свое отношение к музыке Романтизма (к которой относились Вагнер, Брамс и другие), его воображение подсказало ему-это новая "Дионисическая" музыка будущего. Влияние Шумана , однако, чувствуется в более поздних песнях Ницше. Трогательная песня "Эпилог", страстная "Ну и положение", глубокопрочувствованная песня "Бесконечное", долгая и повествовательная "Гроза", чьи непривычные гармонические ряды и арпеджио, исполненные левой рукой, идут вслед за бурей, приближаясь к ней "с дикой силой"; и декламационный пафос гармонически-дерзкой песни "Все охотнее".
По-шумановски трогательна наивная песня "Дитя с потухшей свечой" и безутешная , рвущая сердце "Увядшее"-самая короткая и самая простая из всех песен, шедевр миниатюры из всей коллекции песен. Хотя семь песен на слова Петефи и Шамиссо не были запланированы как единая серия, замечательным является то, что Ницше связал их воедино, добавив собственную поэму "В окне она мне посылает знаки" и подарив всю коллекцию песен на рождество 1865 года, написав также комментарий к музыке и добавив подробную инструкцию к исполнению.
К другому типу произведений относятся следующие две работы, выходящие за рамки общепринятого в 19 веке: мелодрама "Разбитое колечко", написанная на текст Айхендорфа для голоса и фортепьяно-произведение необычное для песенной структуры того времени; и "Юная рыбачка", написанная 11 июня 1865 года накануне отъезда Ницше в Лейпциг (к этому времени ему исполнилось 20 лет и это было по сути его последним песенным циклом). Преобладающая атмосфера ницшевских песен-волнующееся неспокойное море, окутывающий все туман, нарастающее чувство ужаса-все это было необычайно тонко прочувствовано Ницше и перенесено в музыку. Это чувствуется особенно в экспрессионистском "Речитативе"-это уже следующая страница в музыкальной истории.
Если сами песни Ницше-вне всякой критики, то ограниченность их технически-музыкального диапазона здесь присутствует.
"Отголосок рождества"-для фортепьянного дуэта, написанного в ноябре 1871 года-изначально была задумана для скрипки. Песня впервые была написана 2 января 1864 года в Пфорте-как раз в самый разгар песенного сочинения. После назначения Ницше на профессуру в Базельском университете песня была переделана и уже имела мало общего с первоначальным образцом. Она была написана для совместного исполнения с теологом Францем Овебеком, чьи возможности как музыканта-исполнителя были довольно ограничены. По этой причине произведение было передано новым друзьям Ницше-семье Вагнера в Трибшене - оно стало подарком ко дню рождения Козимы Вагнер накануне рождества 1871 года, год спустя после первой постановки Идилии Зигфрида, на которой Ницше присутствовал. "Не задумана ли песня "Отголосок рождества" для оркестра?" спрашивает Козима Вагнер в своем письме 30 декабря.
Ханс Рихтер, один из дирижеров Вагнеровсих постановок вспоминает, что во время своего визита в Трибшен, Ницше исполнил это произведение вместе с Козимой для самого Вагнера.
После афористичной ясности Песен симфоническая сложность и импровизаторский пыл его музыкальных поэм кажется совсем неожиданным. "Рождественские колокола" (другое название все того же "Отголоска рождества") демонстрируют некий прорыв в трактовке тематического материала, однако сам оригинал-"Рождественская ночь" является более многословным и протяженным произведением. Хотя и здесь не замечено попытки применить чисто симфонические конструкции (пример-сонатная форма). Если в "Танце крестьян" и нет той естественной полноты и непринужденности, которая присуща бетховенской вещи "Веселая жизнь крестьянской общины" из его "Пасторальной" симфонии (сравните также 5 сцену в 3 Акте "Майстерзингеров", произведение Вагнера, которое Ницше старательным образом изучал), длинные крещендо , присутствующие в первой части произведения и жесткие фигуры в кульминационной части-очень хорошо выдержаны. Новогоднее приподнятое настроение от ожидания празника и чуда-подчеркнуто боем часом в полночь - двеннадцать ударов колоколав предверии нового года, а еще точнее-новой взрыв истории-все это довольно часто любил вспоминать Ницше в своих ранних произведениях (особенно в замечательном рассказе "Сон на рождество", написанном в 1864 году). Совсем нетрудно узнать в бое часов в произведении "Рождественские колокола" отзвук боя часов из книги "Так сказал Заратустра" (части 3 и 4 , где Ницше говорит о "великом годе становления, который как песочные часы должен повторятся опять и опять...")
Необескураженный даже холодным приемом песни "Рождественские колокола" в Трибшене, Ницше вновь приступает к созданию другого фортепьянного дуэта-на этот раз им стал дуэт "Манфред. Медитация". Ницше закончил его 15 апреля 1872 года и исполнил в Байрейте перед семьей Вагнеров во время своего первого посещения этого города, как раз в то время, как был заложен первый камень под фундамент будущих байрейтских фестивалей.
Как и "Рождественские колокола", из которых выросло произведение "Манфред. Медитация", оно не лишено вагнеровского влияния, его маньеристических приемов, хотя в целом чистота музыкального ряда осталась чистой и без какого-либо постороннего влияния. "Здесь Ницше не скрывает своей внемузыкальной озабоченности-в данном случае чувствуется увлечение Ницше фаустовским сверх-человеческим героем, который так отчетливо виден и в байроновской драматической поэзии. Манфред здесь назван самим Ницше "сверхчеловеком", а поэма Байрона "сверхчеловеческим произведением".. Так Ницше сказал в докладе, сделанным им в декабре 1861 года перед членами общества "Германия". Несмотря на резкую критику в адрес "Манфреда", полученную Ницше от лица Ханса фон Бюлова, атмосфера самой поэмы действительно имеет много общего с мрачностью, которой не лишена и сама поэма Байрона.
Как однажды отметил Янц, мрачный и иногда даже жестокий портрет Манфреда является одновременно контрастом и антитезой Шумановской увертюре "Манфред", копию которой Ницше получил во время своей поездки в Наумбург на рождество 1863 года.
После "Манфред-медитации" Ницше создал только одно музыкальное произведение (если не считать очаровательную вещь "Монодия", сочиненную им к свадьбе Ольги Герцен)-это "Гимн Дружбе", написанный им в конце 1873 года.. Из него, девять лет спустя, он извлек в 1882 году "Молитву к жизни", адаптируя героическую мелодию гимна без слов для выражения стоических чувств одного стихотворения, написанного его новой знакомой-юной русской девушкой-Лу фон Саломэ.
№ | название | время | обьем |
---|---|---|---|
1. |
"Mein Platz vor der Tur" (Klaus Groth) "Моё место перед дверью". Стихи Клауса Грота. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'44" | 1.72 Mb |
2. |
"Aus der Jugendzeit" (Friedrich Ruckert) "Из времен юности". Стихи Ф. Рюкерта. Для голоса и фортепьяно. | 2'45" | 2.66 Mb |
3. |
"Da geht ein Bach" (Klaus Groht) "Там течет ручей". Стихи Клауса Грота. Музыка Ф. Ницше Для голоса и фортепьяно. | 1'28" | 1.43 Mb |
4. |
"Das zerbrochene Ringlein" (Joseph vonEichendorff) "Разбитое колечко". Фон Айхендорф. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 3'46" | 3.6 Mb |
5. |
"Wie sich Rebenranken schwingen" (Audust Hoffmann von Fallersleben) "Как вьется винограда куст". Фон Фаллерслебен. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'15" | 1.24 Mb |
6. |
"Beschworung" (Alexander Puschkin/Teodor Opitz) "Заклинание". Стихотворение А.Пушкина. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 2'47" | 2.68 Mb |
7. |
"Nachklang einer Sylvesternacht" "Отголосок рождества". Музыка Ф. Ницше. Фортепьянный дуэт. | 15'02" | 14.49 Mb |
8. |
"Nachspiel" (Sandor Petofi/Karl Maria Hertbeny) "Эпилог". Шандор Петефи. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно | 2'02" | 1.98 Mb |
9. |
"Standchen" (Sandor Petofi/Karl Maria Hertbeny) "Серенада". Шандор Петефи. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'55" | 1.85 Mb |
10. |
"Unendlich" (Sandor Petofi/Karl Maria Hertbeny) "Бесконечное". Шандор Петефи. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 2'22" | 2.31 Mb |
11. |
"Verwelkt" (Sandor Petofi/Karl Maria Hertbeny) "Увядшее". Шандор Петефи. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'17" | 1.26 Mb |
12. |
"Ungewitter" (Adalbert von Chamisso) "Буря". Фон Шамиссо. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 2'02" | 1.99 Mb |
13. |
"Gern und gerner" (Adalbert von Chamisso) "Всё лучше и лучше". Фон Шамиссо. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'08" | 1.16 Mb |
14. |
"Das Kind an die erloschene Kerze" (Adalbert von Chamisso) "Дитя перед потухшей свечой". Фон Шамиссо. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'51" | 1.82 Mb |
15. |
"Es winkt und neigt sich" (Friedrich Nietzsche?) "В окне она мне посылает знаки". Ф. Ницше (?). Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 1'44" | 1.70 Mb |
16. |
"Junge Fischerin" (Friedrich Nietzsche) "Юная рыбачка". Ф. Ницше (?). Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 3'16" | 3.16 Mb |
17. |
"Gebet an das Leben" (Lou Andreas-Salome) "Молитва к жизни". Лу Андреас - Саломе. Музыка Ф. Ницше. Для голоса и фортепьяно. | 2'08" | 2.07 Mb |
18. |
"Manfred-Meditation" "Манфред. Медитация". Музыка Ф. Ницше. Фортепьянный дуэт. | 12'29" | 11.98 Mb |