А. В. Михайловский «Поэт возвращения (О Фридрихе Юнгере)»

Страницы: 1 2

p>ПРИМЕЧАНИЯ

1. Junger F. G. Erinnerungen an die Eltern // Freundschaftliche Begegnungen, Festschrift fur Ernst Junger zum 60. Geburtstag / Hrsg. Armin Mohler. Frankfurt am M.: Klostermann, 1950. S. 208.

2. Юнгер Э. Тотальная мобилизация // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт / Пер. А. В. Михайловского. СПб.: Наука, 2000. С. 461.

3. Юнгер Э. В стальных грозах / Пер. Н. О. Гучинской, В. Г. Ноткиной. СПб.: Владимир Даль, 2000. С. 201.

4. Наиболее известные представители этого движения наряду с братьями Юнгерами - Франц Шаувекер, Гуго Фишер, Эрнст фон Заломон и Эрнст Никиш.

5. См.: Prumm K. Die Literatur des Soldatischen Nationalismus der 20er Jahre (1918-1933). Gruppenideologie und Epochenproblematik. Kronberg/Taunus, 1974.

6. Junger F. G. Aufmarsch des Nationalismus / Hrsg. (u. einl.) Ernst Junger. B.: Vormarsch-Bucherei, 1926. S. XI f.

7. Junger F. G.Aufmarsch des Nationalismus. S. 16.

8. Это эссе дало название сборнику, в котором впервые была опубликована "Тотальная мобилизация" Э. Юнгера. См.: Krieg und Krieger / Hrsg. Ernst Junger. B.: Junker u. Dunnhaupt, 1930.

9. Эта особая топография получила оформление во многих текстах 20-30-х гг., исходивших из опыта мировой войны. Помимо "Тотальной мобилизации" можно привести в пример статью Гуго Фишера (национал-большевистский круг Э. Никита) "Немецкий пехотинец 1917 года".

10. Junger F. G. Krieg und Krieger. S. 63.

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. IV, афоризм 108 // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 296.

12. См.: Lowith K. Von Hegel zu Nietzsche. Der revolutionare Bruch im Denken des neunzehnten Jahrhunderts. Stuttgart: S. Fischer, 1969. S. 396 f.

13. Речь идет именно о рейхе, а не об империи, которая, по мнению некоторых консервативно-революционных публицистов, имеет скорее романское происхождение и не соответствует германскому духу (см., напр.: Niekisch E. Entscheidung. В.: Widerstands-Verlag, 1930).

14. См.: Mokier A. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Grundri? ihrer Weltanschauungen. Stuttgart, 1950. Существуют также важные полемические работы более позднего времени: Sontheimer K. Antidemokratisches Denken. Munchen, 1968; Gerstenberger H. Der revolutionare Konservatismus. B., 1969; Greiffenhagen M. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland. Munchen, 1971. О "консервативной революции" на русском языке существует историческое исследование О. Ю. Пленкова. Эта монография во многом основывается на немецкоязычной вторичной литературе, содержит подробные сведения об отдельных авторах и течениях. См.: Пленное О. Ю. Мифы нации против мифов демократии. СПб., 1997.

15. Makler A. Die Konservative Revolution. S. 11.

16. Ibid. S. 17.

17. Взаимоотношению политики и идеологии А. Молер посвящает специальное примечание (ibid. S. 18-19), где он отказывается понимать "консервативную революцию" в размытом смысле. Для слова "фашизм", если его не применять строго к политическому феномену Италии времен Муссолини, вообще характерна такая неопределенность (здесь границы отрицательной формы "антифашизм" уже не совпадают

с границами утвердительной формы). Отсюда напрашивается вывод, что не стоит идти по зыбким путям, когда прежде не проведено четких разли-чиймежду "фашизмом", "национал-социализмом", "национализмом" и т. д. Также не стоит обманывать себя иллюзией, что определенность политической топографии "левых" и "правых" позволит все расставить по своим местам. Период Веймарской республики со своим хаосом партий и лозунгов как раз очень хорошо демонстрирует невозможность однозначных оценок.

18. Ibid. S. 18-19.

19. Ibid. S. 19.

20. Это удачное замечание принадлежит Герману Раушяин-гу. См.: Rauschning H. Konservative Revolution. Versuch und Bruch mit Hitler. N. Y., 1941. P. 105 f.

21. Mokier A. Die Konservative Revolution. S. 20.

22. Как правило, речь идет о распространенном в начале XX в. неокантианстве как гносеологическом методе.

23. Приключение, das Abenteuer, у Э. Юнгера вообще становится одной из главных форм жизни небюргерского человека. Ср. заголовок его книги "Сердце искателя приключений" (1929).

24. Цитата приводится по: MohlerA. Die Konservative Revolution. S. 28-29.

25. Ibid. S. 112-116.

26. Осмысление ситуации "между" было conditio sine qua поп философской, богословской, художественной и политической мысли в Германии между двух войн. В качестве характерной иллюстрации можно привести название известного богословского журнала "Zwischen den Zeiten".

27. Если не отбрасывать сразу расхожее имя "поэта-пророка", а попытаться понять, что может за ним скрываться, то "опережение своего времени" (и соответствующая ему форма высказываний) представится как продумывание до конца из определенной точки "здесь и сейчас" того, что для людей привычно и якобы разумеется само собой. Отсюда можно понять тот поражающий размах, который присущ многим резко откровенным словам Ницше и в том числе таким: "Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном - о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит" (Ницше Ф. Весе homo // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 762).

28. О столичной жизни того времени см.: Muhleisen H. Ernst Junger in Berlin. 1927-1933. Marbach am Neckar, 1998.

29. Junger F. G. Die Perfektion der Technik. Prankfurt a. M., 1953. S. 7

30. См. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб., 2000. С. 234-294.

31. Примечательно, что о "Perfektion der Technik" в связи с "тотальной мобилизацией" говорит и Э. Юнгер в 50 параграфе "Рабочего". В такой перспективе эссе Ф. Г. Юнгера предстает как продолжение одного большого разговора двух братьев.

32. См. также: Junger F. G. Maschine und Eigentum. Prankfurt a. M., 1949.

33. Junger F. G. Die Perfektion der Technik. Frankfurt a. M., 1953. S. 171.

34. К. Ясперс в книге 1949 г. "Истоки истории и ее цель" приводит любопытное сравнение "Рабочего" и "Совершенства техники". С позиции "рассудительности" Ясперс критикует "эстетическую" позицию обоих авторов, упрекая их концепции в "односторонности и страстности". Приговор рационального философа окончателен: "В сущности говоря, такое мышление не создает ничего верного... Поэтому в тоне авторитарной решимости нет ничего действительно обязывающего читателя" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 283-284).

35. Главным образом речь идет об эссе "Через линию" (1950) и "Путь через лес" (1951).

36. См. посвященный Ф. Г. Юнгеру очерк немецкого литературоведа В. Гренцманна "Между мифом и машиной" в книге об актуальных темах современной немецкой литературы: Grenzmann W. Dichtung und Glaube. 5. neub. Aufl. Frankfurt a. M.; Bonn, 1964.

37. Junger F. G. Griechische Mythen. 4. Aufl. Frankfurt a. M., 1994. S. 9.

38. Ibid. S. 31.

39. Ibid. S. 35.

40. Ibid. S. 156.

41. Junger F. G. Im tiefen Granit: nachgelassene Gedichte von F. G. Junger / Hrsg. v. Citta Junger. Stuttgart: Klett-Cotta, 1983. S. 40.

42. Weizsacker C. F. von. Der Garten des Menschlichen. Munchen; Wien, 1977. S. 407 (Пер. В. В. Бибихина).

43. Anteile. Martin Heidegger zum 60. Geburtstag. Prankfurt a. M., 1950.

44. Русский перевод "Пустоши" см.: Юнгер Ф. Г. Пустошь // Философская газета, №2 (3), 2001. Примечательно, что в том же сборнике было впервые напечатано эссе Э. Юнгера "Через линию", на которое Хайдеггер ответил статьей "О "линии"" в 1955г.

45. Lowith K. Von Hegel zu Nietzsche. Stuttgart, 1969. S. 212.

46. О рецепции Ницше в "консервативной революции" см.: Mokier A. Die Konservative Revolution, S. 116-122.

47. См. Baeumler A. Nietzsche, der Philosoph und Politiker. Leipzig, 1931; Fischer H. Nietzsche Apostata, oder Die Philosophie des Argernisses. Erfurt, 1931; Lowith K. Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen. B., 1935: его же: Von Hegel zu Nietzsche. Stuttgart, 1941.

48. Jaspers K. Nietzsche. Einfuhrung in das Verstandnis seines Philosophierens. B., 1936.

49. См. Heidegger M. Nietzsche. 2 Bde. Pfullingen: Neske, 1961.

50. Боймлер специально занимался Ницше и издавал его сочинения в КТА (Kroner Taschenbuch Ausgabe) (тт. 70-78). Ср. его "Studien zur deutschen Geistesgeschichte" (1937).

51. См., напр.: Lowith K. Von Hegel zu Nietzsche. Stuttgart, 1969. S. 207.

52. Выражение О. Ф. Больнова из его вдумчивой статьи о Ф. Г. Юнгере и В. Бергенгрюне, где экзистенциально-историческому сознанию впервые противопоставляется идея "циклического времени" в немецкой послевоенной поэзии. См.: Boll-now O. F. Friedrich Georg Junger - Werner Bergengruen. Zwei Dichter der neuen Geborgenheit // Unruhe und Geborgenheit im Weltbild neuerer Dichter. Stuttgart, 1953. S. 110-118. О поэзии Юнгера см. также: Jaeckle E. Friedrich Georg Junger // Deutsche Dichter der Gegenwart / Hrsg. B. v. Wiese. B., 1973.

53. Junger F. G. Die Silberdistelklause. Hamburg, 1947. Цит.

по: Junger F. G. Samtliche Gedichte. Frankfurt a. M.: Klostermann, 1974.

54. Особенно важной представляется книжка "Жемчужная нить": Junger F. G. Die Perlenschnur. Hamburg, 1948. Далее цит. по: Samtliche Gedichte. Frankfurt a. M., 1974.

55. Rhythmus und Sprache im deutschen Gedicht. Stuttgart, 1952. S. 22.

56. Gedachtnis und Erinnerung. Frankfurt a. M., 1957. S. 112.

57. Ibid. S. 113.

58. Ibid. S. 110-111.

59. Ibid. S. 111.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Первая библиография Ф. Г. Юнгера, включавшая также обзор немногочисленной вторичной литературы, была составлена А. Молером при содействии Ж. П. де Кудра и Г. Грейнера (Гамбург) и вышла в свет 1 сентября 1958 г.:

Friedrich Georg Junger zum 60. Geburtstag / Hrsg. B. v. Wiese, 1958.

Более полный обзор содержат поздние публикации А. Моле-ра и Ж. П. де Кудра:

Coudres J. P. des. Friedrich Georg Junger-Bibliographie // Phi-lobiblon, Jg. 1963.

MohlerA. Friedrich Georg Junger // Criticon, 46, 1978.

К сожалению, мне была недоступна монография А. Рихтера - единственная, которая на сегодняшний день наиболее полно представляет творчество Ф. Г. Юнгера и содержит библиографию всех неполитических статей автора:

Richter A, H. A Thematic Approach to the Works of F. G. Junger. Bern; Frankfurt a. M., 1982.

Исчерпывающие сведения о сочинениях Ф. Г. Юнгера можно почерпнуть в указателе, изданном в Немецком литературном архиве (Марбах-на-Неккаре) глубоким знатоком творчества Ф. Г. Юнгера Ульрихом Фрёшле:

Froschle U. Friedrich Georg Junger (1898-1977). Kommentiertes Verzeichnis seiner Schriften / Hrsg. v. d. Deutschen Schillergesellschaft. Marbach am Neckar, 1998.

Избранная библиография дает обзор ранних публикаций в национал-революционных изданиях и философской эссеисти-ки, оставляя за его рамками многообразные поэтические и прозаические сочинения. В библиографию не была включена и вторичная литература, как правило представляющая собой небольшие публикации в ряде немецких и швейцарских газет и журналов и посвященная либо личности автора, либо отдельным проблемам его творчества. Некоторые главы из книг, посвященные Ф. Г. Юнгеру, упоминаются в примечаниях к вступительной статье.

ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК

Пустошь [Диалог между Хироном и Паламедом] / Пред, и пер. А. В. Михайловского // Философская газета № 2 (3), 2001.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Krieg und Krieger // Krieg und Krieger / Hrsg. Ernst Junger. B.: Junker u. Dunnhaupt, 1930. S. 53-67.

О Веймарской республике: Einleitung // Das Gesicht der Demokratie. Ein Bilderwerk zur Geschichte der deutschen Nachkriegszeit / Hrsg. Edmund Schultz. 2. Aufl. Leipzig: Breitkopf AHartel, 1931. S. 1-24.

Полемика с Томасом Манном: Konstruktionen und Parallelen // Widerstand, 4. Jg. 1929, H. 6. S. 177-181.

Vom Geist des Krieges // Widerstand, 4. Jg. 1929, H. 8. S. 225- 30.

Wahrheit und Wirklichkeit. Ruckblick auf den Zerfall der burgerlichen Welt. // Widerstand, 9. Jg. 1934, H. 5. S. 138-147.

ЭССЕИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Aufmarsch des Nationalismus / Hrsg. u. Vorw. Ernst Junger. B.: Vormarsch-Verlag, 1926. (In Reihe: Vormarsch-Bucherei).

Uber das Komische. B.: Widerstands-Verlag, 1936.

Griechische Gotter. Apolion - Pan - Dionysos. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1943.

Die Titanen. KL, 1944

Griechische Mythen. KL, 1947. Включает в себя наряду с эссе "Griechische Gotter" и "Die Titanen" неопубликованную часть "Heroen". (3. umgearb. und illustr. Ausgabe, KL, 1957.)

Die Perfektion der Technik. KL, 1946.

Die Perfektion der Technik. 2. erw. Aufl. KL, 1949. Число параграфов увеличено с 39 до 46 и добавлено приложение "Die Weltkriege".

Maschine und Eigentum. KL, 1949.

Die Perfektion der Technik. 4. durchges. u. stark verm. Aufl. KL, 1953. Объединяет в себе 2 изд. эссе "Die Perfektion der Technik" и дополненный текст эссе "Maschine und Eigentum".

Orient und Okzident. Essays. Hamburg: H. Dulk, 1948. Содержание: Martial - Wanderungen auf Rhodos - Briefe aus Mon-dello - Klopstocks Oden - Uber die Geschichten aus Tausend-undeiner Nacht - Persische Dichter: Omar Khajjam/Sadi/Ha-fis - Uber die Symmetrie - Italienischer, franzosischer und englischer Park - Galiani.

Nietzsche. KL, 1949.

Rhythmus und Sprache im deutschen Gedicht. Stuttgart: Klett, 1952.

Die Spiele. Ein Schlussel zu ihrer Bedeutung. KL, 1953.

Sprache und Kalkul. KL, 1956. Доклад в ряду устроенных Баварской академией изящных искусств чтений на тему "Искусства в техническую эпоху".

Gedachtnis und Erinnerung. KL, 1957.

Sprache und Denken. KL, 1962. Содержание: Lichtenberg - Sprache und Kalkul - Wort und Zeichen - Vermittlung und Grenze. Zur Geschichte der Hegeischen Dialektik - Satzsinn und Satzbedeutung. Gedanken zu den "Schriften" von Ludwig Wittgenstein - Sprache und Denken - Graf Paul Yorck von Wartenburg - Bi-Yan-Lu.

Die vollkommene Schopfung. Natur oder Naturwissenschaft? KL, 1969.

Gluck und Ungluck // Was ist Gluck. Ein Symposion. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1976. S. 7-25.

См. здесь: Фридрих Юнгерн "Ницше"

Страницы: 1 2