Ницше, Рио и Болто


Андрей Корсаков
 

 

В долгую доисторическую эпоху человечества дух видели всюду в природе.... 

духом считалось тогда то, что связывает нас с природой, а не то, что отделяет нас от нее.

Ф. Ницше (В дальнейшем все цитаты принадлежат ему).





Одной из главнейших тем Ницше было противо- и со-поставление Инстинкта и Умственного (духовного) начала в человеке. В его среде, среди профессоров, ученых и мыслителей, умственно-духовно развитых людей было достаточно, и в них всех страдала, по его (и моему) глубокому убеждению, часть, ответственная за здоровые и природные инстинкты. Это легко проследить по отличникам в школе - какие они слабые и хилые, если сравнить их с двоечниками, управляемыми инстинктами - жлобы, полные сил и энергии, но без мозгов.

Ницше призывал искать золотую середину, называемую Сверх Человеком, а также призывал излечить "больное животное" в человеке, создаваемое моралью общества, религией, воспитанием и "принципами" (моралью).

В наше время это хорошо видно на примере т.н. задротов - все вечно в интеллектуальном мире, интернете, в синюшном свете мониторов, никаких инстинктов в них почти нет, а те что есть - утеряны, или же от них они далеки (как можно быть близким к животной сути, не выходя из дома и боясь жизни?)

"Я называю животное, индивидуум – испорченным, когда оно теряет свои инстинкты... "

"Человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя образом..." 

У них, в их домах и квартирах, в их слишком ухоженной жизни, никогда нет нормальных отношений с противоположным полом, процветают сексуальные отклонения, отсутствует физическая культура и т.п.

"Из опытов животноводов и садоводов известно, что виды, на долю которых достаются излишки корма и вообще много ухода и заботливости, тотчас же начинают обнаруживать склонность к варьированию типа и богаты диковинными и чудовищными отклонениями (а также и чудовищными пороками)."

Везде, где подавлена природа (т.е. мужское в мужчине, как самый главный пример) - процветает болезненность.

"Природа ими пренебрегла, — она забыла уделить им скромное приданое честных, приличных, чистоплотных инстинктов... Между нами будь сказано, это не мужчины... "

Это проявление подавленности здоровых инстинктов Ницше называл "больным животным".

И призывал, конечно, его излечить.

Как излечить? А вот так - "например, мягким излучением богатой животности в область морального (или религиозного)."

Увы, эта тема Фридриха не нашла поддержки - как всегда случается, когда человек хочет разрушить искусственные границы "жанров существования". Чистые философы и прочие умники не могли это принять - как же так! они-то считали себя Людьми, а оказывается, этот мерзкий Ницше обозначил их как "больных животных"! Какая наглость! А уж про «животных» и не говорю - как к Отцу относились обыватели, и вовсе не секрет. Так и остался Ницше со своей Истиной один-одинешенек, непризнанный и, главное, непонятый. Идею СверхЧеловека примерили на себя фашисты, а больные животные среди обывателей и философов лишь плевались при упоминании имени Фридриха.

Но тем не менее! В наше время все слова Ницше оказались пророческими, и "больных животных" завелось очень много, прямо-таки в вопиющих количествах.

Об этом в наше время было снято несколько мультфильмов. Разумеется, авторами этих шедевров стали люди из Сверхдержавы.

Рассмотрим модные мультфильмы "Рио" (2011) и "Болто" (1994). Помимо совершенно выдающихся сюжетов, персонажей и роскошной графики, в обоих произведениях искусства была блестяще, ненавязчиво подана вышеуказанная ницшевская тема....

1. В "Рио" совершенно верно показано, как надо принимать и любить (embrace, непереводимое дословно словечко из великого и могучего английского языка) свою природную сущность, как возвращение к природным инстинктам делает из больного животного (не умеющую летать птицу, в нашем примере) - животное здоровое. Книжная суть синего попугая осталась с ним, и когда он оживил животное, выпустил его на волю, РАСПРАВИЛ КРЫЛЬЯ (что показано в подробностях!) - оба этих начала соединились нем, и он стал Сверх Животным, так сказать.

В чем урок мультфильма и Ницше?

В том, что инстинкт должен быть сильным и здоровым, а в голове должны быть знания и опыт. Когда что-то одно - это плохо. В первом случае это просто животное, а во втором - т.н. «задрот», сидящий дома и не живущий полноценной жизнью, завалившийся книжками и интернетом.

"...я разумею болезненную изнеженность и измораленность, благодаря которым животное «человек» учится наконец стыдиться всех своих инстинктов. Стремясь попасть в «ангелы» (чтобы не употребить более грубого слова), человек откормил себе испорченный желудок и обложенный язык, через которые ему не только опротивели радость и невинность зверя, но и сама жизнь утратила вкус..."
(Таковым был герой мультфильма в начале повествования).

Обе этих начала должны быть объединены в единое целое...

О чем и был весь этот "Рио", где в птице, которая СЛИШКОМ МНОГО ДУМАЕТ - дословно - (перевешивает чашу весов в сторону интеллектуального начала), со временем, через приключения (т.е. саму Жизнь) просыпается его животное начало, доселе забитое и подавленное. И из него получается Человек.


2. В «Болто» поднята та же тема - и как поднята! на какой высочайший уровень!

Болто, полукровка-пес, не знает - собака он или волк (в нашей интерполяции - забитое человеческое существо с подавленными инстинктами или олицетворение сурового, дикого, сильного, животного инстинкта). В начале сюжета он не чувствует в себе второго начала, и является, по Ницше, "укрощенным".

"...называть укрощение животного его “улучшением” — это звучит для нашего уха почти как шутка. Кто знает, что происходит в зверинцах, тот сомневается в том, чтобы зверя там “улучшали”. Его ослабляют, делают менее вредным, он становится благодаря депрессивному аффекту страха, боли, ранам, голоду - болезненным зверем. — Не иначе обстоит дело и с укрощённым человеком..."

И в Пути (Дао, Жизни) наш герой, Болто, приобретает эту Силу Природы, когда его Праотец (олицетворение дикого, сильного Инстинкта) дает ему понять, что он не совсем собака, а еще и Волк. И Болто совершает рывок и становится СверхСобакой, так сказать, восклицательным знаком существования. Он соединяет в себе силу природы (волк) и порядочные представления о жизни с людьми, детьми, женщинами (собака). И - становится Сверх Человеком.



Вот так просто в этих мультфильмах подана столетней давности тема Ницше, о которой он исписал много томов....

(Разумеется, оба мультипликационных произведения надобно смотреть - и смотреть внимательно, пристально вглядываясь в подтекст, иначе мало что будет вам понятно.)

Как видим, тема эта вечна и, как любая мудрость, повторяется в веках сама по себе, настигая разных творцов и разных авторов с совершенно разных городах и странах.... Как писал Сенека, "у мудрости нет автора", она вечна и изливается от самого Бога в головы тех, кому суждено дать эту мудрость людям.

Люди, смотрите мультфильмы. И не надо никогда говорить, что "америкосы" снимают глупости - это в головах обывателей просто нет знаний, чтобы оценить поданную им мудрость - даже в мультяшной обертке. "Имеющий уши да слышит".