Четыре лекции
по философии Фридриха Ницше
Культурный центр "Пунктум"
Лектор: Дмитрий Хаустов - историк философии, преподаватель (РГГУ). Направления интересов: история философии, эстетики, история и теория литературы, феноменология, философская герменевтика, психология и психоанализ.
Лекция 1. Введение в чтение Ницше: ландшафт, тело, текст.
1.1 Краткая биография Ницше: жизнь, сочинения, основные вехи творческого пути. 1.2 Болезнь и путешествие: ритмы тела-болезни – ритмы пересечения ландшафта – ритмы письма-текста; специфика афористического письма. 1.3 Структура мысли: вертикальная ось, восходяще-нисходящее движение тела-мысли, взаимосвязь активных и реактивных сил в структуре тела-мысли. 1.4. Учителя-друзья, учителя-враги: Артур Шопенгауэр и Рихард Вагнер. 1.5. Двойственность безумия: безумие-маска, безумие-судьба.
Аннотация. Главный вопрос, который следует задать себе при знакомстве с философией Ницше, звучит несколько парадоксально: как читать эти тексты? Ясно, что при столкновении с этим лукавым, перспективным и децентрированным письмом общепринятые в европейской философской традиции стратегии чтения не работают. Ницше противится линейности, систематичности, обманчивой ясности: его письмо – это игра, танец, театр, болезнь. Стратегию чтения определяет стратегия письма. Поэтому, прежде чем читать Ницше, необходимо выявить ключевые условия и механизмы его философского письма: телесность, ритмичность, афористичность и двойное безумие, где настоящей мучительной болезни сопротивляется маска – безумие-игра, безумие-поза, безумие-мысль.
Дата: 9 июля в 19-30
Лекция 2. Ницше и Древняя Греция.
2.1 «Настоящая» Греция: досократики, трагики. 2.2 «Рождение трагедии из духа музыки»: трагедия и трагическое, музыка как дионисийское начало, музыка и шопенгауэровская воля, царство формы и аполлоническое начало. 2.3 Еврипид и Сократ как убийцы трагедии: торжество сократической рациональности над трагическим чувством жизни, трагедия Еврипида как рациональная трагедия. 2.4 Реактивность диалектики: сократический импульс европейской рациональности.
Аннотация. Мысль Ницше, по его собственному признанию, несвоевременна. Это значит, что она устремлена в будущее, но вместе с тем ее траектория берет начало в далеком прошлом. Прошлое, питающее мысль Ницше, — это Древняя Греция. Но не та, привычная, уютная, воспетая классицизмом и романтиками, а иная, «настоящая». Греция Ницше – прекрасный и яростный мир богов и сатиров, досократиков и великих трагиков. Греция, знавшая подлинную радость трагического, столь же трагически убитая реактивным рационализмом Сократа – в философии, Еврипида – в трагедии. Мысль Ницше, несвоевременно рожденная «настоящей Грецией», до самого конца сохранит найденные здесь импульсы: трагическое чувство жизни, сила и величие музыки, извечное противоборство двух фундаментальных начал – дионисийского и аполлонического.
Дата: 16 июля в 19-30
Лекция 3. Ницше-Антихрист.
3.1 Христианство и христианская мораль с точки зрения генеалогии: переоценка «вечных» ценностей. 3.2 Рессентимант – дух мщения: мораль рабов против морали господ, «мстительный человек» апостол Павел как истинный отец христианства. 3.3 Ницше-Распятый: двойственность Христа. 3.4 Эволюция реактивных сил: от духа мщения до нигилизма; смерть Бога и последний человек; пророчество Сверхчеловека. 3.5 Соотношение активных и реактивных сил в свете концепции вечного возвращения.
Аннотация. Волевая и стремительная, мысль Ницше всегда нуждалась в препятствии, в противнике, во враге. Такими врагами были Сократ и Еврипид, ими становились вчерашние друзья-учителя – Шопенгауэр и Вагнер. Но главным, монументальным и непобедимым врагом Ницше всегда оставалась христианская религия. Христианство, препарируемое пером философа, может шокировать: религия рабов, питаемая духом мщения, мораль, направленная на порабощение господ, реактивное учение, которым мы обязаны никак не Христу, но «мстительному человеку» апостолу Павлу. Такая интерпретация базируется на оригинальном и мощном инструменте: прочтении христианства с точки зрения «воли к власти».
Дата: 23 июля в 19-30
Лекция 4. Заратустра: учение о сверхчеловеке.
Ницше считал книгу «Так говорил Заратустра» величайшим своим достижением. Именно в ней сформулированы центральные для его философии идеи сверхчеловека и вечного возворащения. Однако уже сама форма произведения вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Что это — профетизм, озвученный вневременным поэтическим слогом, или попытка новой философии, преодолевающей привычный язык систем и трактатов в критическом порыве самоосмысления? И почему — по мысли Ницше — о сверхчеловеке нужно скорее петь, нежели говорить?
Дата: 30 июля в 19-30