Александра Перепечина
Отчет о «Ницше-семинаре»
Перепечина А.С. (Москва), педагог дополнительного образования кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, аспирант по специальности «Философия» в РУДН
Настоящий отзыв целесообразно было бы построить таким образом, чтобы в нем цельно были отображены структура, содержание, а также намечены возможные пути развития оцениваемого события.
Стоит сразу отметить уникальность и действительно большую важность инициативной группы исследовательского сообщества, обозначенной как «Ницше-семинар». Именно таковой формат построения философских дискуссий, творческий, свободный и при этом дающий возможность достойным исследователям апробировать своианалитические и критические идеи является по-настоящему креативным (creatio), т.е. создающим качественно новое.
Автору при этом представляется релевантным исходить из собственных научных интересов, задав в последующей оценке состоявшегося семинарапроблему, которую можно очертить при помощи трёх взаимообусловливающих вопросов:
1) Как возможно изучение философского наследия Фридриха Ницше?
2) Вокруг какой актуальной ситуации культуры и времени может быть выстроен дискурс, основанный на рефлексии тех или иных ницшевских концепций?
3) Какую роль анализ критики культуры Ницше играет для современной России?
Все три вопроса составили корпус проблем, образовавших поле для обсуждения докладов, представленных талантливыми, профессионально ориентированными исследователями из различных городов России, что наиболее интересно с точки зрения поиска возможных ответов на результирующий вопрос. Прекрасный и отчетливый ответ на него был сформулирован Алексеем Индриковым в видео-докладе на тему «Ницшевские идеалы в современной модели русской культуры».
На первый вопрос ответ должен быть найден, принимая во внимание факт непростой ситуации вокруг текстов самого Ницше и его критических сборников. В рамках герменевтического подхода и так же вне его рациональным представляется знакомство с учением Ф. Ницше в оригинале, на исходном языке. Вряд ли возможна объективная историко-философская оценка ницшевской философии вне зависимости от стилистического выбора автора (Ницше) без кропотливой работы с оригинальными текстами, будь это «Рождение трагедии из духа музыки» или «Так говорил Заратустра». Попытка проследить преемственность взглядов Ницше была предпринята автором данного отчета-отзыва в докладе под названием «Заратустра Ницше как символ освобождения от ресентимента». Лейтмотивом проведенной работы проходит мысль о том, что идеи Ницше о дионисийском начале в культуре, а также идея ресентимента не являются собственно ницшевскими изобретениями, но Ницше исходит из осмысления идей Артура Шопенгауэра и Пауля Рэ с их последующей критикой.
Второму вопросу на семинаре было отведено достаточно большое количество выступлений. Возможной причиной этого является практическая значимость ответа на вопрос: какова, собственно, цель проведения подобных мероприятий? Есть ли конкретно «Ницше-семинар» аккумулятивная практика сосредоточения различных мнений среди ницшеведов или же он претендует на разрешение некой фундаментальной задачи? К ответу внимательный слушатель мог бы прийти благодаря таким докладам, прозвучавшим на семинаре, как «Вечное возвращение как главная тема философской поэмы «Так говорил Заратустра»» (Дмитрий Фьюче, Москва), «Заратустра Ф.Ницше как воплощение архетипа мудрого старца» (Елена Никитина, Елец), «Учение Ницше в оптике философии прагматизма» (Сергей Пациашвили, Тамбов) и ряду других тем, более узконаправленных.
Среди наиболее интересных и интригующих выступлений можно выделить следующие (хотя и субъективно): «Ницше и Мальвида фон Мейзенбуг: история одной дружбы» (Андрей Гончарук, Воронеж), «Лесной человек и естественная истина. Заметки к работе «Рождение трагедии из духа музыки» (Сергей Сидорков, Елец), «Так говорил Заратустра» и теории анархизма XXвека“ (Георгий Семиглазов, Москва).
Резюмируя вышеизложенное,нельзя не заметить той практической важности, которую несет организация и проведение «Ницше-семинара». Для отечественного сообщества ницшеведов, философов, историков философии, филологов, т.е. людей, как-то связанных с немецкой философией (с «немецким» и «философским» отдельно или в совокупности)настоящие встречи представляют огромную ценность.
С искренними пожеланиями развития проекта,
Александра Перепечина