Фильм Жулио Брессана

"Дни Ницше в Турине"

 

 

 

 

 

 

Фильм о жизни Ницше в Турине в конце 1888 – начале 1889 года. Именно там и именно тогда этот величайший философ нашего времени написал свои последние строки. Попытки кинематографистов отразить на экране что-то по-настоящему великое неизменно оказываются неудачными: получаются лишь пародии, не имеющие никакого отношения к силе, могуществу, доблести, мудрости, глубине. Почему? Массовому сознанию великое недоступно, потому и стараются всё упростить, разъяснить, сделать понятным для всех. Результат предсказуем. В таком же ключе, хотя и с претензией на большее, подкрепляемой текстами Ницше, создан и данный фильм. Ницше из фильма – не Ницше: он слишком сентиментален, слишком домашний и тихий – совсем не гигант, не герой и не гениальный мыслитель, преодолевший весь круг представлений современной эпохи и принадлежащий дню завтрашнему. Ницше из фильма – не молния и не динамит… Сомнителен фильм и встречающейся иногда редакцией текстов философа, пассажами и соображениями, добавленными "от себя", а также несколькими видео-иллюстрациями важнейших мыслей Ницше, мягко говоря, совершенно неподходящими. Означает ли это, что фильм не стоит смотреть? Вовсе нет. Он интересен, во-первых, отличными съемками великолепной архитектуры Турина – той атмосферой, которая тогда окружала мыслителя, во-вторых, крайне удачной анимацией подлинных фотографий Ницше и его близких, друзей, а также сценическими вариациями вокруг этих фотографий, и, в третьих, в общем-то неплохо подобранными текстами из сочинений, заметок и писем философа. У знающих Ницше кинокартина вполне может вызывать любопытные ассоциации, а у не знающих – пробудить к нему интерес. Теперь о “безумии” Ницше в конце фильма. С точки зрения психиатрии поэты, философы, провидцы, пророки – безумцы, особенно когда в состояниях экстатических к ним приходит прозрение. Но с точки зрения поэтов, философов, провидцев, пророков безумны как раз так называемые "нормальные" люди, затерянные в повседневности и не видящие неба над головой. В приступах эпилепсии перед потерей сознания Достоевскому открывалась сверхъестественная красота, без которой немыслима его философия. Перед тем, как Ницше ушел в неизвестное нам измерение и, как полагают, перестал реагировать на окружающее, он, судя по его высказываниям, действиям, записям, находился в состоянии высочайшем: мир вдруг открылся ему в изначальном единстве, блистательным, пребывающим в вечности… Создатели фильма дали сему интерпретацию медицинскую. Ну что ж… Посмотрите кино, потом почитайте Ницше…

 

C более подробной рецензией на фильм можно ознакомиться в материале нашего блога: "Дни Ницше в Турине: Иллюстрированная биография"

 

 

 

 

Год выпуска: 2001

Страна: Бразилия

Жанр: драма

Продолжительность: 01.24.04

Перевод: Субтитры

Русские субтитры: есть

 

Режиссер: Жулио Брессан / Júlio Bressane

В ролях: Фернандо Эйрас, Paulo José, Leandra Leal, Tina Novelli, Isabel Themudo, Paschoal Villaboin, Mariana Ximenes