Симпозиум 

«Философское наследие Фридриха Ницше»

(7 октября 2014 года)

 

 

Иван Евгеньевич Кочедыков

 

7 октября 2014 года в 13.00 в Институте философии РАН состояля симпозиум «Философское наследие Фридриха Ницше»,  приуроченный к 170-летию со дня рождения философа. В программе: презентация издания первого полного собрания сочинений Ницше на русском языке в 13 томах (издательство «Культурная революция»). Участники: А.А. Гусейнов, Ю.В.Синеокая, А.И.Жеребин (Санкт-Петербург), В.А.Подорога, Н.В.Мотрошилова, Е.А.Полякова (Грайфсвальд), И.А.Эбаноидзе,  Л.Е.Артамошкина (Санкт-Петербург), Г.Е.Боков (Санкт-Петербург), К.В.Ворожихина.

А.И. Желебин д.ф.н., профессор  выступил с докладом «Загадка великого разрыва». Он рассказал о причинах декаданса – разорванности между феноменальным и трансцендентным миром. Воля же к преодолению декаданса – путь к новой критической антропологии. Сверхчеловек ступень на пути к богочеловеку не только русская концепция. Ницше по мере своего развития все больше сплавлял языческих и христианских богов в единый образ. И это понимал Томас Манн. Ницше обожествлял тело. Он искал нового смысла земли и освещения плоти в поисках третьего царства. Это царство – синтез просвещения и веры, свободы и оков, бога и мира. И нам кажется, что борьба за новое человечество, нигде со времен со времен Гоголя не шла искреннее, чем в России.
 
Следующим взял слово Подорога В.Н. д.ф.н, профессор. Он выступли с критикой существующих интерпретаций. Так как они замещают текст самого Ницше.  Подорога отметил заслугу Фестре-Ницше в издании «Воли к власти», так как это подстегнуло общий интерес к наследию этого мыслителя.  Ницше по словам Подороги – философ будущего или антифилософ. Он имеет не философию, а гуманитарный опыт, противостоящий стандартным философским методам.
 
Мотрошилова Н.В. говорила хвалебные словеса о переводе собрания сочинений Ницше. По ее словам главное, что вызывает восхищение в Ницше и чему можно поучиться – ответ на вопрос – как не быть рабом заблуждений философов прошлого.  Своей темой переоценки ценностей Ницше ухватил некий нерв истории, которые даже сейчас нам все еще остается не очень понятным.  Ницше, по словам Мотрошиловой, был неординарным предсказателем.  Ницше предсказывает не конкретные вещи, а блоки работы истории. Ницше задал траектории развития нашего времени.  Он предсказал превращение большой свободы в большую разнузданность.  Мы живем в эпоху, когда ценности меняются на антиценности.
 
И.А.Эбаноидзе рассказал о подготовке и издании собрания сочинений, о примечаниях. Рассуждал о метафорах в произведениях Ницше, способы их восприятий.
 
Самым интересным, на мой взгляд был доклад Екатерины Андреевны Поляковой (Грайфсвальд) на тему «как возможен суверенный индивид?» Суверенный индвид для Ницше сугубо положительное понятие. Автономия индвида должен освободиться от навязываемых обществом норм. Благородство – не считать свои нравственные обязательства, обязательными для всех – так пишет Ницше в книге «за пределами добра и зла». 
 
Отсутствие системы у Ницше не означает отсутствие последовательности в изучении некоторых философских проблем.
 
Ницше, по словам Поляковой, стоит у истоков того, что постмодернисты называют смертью субъекта. Индивид является чем-то непрозрачным для самого себя.  «Все мы представляем не то, что мы видим в своих экстремальных состояниях, которые только и доступны нам». Наши страсти непредсказуемы. Мы знаем о наших чувствах только то, что знает наш язык. А язык в  свою очередь – стадная перспектива, в которую мы переводим наши  индивидуальные чувства и мысли. Потому истинность наша ускользает от нас самих. 
 
Кто же тот индивид, который должен быть суверенным, может сказать я и претендовать на нечто большее, чем недоразумение по отношению к самому себе?  Душа – собрание аффектов и влечений и не более того. Иногда один из этих аффектов одерживает верх и говорит, что он репрезентирует все Я.  Так что наше Я является побочным продуктом. (кстати, примерно такую же аргументацию проводил Давид Юм в своем трактате о человеческой природе). 
 
Ницше считает, что у философов очень слабо развито личностное начало, а оно им очень необходимо. С генеалогической точки зрения понятие личность – продукт христианских переоценки античных ценностей. Такое понимание для Ницше также иллюзорно, как и объективность научного познания. Получается некая иллюзия индивидуального. Такое отрицание роднит его с французским либертинажем. 
 
Анализ души у Ницше не заканчивается отрицанием ее целостности и прозрачности. И это было бы не ново. Разделение не рабов и господ. Взаимные недоразумения между рабом и человеком возможны внутри одной человеческой души. Полякова Е.А. считает, что это место очень важно для понимания суверенности индивида. В индивиде идет соревнование воль. Почти невозможно различить раба и господина. Адекватно говорить о сильной и слабой воли. Тогда из борьбы воля узнает себя. Без сопротивления воля не проявляться. Бессмысленно говорить о суверенной личности как данной, но не бессмысленной говорить о констелляции и борьбе сил внутри нее.  Можно говорить о более или менее свободном индивидууме, о более или менее свободном уме.
 
В виду внутреннего противостояния воль, противостояние чему-то внешнему (вроде государства) становится второстепенным. Более того борьба против них – предлог для прекращения внутренней борьбы, ее забвение. Это предлог для слабых, так называемых свободных умов.
 
Ницше говорит о суверенном индивидууме в смысле возвышение человеческого типа.  Критерий силы.
 
Ценность той или иной вещи заключается в том, чем она нам обошлась. Свобода как то, чего нельзя иметь, то к чему надо всегда стремится. Это идеал аристократической свободы. С точки зрения Ницше совсем непросто отличить раба и господина в самой человеческой душе. Ценность индивида, в том, что свобода дорога ему обходится. Наибольшая свобода суверенности – преодоление самого сильного инстинкта, своего самого сильного вожделения. Принятие стороны наибольшей боли и испытания.  Самопреодоление – признак сильной личности, цена ее суверенности и свободы. И этот критерий невозможно обобщить, сделать критерием для всех. Чем можно пожертвовать исходит из самого индивидуума.   Философия должна стать борьбой против своего сердца, своих желаний. Личность именно так должна проявить себя. Для Ницше самая важная мысль – бессмысленность бытия. Это его последняя мораль, «живой пробный камень души.» Суверенность нельзя сохранить. Всегда подчиняемся новой желательности. Возможно она и есть мировым двигателем. Ницшевское подозрение опровергает само себя. Мы здесь делаем то, от чего старались уйти.  
 
Также в конце своего выступления Полякова Е.А. рассказала о том, как Ницше критиковал европейский идеал недоверия, ведь жизнь требует и доверия к ней.  Эти вопросы остаются открытыми. 
 
Суверенность не есть данность, но вновь и вновь завоевание дистанции. Завоевание ее делает возможным самоуважением. Условие суверенности является разнонаправленность человека.
 
К.В. Ворожихина (институт философии РАН) сделала доклад о рецепции Ницше во Франции в первой половине двадцатого века.
 
Г.Е.Боков (доцент, к.ф.н) выступил с докладом о влиянии Ницше на протестантскую теологию «смерти бога».