Марс 2023, или Танец Заратустры на концерте «Radiohead»

Рецензия на книгу А.Вольперта «Я – сверхчеловек»

 

 

Роман Алекса Вольперта «Я – сверхчеловек» (Роман о трех превращениях) повествует, как это ни странно, отнюдь не о философии Ницше, которая могла бы, предположу, получить свое достойное претворение в художественном образе. Напротив, это очень личностное путешествие в поисках самого себя, которое имеет три этапа становления, символизируемых знаменитой метафорой Заратустры: верблюд – лев – ребёнок. В этих категориях повествующий субъект интерпретирует свою биографию, и рассказ подталкивает к тому, чтобы, по всей видимости, читатель проникся соответствующей эмпатией к этому неприкаянному гражданину мира, тем более, что сие благородное намерение освящено авторитетом Ницше. Но это, признаюсь, дается с большим трудом. Более того, до конца не верится, автор это все пишет на полном серьёзе, или таки мы имеем дело с изощренным стебом.

Роман производит впечатление не столько литературного произведения в жанре, например, «non-fiction», сколько мотивирующего бизнес-справочника «Как стать богатым и знаменитым», содержание которого заполнено, – помимо пикантных историй, демонстрирующих креативные решения (история спасения Клэр посредством оголения члена на это как бы намекает), – цитатами великих людей – в данном случае цитатами из многострадального Ницше. Энциклопедия успеха Алекса Вольперта в этом смысле нисколько не выделяется из общего ряда бульварной литературы и «львиной» своей частью демонстрирует одно направление мысли автора – достижение материального блага и фантазмирование по поводу удовольствий, сопутствующих его обретению. В частности, желание героя на первых этапах его становления вращается исключительно вокруг основных буржуазных ценностей постсоветского сознания – получить образование в Европе (Франции) и заработать много денег, что собственно, к вящей радости последнего, и происходит. К чести автора нужно признать, что в какой-то момент герой, посвятивший себя служению идее сверхчеловека, погружается в мизантропическое одиночество и, как следствие, отходит от дел. Основным же «добытчиком» в семье становится трансвестит Мия, который на сэкономленные деньги покупает любимому маленький подарок – спортивный комплекс с трамплином для занятий прыжками в воду. Но и это не предел мечтаний. В конце концов, автора приглашают на телевидение, где он имеет возможность выступить с проникновенной проповедью и озвучить свою концепцию «семьи будущего».  Вот об этом немного подробнее.

Реализация проекта сверхчеловека в версии Алекса Вольперта представляется достаточно конкретным и, главное, технологически продуманным решением. Поколение сверхлюдей - это дети от суррогатной матери, во чрево которой подсаживаются яйцеклетки других женщин со всей планеты, оплодотворенных гением Вольперта. Результат подобного «инбридинга» не заставляет себя долго ждать – на свет появляются гуманоиды, готовые к заселению Марса в 2023 году, что затевается, как вы уже догадались, дабы упредить инопланетное вторжение (лучшая защита, как известно, это нападение). Скрещивание генетически различных форм для получения совершенно новых качеств человека – вот квинтэссенция сверхчеловеческой евгеники Алекса Вольперта. Собственно, проблем с генетическим материалом у главного героя не возникает. Ведь, если земля обетованная, где герой чуть было не погряз в «верблюжьей бытовухе» (лишив бы, тем самым, человечество надежды на спасение), запоминается своей иудейской чопорностью, то мать Европа, славная своими доступными арийскими девушками, которые при первой возможности готовы отблагодарить героя ласками и потомством за свое необыкновенное спасение, открывает совершенно новые перспективы. Благодаря деньгам и доступу к современным европейским технологиям герой, таким образом, очень быстро обретает свободу, которая расположена «вне национальности, вне пола, вне религиозной принадлежности», и осознает, благодаря своему необыкновенному альтер-эго Вале (в котором усматривается то ли готовый «мост к сверхчеловеку», то ли символический отец, с которым герой вступает в отношения инцеста), что «для человека Земля – всего лишь малая родина». А раз так, то воспитание в себе сверхчеловека, явленного отныне в различных его генетических модификациях, предназначено для освоения новых планет и форсированного заселения космоса. Признаюсь, мне трудно оценить данный проект с точки зрения его адекватности, тем паче, что все эти сексуальные эксперименты с зачатием и моделированием новой семьи выглядят весьма интригующе. Ясно одно, в Казахстане, малой родине нашего необыкновенного автора, не только сохранен Байконур, но дело Гагарина живет еще и в некоем метафизическом смысле.