Пути Хайдеггера к Ницше
Б. В. Марков
По изд.: Хайдеггер М. Ницше. В 2-х тт. Т.1. - М.: Изд-во "Владимир Даль", 2006. - С.573-599
Путь Хайдеггера к Ницше достаточно хорошо изучен. В целом отношение Хайдеггера к философии Ницше определяется вопросом о нигилизме. С одной стороны, он явно преувеличивал его значение в аспекте технического покорения мира, а с другой — недооценил его роль в трансформации философии. К числу слабостей хайдеггеровского понимания нигилизма относится пренебрежение философским контекстом, в котором развивалось мышление Ницше (биологизм, психологизм, философия жизни и философия ценностей), а также постепенное усиление вопроса о бытии. Хайдеггер сопоставлял Ницше с великими философами, для того чтобы проиллюстрировать свой тезис о забвении бытия.
Хайдеггер читал Ницше в свете опыта современности, раскрытого в «Бытии и времени». Инвестирование собственного опыта может обернуться произволом. Однако Хайдеггер пошел на этот риск, считая, что в разговоре, даже дошедшем до разлада, выявляется существо дела. Спор есть подлинная критика, высшая и единственная возможность дать истинную оценку мыслителю, ибо заставляет следить за его мыслью и следовать за нею в ее действенной силе, а не слабости. Спор возбуждает высшее напряжение мысли. Во-первых, Хайдеггер раскрывает Ницше как соучастника проблематики, поднятой в «Бытии и времени». Во-вторых, дело Ницше становится в то же время и его собственным делом; оппонент превращается в ученика. В-третьих, Хайдеггера интересует определение судьбы западной метафизики. По мнению Хайдеггера, мы [573] никогда не сможем понять философию Ницше, если не постигнем его мышление как завершение западноевропейской метафизики и не перейдем к совершенно другому вопросу об истине бытия. Таким образом, в поле внимания попадает то, о чем сам Ницше не думал.
Хайдеггер в 1910—1914 г.г. основательно изучил «Волю к власти». Эта «роковая книга» была основой его дальнейшего истолкования философии Ницше. На его восприятие тезиса о воле к власти в
Хайдеггер полемизировал, с одной стороны, с К. Ясперсом, настаивавшим на многообразии позиций и взглядов Ницше, а с другой, с А. Боймлером, который представил Ницше систематиком и отбросил его учение о вечном возвращении как субъективное. Наконец, он полемизировал и со своим бывшим учеником К. Левитом, который посвятил этому учению целую монографию. После крушения Третьего рейха Хайдеггер представлял свои лекции как «духовный протест» против национал-социализма, который стал для него теперь символом нигилизма
Воля к власти у Хайдеггера и Ницше
Свои лекции Хайдеггер начал с истолкования воли к власти и, прежде всего, феномена воли. Поскольку многие интерпретаторы читают Ницше через призму учения Шопенгауэра, постольку Хайдеггер постоянно указывал на то, в чем расходятся оба мыслителя: если у Ницше воля к вла- [574] сти служит манифестации жизни, то у Шопенгауэра воля преодолевает саму себя.
Хайдеггер указывал, что выражение «воля к власти» в мышлении Ницше играет двоякую роль: во-первых, оно обозначает главный философский труд Ницше, вынашиваемый и подготавливаемый годами, но так и не завершенный; во-вторых, является отличительной особенностью всего сущего. Воля к власти — последнее, к чему мы нисходим. Хайдеггер считал, что, будучи именованием основной особенности всего сущего, выражение «воля к власти» дает ответ на вопрос о том, что же представляет собой сущее, и поэтому оно стало заголовком основного философского труда Ницше, который говорит, что в своей основе все сущее есть воля к власти.
Выражение «воля к власти», постепенно проникало в дискурс Ницше, и существенно трансформировалось. Его значение было, если не осознано, то выражено достаточно рано. В «Рождении трагедии» власть понимается как власть художника, который творит новые образы, определяющие жизнь целой эпохи. Затем не без влияния свойственного многим современникам Ницше культа великих людей возникает эстетика гения. Ницше даже считает, что существование множества обывателей оправдывается исключительно тем, что они своими усилиями создают и поддерживают условия творчества нескольких гениальных личностей. Не остался Ницше безучастным и к успехам науки. В «Веселой науке» он трактует знание не как отражение, а как моделирование и конструирование такой картины мира, которая затем воплощается в науке и технике. Отсюда критика субстанциализма и новый «перспективистский» проект: знание как инструмент власти помогает организовать и упорядочить реальность, использовать ее ресурсы как сырье для производства необходимых вещей.
Точно так же Ницше распространил свое учение о воле к власти и на саму жизнь. В каком-то смысле его тезис о жизни как воле к власти противостоит тезису Дарвина о борьбе за существование. Смысл жизни лежит вне нее, и главное в ней не самосохранение, а господство. Агональный харак- [575] тер бытия обеспечивает развитие и при этом предполагает признание негативных сторон борьбы за свободу. Уравнительная справедливость пытается избавиться от господства и подчинения, что приводит к стагнации культуры. На самом деле, полагал Ницше, свободная игра сил приводит к тому, что правят сильные, а не слабые, и обеспечивает более высокий уровень справедливости.
Это снимает многие парадоксы ницшеанской теории воли к власти. Ницше расценивает метафизику, религию и мораль как формы воли к власти, и, в принципе, между ними, наукой и «эстетиками существования» нет разницы. Различие власти сильных и слабых объясняет то, почему одни формы власти, например христианскую мораль, Ницше расценивает как негативные, а другие — науку, искусство, жизнь — как позитивные.
Он понимает волю к власти как становление — вечную игру множества сил в природе, и там, где убывает одна, прибывает другая. В эту чудовищную игру вовлечен и человек, ставящий свою жизнь на карту, как только появляется на свет. Именно открытое и честное признание жизни как воли к власти и свободной игры разнонаправленных сил может стать основой правильного воспитания. Моральные же запреты, ограничивающие поведение человека, делают его слабым, нежизнеспособным и нечестным. Власть Ницше понимает не как сущность, а как отношение. Причина стремления к ней коренится не в природе человека. Ницше противник «слишком человеческих» форм власти. Высшую ее форму он видит в становлении, которое есть не что иное, как игра стихийных сил бытия, которые играют и человеком. Закрываясь от их воздействия, он утрачивает возможность развития. Во второй части «Заратустры» Ницше впервые написал «Жизнь — это воля к власти». Но воля к власти несводима ни к механическому, ни к органическому процессу, она не присуща и волящему я. Ницше писал о том, что она дополняет как механическое, так и теологическое понятие силы. Воля к власти как «последний факт» оказывается эссенцией мира, пронизывающей различные виды человеческой деятельности, в том числе и философию.[576]
Но что значит воля к власти, если нет никакой воли и никакого я? На самом деле «воля к власти» у Ницше есть нечто совершенно противоположное тому, что обычно понимают под этим словосочетанием. Тщательная и всесторонняя интерпретация Ницше разрушает метафизическую схему, которую навязал Хайдеггер. Воля к власти — это борьба противоположностей. Всякая противоположность предполагает единства, которые вступают в борьбу, а они предполагают границы и противостояния. Законом образования таких единств становится анти-закон: всякая власть вступает в борьбу с другой властью и тем самым сохраняет и усиливает саму себя. Чтобы не вступать в споры со старой логикой, Ницше называет вступающие в борьбу противоположностей единства «аффектами», «влечениями», «динамическими квантами» или «волей к власти». Он отмечает, что «воля» — это, конечно, нечто более сложное, чем «единство». Нет воли самой по себе и эпитеты «сильная» или «слабая» воля ведут к заблуждению. Однако если отказаться от абсолютизации застывшего становления, то эти выражения обретают смысл. «Слабая» и «сильная» воля характеризуют не сущность, а координацию становления. Воля к власти не должна расцениваться как последняя основа порядка сущего, а наоборот, как основа сомнения в существовании такого рода окончательного и завершенного порядка.
В свершении воли к власти, как различии свершения, проявляется и различие мышления. То, что мышление оперирует различиями, остается скрытым, ибо на поверхности проявляется лишь логическая последовательность и связь. Но именно благодаря производству различий мышление оказывается «живым», то есть, связанным с целым, которое проявляет себя не непосредственно, а как противоположность частей. Отсюда возникает проблема ориентирования, которая определяется игрой сил власти. Важным вопросом является, как бытие определяется становлением. По Аристотелю, ответ заключается в различии меняющихся качеств и постоянных субстанций, это обрекало метафизику на апории временного и вневременного. Ницше стремился избавить мышление от допущения вневремен- [577] ных форм бытия и сознания и этим заложил основу принципа системности, в которой самореференция, или удвоение, играют ведущую роль. Осознанные чувства есть чувствуемые чувства, равно как сознательные суждения — это обсуждаемые суждения. Интеллект удваивает мир. Удвоение рождает память. Осознавать — значит различать. При этом нечто осознается, если осознается его отличие от другого, от неизвестного, «данного», «бытия». Различать — это значит, и разрешать: первоначально нечто становится тем или этим без какой-либо бытийственной основы. В начале имеется вера в то, что нечто есть истина. Она есть род суждения в модусе «да», то есть признание другого. Сказать «да» — это одновременно признать нечто как «хорошее». Всякое видение, резюмировал Ницше, содержит в себе оценку. Возможность оценки связана с тем, что человек верит тому, что видит, и не верит тому, что не видит. Шаг за шагом Ницше показывает, как постепенно из этого нерасчлененного способа восприятия мира дифференцируются «атомы», «монады», которые связаны с чувствами, инстинктами, потребностями, которые затем получают сокращенное выражение в знаках и схемах рассудка. Высшая возможность говорить «да» или «нет» выражается у Ницше в дионисийстве, как идеале ориентирования. Неограниченное и радикальное становление у Ницше включает в себя бытие.
Хайдеггер различал онтическое и онтологическое определения бытия. Суть этого различия состоит в том, чтобы преодолеть гносеологическое определение бытия на основе принципов разума и выйти на «экзистенциальное» его понимание. Как и Ницше, Хайдеггер считал бытие силой. Однако власть бытия он понимал односторонне: человек должен прислушиваться к знакам бытия и исполнять послания. Напротив, воля к власти определяется Ницше как универсальная характеристика становления, а человек выступает как свободная по отношению к природе сила. Важно отметить, что власть определяется Ницше не как сущность или субстанция, а как стратегия. Воля к власти волит саму себя, но она никогда не равна самой себе, а напротив, старается превзойти себя. Для нее не существует законов: [578] как игра сил, она спонтанна и сингулярна, изменчива и непостоянна. Таким образом, она не только не является основным понятием метафизики, но подрывает само ее существование. Отсюда неправомерно квалифицировать Ницше как метафизика, даже если речь идет о конце метафизики.
Учение о возвращении как основная мысль метафизики Ницше
Ницше известен как сторонник «вечного возвращения». Правда, осталось неизвестным, а что, собственно, возвращается? Конечно, идея повторения, как она была творчески интерпретирована Ж. Делезом, вызывает симпатию, однако она была присуща, скорее, Кьеркегору, чем Ницше. Делез понимает повторение как закон культуры, согласно которому каждый человек должен по-своему исполнить свое предназначение. Ницше тоже признавал судьбу, но как сознательную покорность законам бытия, которых он, как ни странно, не только не отрицал, но, напротив, признавал и уважал. Собственно это и обнаруживает непригодность простой схемы, согласно которой есть философы бытия и философы становления.
Мысль о вечном возвращении того же самого осенила Ницше в августе
Мысль о вечном возвращении кажется жуткой и невыносимо тяжелой. Почему же и Ницше, и Хайдеггер оказались захвачены этой мыслью? Ведь она к тому же не нова и просто банальна. Более того, содержащийся в ней фатализм чужд новоевропейскому мышлению, которое настроено на активное изменение мира и своей судьбы. Эту мысль невозможно сформулировать как концепцию и, тем более доказать как теорию. Удивляет серьезность, с которой воспринимали эту мысль сам Ницше и многие его последователи. Теория повторения Фрейда и дополнения Деррида являют собой примеры современных мыслителей, оказавшихся приверженцами этой идеи. Скорее всего, она имеет некое «архетипическое» происхождение и коренится в глубинах нашей психики. Например, Р. Штейнер настаивал на мистическом происхождении этой идеи. Он писал: «Его душу ворожила перспектива естественнонаучной обработки повторных земных жизней ... Испытать эту жизнь еще бесчисленное количество раз — вот что стояло перед его душой, заслоняя перспективу освобождающих опытов».2
Вечное возвращение — это ужасная мысль, если продумать ее как порядок повседневности. Это символ того рутинного, что ввергает нас в скуку. Но им, привычным не стоит пренебрегать, ибо оно и порождает ожидание необычного. Тоска по божеству рождается из ощущения бе- [580] зысходности обыденной жизни. В этом проявляется экстатичность человека. Вечное возвращение — «тяжелейшая мысль» прежде всего потому, что нет ничего тошнотворнее повторения того же самого. Но почему Ницше столь упорно держался за эту мысль, что крайне редко подвергал ее сомнению. Наоборот, он подавал ее как продукт инспирации. Учение о вечном возвращении является религией, пророком которой является Заратустра. Почему Ницше сделал такой выбор? Допустим, христианский бог умер и нужна новая религия. Но разве восточное учение о вечном возвращении вдохновляет, дает веру в жизнь и оказывается противоядием нигилизму? Не обессмысливает ли оно жизнь еще сильнее? Может быть, эта ужасная мысль предназначена для усиления нигилизма, путь которого необходимо пройти до конца, то есть до осознания того, что все возвращается? Может быть. И все-таки Ницше предложил книгу о Заратустре как новое Евангелие. Но публика воспринимала Ницше как «дизангелиста» и, стало быть, оказалась неспособной понять «доброе послание» Заратустры.
Все эти соображения не много значили для Хайдеггера. Его интересовала философская проблематика истины и бытия. В учении о вечном возвращении он видел поворот от становления к бытию. По мнению Хайдеггера, вечное возвращение уже бывшего — это высшее проявление воли к власти. Подлинно философское понимание вечного возвращения возможно только в едином его осмыслении с вопросом о сущности воли к власти. Хайдеггер, хотя и предостерег от интерпретации «воли к власти» как господства человека над человеком, как классово, этнически или расистски понимаемого превосходства одних групп людей над другими, все-таки интерпретировал ее субстанциалистски, а значит, метафизически. Воля к власти понималась Ницше как главная сила того, что он называл становлением. Хайдеггер же мыслил в терминах бытия и сущего и на основе этих понятий интерпретировал высказывания Ницше. Между тем бытие и становление — это разные интерпретации мирового целого (если, конечно, пока не ставить под вопрос осмысленность и этого словосочетания). Если бытие мыслится как нечто законосообразное и упо- [581] рядоченное, то становление — это, так сказать, «хронический» процесс либо вечного возвращения одного и того же, либо беспорядочного, спонтанного и сингулярного хаотического изменения.
Вопрос о смысле бытия был решающим для хайдеггеровской фундаментальной онтологии. Он привел к Ницше, он же способствовал и окончательному отказу от его учения. Хайдеггер квалифицировал философию Ницше как метафизику воли к власти, предавшую бытие ради сущего и ценностей. Он цитировал Ницше: «Сообщать становлению характер сущего — это есть высшая воля к власти... Что все возвращается, это крайняя степень приближения мира становления к миру бытия: — вершина созерцания».3 Хайдеггер толковал эту запись как приписывание становлению статуса сущего, как свидетельство того, что Ницше был и остался по преимуществу метафизиком. На самом деле все обстояло наоборот. Ницше работал в это время над «Веселой наукой», где писал: «По отношению ко всем эстетическим ценностям пользуюсь я теперь следующим основным различением: я спрашиваю в каждом отдельном случае: „Стал ли тут творческим голод или избыток? Казалось бы, поначалу можно было в большей степени рекомендовать другое различение — оно гораздо очевиднее, именно, является ли причиною творчества стремление к фиксации, увековечиванию, к бытию или же, напротив, стремление к разрушению, к изменению, к новому, к будущему, к становлению"»4. В силу двузначности мотивов, о которой говорил Ницше, двузначными оказываются все высшие ценности и в том числе бытие и становление. При этом вовсе не обязательно тезис «бытие есть становление» противоречит тезису «становление есть бытие». Хайдеггер же понимает эту двузначность, как признак фальши, а волю к власти определяет как волю к фальши.
На самом деле для интерпретации идеи Ницше о вечном возвращении значима позиция перспективизма. Понимае- [582] мая космологически эта идея кажется бессмысленной и бесполезной. Космологическую аргументацию Ницше использует как предварительную для доказательства правдоподобности своей идеи. Космологическая интерпретация — не посылка, а следствие его веры в возвращение того же самого. Ницше понимал бесполезность теоретического обоснования жизненно важной и исторически действенной веры. Теория навязывает интерпретацию с точки зрения частей, а Ницше видел свою задачу в том, чтобы интерпретировать отдельное с точки зрения целого. В мировом целом, которое кажется хаосом, ничего нельзя предусмотреть, а можно только ориентироваться. Это единственный «метод» в условиях оставленности человека высшими силами. Он помогает обрести уверенность в ситуации заброшенности, дает возможность сказать «да» случайным различиям. Вечное «да» перед лицом вечного становления — это есть основная идея учения о вечном возвращении того же самого. Оно соответствует пониманию жизни как экономии, как кругообразной смены кризисов и подъемов. Это служит основой учения о воле. Этот тяжелый груз центрирует мышление. Ницше описывает его как насилие, оставляющее на выбор или бегство или обожествление его. Поскольку мы не до конца понимаем учение Ницше о вечном возвращении того же самого, то мы не до конца можем решить и вопрос о нигилизме.
Нигилизм
Нигилизм, как историческое свершение своей эпохи Ницше связывает с лозунгом «Бог мёртв». И это не манифестация атеизма, а как справедливо полагал Хайдеггер, метафизическое выражение сути исторического свершения Запада. Впервые эти слова прозвучали в «Веселой науке», вышедшей в 1882 г., однако мысль об этом высказывалась еще в «Рождении трагедии». Что значат эти слова? Ведь то, что Бога нет, уже не являлось большим секретом. Отличие Ницше от школы научной критики религии состоит в том, что Бог для него — именование сферы идеа- [583] лов, потустороннего высшего мира, царства моральных ценностей, словом, синоним метафизического мира. Поскольку Бог как создатель и гарант сверхчувственного мира мертв, то нет смысла больше верить в те сущности и ценности, которые составляют содержание этого мира. Неверие в существование потустороннего мира, стремление к которому было целью человеческого существования, оправданием всех его страданий, и составляет существо нигилизма. Жизнь утратила свой смысл — таково мироощущение нигилиста. Речь идет не только о девальвации религии. Христианство для Ницше — феномен социально-исторический. Падение авторитета церкви, устранение диктата теологии из науки и философии, светский характер государства еще не означает утраты веры в идеалы. На смену авторитету Бога приходят наука и разум, бизнес и гешефт. Как считал Хайдеггер, событие нигилизма разворачивается в метафизическом плане. «Метафизика,— писал он,— это пространство исторического совершения, пространство, в котором судьбою становится то, что сверхчувственный мир, идеи, Бог, нравственный закон, авторитет разума, прогресс, счастье большинства, культура, цивилизация утрачивают присущую им силу созидания и начинают ничтожествовать».5
С осознания того, что Бог мертв, начинается радикальная переоценка всех ценностей. Место Бога занимает человек, который вместо прежних ценностей, препятствующих реализации его желаний, провозглашает новые ценности. Хайдеггер полагал, что сверхчеловек — это человек, волящий самого себя как безусловную волю к власти. Под сверхчеловеком, разъяснял он, Ницше вовсе не мыслит некоего атлета тела и духа, наделенного преувеличенными человеческими способностями: «Слово „сверхчеловек" наименовывает сущность человечества, которое, будучи человечеством нового времени, начинает входить в завершение сущности его эпохи. „Сверхчеловек" — это человек, который есть на основе действительности, определенной [584] волей к власти, и для нее»6. Наша эпоха поставила человека господином над всем сущим, и Ницше спрашивал: готов ли к этому человек, способен ли он ответить на этот вызов бытия? Время требует, чтобы человек поднялся над собой прежним и ответил на вызов бытия, властно правил всем сушим, но человек отказывается от своей исторической миссии и пребывает в ничтожестве нигилизма. Правящая в этом мире воля к власти выбирается как собственное воление, и человек, таким образом, волит себя как волю к власти. Вот в чем видит Хайдеггер смысл метафизически продумываемых слов Ницше «Бог мёртв».
Каковы же условия возникновения нигилизма? По Ницше, он предопределен неверной ориентацией на поиски смысла всего происходящего. Поскольку поиски смысла завершаются разочарованием, следует спросить, на каком основании и ради чего человек ищет «смысл». Он понимается как вера в направленность к какому-то концу, как «цель». Это может быть вера в «нравственный миропорядок», в рост гармонии и счастья или в регресс к ничто, как у Шопенгауэра. Человеческая воля требует цели, она может скорее волить ничто, чем ничего не волить. «Смысл», «цель», «назначение» — суть то, что позволяет воле быть волей. Однако после «смерти Бога» люди стали осознавать, что безусловные «цели» в человеческой истории недостижимы. Все начинания, процессы ни к чему не ведут, ничего не достигают. Ожидания на лучшую жизнь оказываются обманутыми.
Второе условие нигилизма — вера в единство, системность и целостность происходящего. Она также оказывается несостоятельной. Анализируя данное допущение, Хайдеггер отмечал, что его необходимость вызвана оправданием смысла человеческого существования, которое мыслилось как часть мирового процесса. Поскольку в жизни нет желаемого трогательного единства, постольку над ужасным миром становления, в котором имеет место смерть, вводится потусторонний «истинный» мир.
Третья предпосылка нигилизма состоит в неверии в существование трансцендентной реальности. Эти логиче- [585] ские предпосылки, своеобразные априорные условия возможности нигилизма, Хайдеггер переводит в плоскость истории. Он указывает, что обесценивание высших ценностей не означает конца истории. С миром ничего не происходит, переоценке подлежат ценности, вложенные в мир человеком. Новое поколение меняет накопленные предками ценности. Это делается, отмечал Хайдеггер, для того чтобы обеспечить развертывание человеческого существа из полноты своей собственной ценности.
Нигилизм проходит три этапа. Первый — это вкладывание ценностей, второй — изъятие их, а третий — полагание новых ценностей. Первое условие нигилизма имеет априорно-всеобщий характер: всякий, кто будет вкладывать свои ценности в мир, будет неизбежно разочарован. Почему же Ницше, констатировавший, что нельзя больше истолковывать, снова предлагает вкладывать новые ценности? Воля к власти — вот что заставляет это делать. Но где гарантия, что новые ценности лучше старых? Выход видится в том, чтобы быть расчетливыми нигилистами. Хайдеггер интерпретировал проект Ницше следующим образом: «новое полагание ценностей уже не может происходить так, чтобы на то же, пусть тем временем опустевшее, место прежних верховных ценностей взамен них просто ставились новые».7 Суть предложения Ницше он видит в том, что ценности вкладываются в другое: не в потустороннюю, а в реальную действительность. Выражение «переоценка ценностей» приобретает «бухгалтерский» смысл: Ницше предлагает подсчитывать полезность ценностей с точки зрения перспектив возрастания человеческого господства.
Европейский нигилизм приобретает у Хайдеггера не только историческую определенность, но и метафизический статус: «Нигилизм, как его мыслит Ницше, есть история обесценки прежних верховных ценностей как переход к переоценке всех прежних ценностей, состоящий в отыскании принципа нового полагания ценностей, каковой [586] принцип Ницше видит в воле к власти».8 Исходя из трактовки нигилизма как истории Запада, Хайдеггер видит в нем проявление логики развития, историчность истории Запада.
Хайдеггер определяет метафизику Ницше как завершение западной метафизики. Это не «объективная» оценка, речь идет о решении, которое история требует от нас. Хайдеггер возражал против понимания нигилизма из идеи ценности, так как видел в нем мысль о бытии. Происхождение ценностного мышления, которое сформировалось в неокантианской философии в форме «философии ценностей», Хайдеггер видит в воле к власти. Он писал: «ценности и их изменение, то есть полагание ценностей, будь то обесценка или переоценка, или новое полагание ценностей, обусловлены каждый раз тем или иным видом воли к власти, которая со своей стороны обусловливает полагающего ценности, то есть человека, в способе его человеческого бытия».9
Хайдеггер уяснил, но не принял существенную новацию, которую Ницше ввел в понятие ценности: ценности — это точки зрения условий сохранения и возрастания воли к власти внутри становления. Точка зрения есть некоторая перспектива, намеченность, расчет, соотнесенность со шкалой и мерой. Ценность определена не как данность сама по себе, а как значимость, как центр перспективы. Саму власть Хайдеггер сначала субстанциально определил как «нечто», или «вещь», чье сохранение или возрастание обусловлено ценностями. Однако далее он заметил имманентную связь власти и ценности в форме воли к власти, которая всегда находится в состоянии самопреодоления и полагает ценности как условия возрастания: «Воля к власти есть тем самым в себе: разметка возрастания власти; пред-усмотрение есть принадлежащая к воле к власти траектория обзора и перспективы: перспектива».10 Ценности как результаты определенных перспектив — это своеобразные ориентиры воли к власти. Сущее воспринимается все- [587] гда в той или иной перспективе и только через ценности можно его помыслить. Не только человек, а любой силовой центр формирует и оценивает окружающий мир. При этом ценности являются формой и условием роста власти. Польза ценности определяется степенью ее поддержки. Само становление, действительное в целом, комментировал Хайдеггер, не имеет никакой ценности. Ибо вне сущего нет уже ничего, что было бы условием для него. Сущее в целом «бесценно», оно находится вне оценки. Только внутри становления, как кванты воли к власти, возникают определенные ценности. Сложная природа ценностей, по Ницше, состоит в том, что, будучи условиями власти, они сами обусловлены ею; они, как определял Хайдеггер, есть «обусловленные условия».
Ницше обозначил задачу будущей метафизики как переоценку всех ценностей, как новое самосознание в форме воли к власти. Хайдеггер увидел эту «переоценку» не в том, что на место одних ценностей ставятся другие, а в том, что категории «бытие», «цель», «истина» понимаются как ценности. «Благодаря ницшевскому истолкованию метафизики из идеи ценности,— писал Хайдеггер,— прежняя метафизика оказывается понятой „лучше", чем она сама себя понимала или когда-либо могла понять, поскольку это истолкование впервые только и дарит ей нужное слово, чтобы сказать то, что всегда хотела, но еще не могла сказать».11
«Нигилизм» — это поставленный Ницше диагноз эпохи, проявляющийся в закате культуры в новой немецкой империи и в декадансе в Европе. В 1880-е годы Ницше призывал к переоценке ценностей, которые Европа культивировала в течение тысячелетий и которые, будучи направленными против жизни, сделались причиной ее болезни. Нигилизм своей эпохи Ницше воспринимал как сумерки старого нигилизма: все более четкого осознания, что за ценностями ничего не стоит. Секулярное «разволшебствование» мира спустя столетие обернулось широким проявлением нигилизма во всех сферах жизни. Своей агрессивной генеалогией Ницше пытался указать на опасность ре- [588] сентимента. Прежде всего он обратил внимание на Сократа как родоначальника нигилистических ценностей, который отражал стремление к поискам абстрактной, оторванной от жизни теоретической истины. Другим источником нигилизма стал церковный ресентимент апостола Павла, акцентировавшего рабскую мораль христианства как религии слабых и униженных. Оба — и Сократ и Павел утверждали ценность истины и совершенство души, отрицая жизнь с ее бедами и страданиями.
Вопрос стоял так: как жить нам теперь без веры в эти ценности? Как будет жить индивид в своем замкнутом одиночестве, без поддержки и защиты со стороны высших сил, таких как разум или Бог? Ему остается конкуренция с другими индивидами на поле воли к власти. Итак, сверхиндивидуальное отбрасывается, и остается опора лишь на индивидуальное. Но индивидуум не является безусловным единством, он проявляется в отношениях с другими квантами власти. Нигилизм, как его понимает Ницше, есть новое понимание, основанное не на репрезентации, а на коммуникации. Мир как феномен, отмечал Ницше,— это мнение, объект — это гипотеза субъекта, его модус и результат действия одного субъекта на другого.
Хайдеггер видел проблему нигилизма иначе. Для него нигилизм не есть новое положительное мышление, в котором главным становится отношение одного индивида к другому, а иное мышление бытия в отношении к сущему. Его мысль движется не в рамках коммуникации, а в рамках репрезентации: бытие как предмет мышления всегда остается сущим, и таким образом сохраняется метафизика представления. Хайдеггер не доводит дело до коммуникации. Бытие не является предметом субъективного опыта, а мыслится как существующее до всякого индивидуального опыта вообще. Забвение бытия и ориентация на сущее — вот в чем состоит источник нигилизма по Хайдеггеру.
Воля к власти остается для Хайдеггера предметным сущим и, осознается как межиндивидуальное противоборство. Он связывает друг с другом два понятия нигилизма. Оба они являются проявлением истории Запада. При этом, признавая «экзистенциальное» понимание нигилизма у [589] Ницше, Хайдеггер оценивает его как метафизическое. Он считает, что благодаря этому проблема нигилизма превращается из социальной в философскую.
Э. Левинас и Ж. Деррида пытались по-новому осмыслить Ницше, как родоначальника мышления, которое свойственно эпохе индивидуализма, а Хайдеггера — как родоначальника мышления бытия в отношении к сущему. Как гармонизировать Ницше и Хайдеггера — этот вопрос остается открытым: Хайдеггер понимал Ницше по-своему, но понимать иначе — не всегда понимать лучше.12
Генеалогия возвышенного
Искусство представляет мировое целое, переживаемое как прекрасное. Тот, кто чувствителен к нему, ощущает пафос, вызванный резонансом с первоосновой мира. Все может стать чудовищным — собственная жизнь, познание и мир, но есть искусство, которое помогает все это переносить. Но мы являемся патетиками только в искусстве, а не в жизни. Жить — значит прислушиваться к себе или к окружающему повседневному миру, а не к волнам звуков, идущим от бытия.
Воздействие художественных произведений есть пробуждение творческого настроения, которое Ницше называет «опьянением». Оно распадается на два состояния — «аполлоническое» и «дионисическое». Соединение обоих в едином образе рождает высшее греческое художественное произведение — трагедию. Вместе с тем формула противостояния аполлонического и дионисического породила множество путаных писаний. Хайдеггер интерпретировал Ницше на основе кантовской эстетики, согласно которой «прекрасно» то, что нравится как таковое. По Канту, прекрасное открывается нам как свободное от всякого интереса. Согласно Шопенгауэру, эстетическое состояние представляет собой угасание воли, успокоение всяческого стремления, чистое [590] отдохновение, нежелание-ничего-больше, погружение в безучастность. Наоборот, Ницше определял эстетическое состояние как опьянение. Это явная противоположность, прежде всего, «свободному от интереса удовольствию» и, тем самым, резкое противостояние Канту в определении отношения к прекрасному. По мнению Ницше, всякие разговоры об искусстве, красоте, познании, истине загублены и осквернены понятием «свободный от интереса». Прекрасное определяется им как то, что нравится, а нравится то, что способствует процветанию жизни. Таким образом, эстетические ценности покоятся на ценностях биологических.
Тем не менее Хайдеггер пытался показать, что Ницше далек от утилитаризма и в понимании искусства он ближе к Канту, чем к Шопенгауэру. Для того чтобы признать что-либо прекрасным, мы должны позволить бытию предстать перед нашим взором в его собственном звании и достоинстве. Мы не можем заранее связывать его с чем-то другим, с нашими целями и замыслами, с возможным наслаждением и выгодой. Хайдеггер утверждал, что мы должны рассматриваемое предоставить самому себе, должны позволить ему быть тем, чем оно является.
Определение чувства опьянения как основного эстетического чувства проясняется противоположными опьянению явлениями: нехудожественными состояниями трезвости, утомления, истощенности, чего-либо иссушающего, обедняющего, отвлекающего, блеклого, «под чьим взором страждет жизнь». Противопоставление художественного состояния нехудожественному обнаруживает, что под «опьянением» Ницше не имеет в виду то мимолетное состояние, которое, как «опьянение», быстро выдыхается и рассеивается. Художественное состояние «опьянения», коль скоро оно представляет собой нечто больше, чем мимолетный аффект, можно понимать как страсть. Однако Ницше приводит две причины, по которым художники не могут быть людьми большой страсти. Во-первых, будучи художниками, то есть творцами, они должны следить за собой; как художники они должны эксплуатировать свои страсти, выслеживать их, ловить и придавать им форму. Во-вторых, художники оказываются заложниками своего [591] таланта; он не позволяет им свободно расточительствовать великой страстью.
Эстетическое состояние — это не слепое и расплывчатое умиление, не просто пронизывающее нас приятное удовольствия и некое плавающее удовлетворение. Опьянение в себе соотносится с главными чертами, то есть строением и структурой, или «формой». Отсюда вырисовывается следующая ступенчатая структура чувства благополучия: в самом низу — биологические чувства осуществления и утверждения жизни, над ними, и подчиненные им,— логические, математические чувства, которые являются ядром чувств эстетических. Таким образом эстетическая страсть к форме сводится к определенным условиям свершения жизни.
Искусство для Ницше есть нечто большее, чем имя собирательное. Оно есть форма воли к власти. Именно она должна изначально обосновывать взаимопринадлежность всего того, чем владеет искусство. Мы мыслим красоту как нечто достойное наибольшего почитания. Слово «искусство» обозначает не некое простое наличествование, а иерархическое понятие. Искусство, противопоставляемое нигилизму, призвано к тому, чтобы заложить основу для утверждения новых ценностей и, следовательно, должно определять иерархию, различать и решать. Если искусство обретает свою подлинную сущность в большом стиле, значит, мера и закон полагаются лишь в одолении и усмирении хаоса и пьянящего начала.
Важно уяснить, что представляет собой «дионисическая всеобщность»? Это не просто оргиастический порыв или экстаз, а такой выход вовне, который разбивает оболочку индивидуального, обособленного существования и единит людей между собой и со всем сущим: «Лишь исходя из духа музыки мы понимаем радость об уничтожении индивида».13 Суть дионисического искусства Ницше видит в отрицании героя как высшего проявления воли к утверждению вечной жизни. Это аполлонийское искусство преодолевает страдание индивида лучезарным прославлением вечности явления, и красота в нем одерживает победу над присущим жизни [592] страданием. Дионисийское искусство открывает радость существования не в явлениях, а за ними, оно сливает нас с первосущим. Таким образом, цивилизационное значение искусства состоит в преодолении мук и страданий индивидуального существования и формирования у людей стремления жить вместе.
Ницше — автор тезиса не только о смерти Бога, но и искусства. Искусство выходит на сцену, по мере того как религия приходит в упадок. Просвещение поколебало догматы, но не остудило религиозного чувства. Выход ему дает искусство. Как и религия, оно — наркотик, обезболивающий страдания жизни, дающий паллиативное облегчение, и при этом отвлекающий от действительного улучшения жизни. «Искусство,— писал Ницше,— делает выносимым вид жизни, окутывая его дымкой нечистого мышления».14 Он считал, что новая теория искусства должна раскрыть те ложные умозаключения и дурные привычки разума, в силу которых он попадается в сети художника. Таким образом, против иллюзий искусства также выдвигается научный подход, в котором критика его как ложной идеологии дополняется анализом психологии современного художественного сознания. Художник, по мнению Ницше, на всю жизнь остается играющим ребенком, верящим в чудесное.
Ницше разоблачает культ гениев, якобы обладающих особым зрением, проникающим в скрытую от остальных суть вещей, и характеризует их как тщеславных иллюзионистов, создающих симулякры. Они отличаются от дилетантов тем, что тратят десятилетия на обретение мастерства. Так Ницше постепенно подводит к тому, что сегодня называют «смертью автора». Правда, он понимает ее слишком натуралистично и даже предлагает драконовский закон против писателей: «На писателя следовало бы смотреть как на злодея, который лишь в самых редких случаях заслуживает оправдания или помилования; это было бы средством против чрезмерного распространения книг».15 [593]
Какой же видится Ницше судьба искусства? Ценность его возрастает при определенных метафизических предпосылках, когда верят в неизменную сущность мира, которая изображается как возвышенное. Хотя эти предпосылки ложны и предмет искусства — вовсе не «подлинная действительность», оно необходимо потому, что украшает жизнь. Художественное чувство продолжает жить после искусства, как вера все еще живет и после смерти Бога. Более того, своеобразная «магия смерти» делает его привлекательным и поэтому современность являет собой невиданную популярность искусства.
В качестве средства преодоления дезинтеграции людей Ницше предлагает искусство. Но это не то искусство, которое культивируется рынком и выступает либо дорогим товаром для наслаждения богатых, либо дешевым суррогатом для управления беднотой. Необходимо возрождение искусства по греческому образцу. Героический человек просыпается утром и, как каждый из нас, он спросонья не знает, жив он или уже умер. Но в отличие от большинства современных людей, слушающих музыку, уводящую во внутренние лабиринты души, он запевает ритмичную песню и вырывается наружу. Так он выходит в общественное пространство, где живет ради других. Не возвращение архаических практик для преодоления распада общественной ткани, а музыка, как эстетическая форма существования, способствующая построению себя как общественного существа — вот в чем состоит предложение Ницше. Музыка выводит нас за пределы имманентности.
Своеобразие подхода Ницше к вопросу о том, какой должна быть жизнеспособная культура, состоит в преодолении сложившихся различий между этическим и эстетическим, культурным и политическим. В своем предисловии
Переведя проблему в плоскость искусства, Ницше вынужден искать источник силы полиса-государства в культуре. «Дух Афин» он понимает как культуру, которая облагораживает не только душу, но и тело. Вместо идеологии как формы промывания мозгов греки совершенствовали телесные практики и, в частности, гимнастику, эротику, диететику и т. п. Важное, а Ницше считал — наиважнейшее, место среди них занимало музыкальное воспитание. Исходя из приоритета музыки над мыслью, он думал о том, какая музыка способствует воспитанию «политического» существа. Найдя ответ на этот вопрос в хоровом искусстве греков, Ницше, подобно Флоренскому, критиковавшему иконопись XIX в., негативно оценил современную европейскую музыку и, прежде всего, сочинения Вагнера. Идеологически осмысляемые как прославление мощи «германского духа», наделе они способствовали разъединению людей, ибо уводили их в мир иллюзий, а не готовили к героическим подвигам.
Итоги дискуссии
Ницше смущал Хайдеггера релятивизмом и волей к власти, мотивом которой было, если не простое господство одних людей над другими, то порыв, идущий от «почвы и крови». На самом деле Ницше не был ни идеалистом, ни почвенником. Трансцендентализм он критиковал за отрыв от земли, за то, что мораль и разум оказались направленными против жизни, запрещающими все необходимое для ее расцвета. Но и онтологический проект, как разновидность фундаментализма, его тоже не удовлетворял. Ведь, в сущности, не очень ясно, является «раса», «народ» или «природа» и даже сама «жизнь» понятием, мифом или реальностью. Скорее всего, это тоже знаки. В таком случае они вступают в игру в другими знаками, например, идеями или моральными нормами. Все это — ценности, имеющие инструментальный характер, одинаково полезные, если они способствуют росту жизни, и [595] одинаково вредные, если ведут к деградации людей. Кажется, именно это и упустил из виду Хайдеггер. Его критика Ницше не всегда адекватна, ибо мотивирована чутьем. Отсюда сложное отношение Хайдеггера к Ницше. Их «внутреннее сродство», проявляется в критике науки и трансцендентальной метафизики. Однако протест против них у Хайдеггера не выходил за рамки, так сказать, «семейного спора»: критично относясь к возможностям спекулятивного мышления, он искал иные формы контакта с бытием.
Ницше, наоборот, ни за что не согласился бы слушать голос бытия. Для него центром сил оставался человек, вступающий в игру с другими силами. Быть медиумом Бога или бытия — это значит, потерять себя, не быть господином над самим собой. Водораздел между антропологией и онтологией определяет отношение Хайдеггера к Ницше. Хайдеггера отличает экзистенциальная серьезность в поиске пути к бытию. Наоборот, Ницше иронически относился ко всем своим «главным идеям» и оставался «перспективистом» в оценке самого себя и своих сочинений. Даже если они нравились ему самому, он не советовал следовать его путями. Для Ницше принципиально, чтобы его книги не вели к примирению ни с религией, ни с метафизикой, чтобы они не воспринималась только как утешение. Он давал последнее наставление читателям: «Научитесь смеяться, молодые друзья мои, если вы хотите во что бы то ни стало остаться пессимистами; быть может, вы после этого, как смеющиеся, когда-нибудь да пошлете к черту все метафизическое утешительство — и прежде всего метафизику».16
У Хайдеггера общение с бытием имеет, так сказать, интимный характер, оно протекает в молчании, тишине. Тропинкой к бытию является язык. Кажется, что языковой проект Хайдеггера на самом деле должен был сформулировать и реализовать Ницше, посвятивший себя в юности изучению классической филологии. Вместе с тем он пришел к необходимости вместо толкования слов исследовать поступки и переживания людей и поэтому обратился к «жизнеописаниям» философов. Хайдеггер, наоборот, от [596] экзистенции шел к языку. Но как жизнь у Ницше стала сводиться к игре знаков, так и хайдеггеровский язык становился все более необычным, чем-то напоминающим «вещную живопись». Определяющим в нем становится не мысль, а бытие. Как бы то ни было, язык того и другого резко отличается от ставшего общепринятым информационного сообщения, которое расценивается как истинное или ложное. По Ницше, истин нет, есть только интерпретации. Стало быть, сообщение внутри себя должно содержать условия доверия к нему. Так возник язык «Заратустры», где используется евангелическая риторика: доверие к тексту определяется доверием к личности написавшего. По Хайдеггеру, истина существует, и она открывается в языке, а не пристегивается сверху как «значение» к знаку. Поэтому он также использует внутренние ресурсы языка.
Категориальному освоению бытия Хайдеггер противопоставил «экзистенциальное». Вместо субъекта — Dasein, вместо мышления — страх, забота, бытие к смерти. Этим «состояниям» нельзя приписать модальностей рефлексии. Тем не менее как философы мы вынуждены как-то рефлексировать по их поводу. Не получается ли, что мы не можем избавиться от метафизики, что философия умирает только вместе с нами. Может быть, поэтому поздний Хайдеггер уже не призывал к преодолению метафизики, а считал, что ее надо предоставить самой себе.
В противоположность современной когнитологии Хайдеггер не считал своей задачей понятийное определение «экзистенциальных» состояний. В последних работах он оперировал фигурой «мыслителя-поэта» и считал, что надо мыслить рукой. Тексты Хайдеггера представляют собой настоящую головоломку для исследователя и вместе с тем оставляют возможности самых разных интерпретаций. Ни у кого не вызывает возражений признание глубокой трансформации традиционной онтологии и гносеологии у Хайдеггера. Столь же убедительны его аргументы против универсализации антропологической, аксиологической, критико-идеологической и даже герменевтической установок в философии. Но столь же поразительно, что представители любых направлений легко интерпретируют Хайдеггера [597] на свой манер. Не означает ли это, что его проект философии каким-то образом выходит за рамки традиционных философских оппозиций? Отыскать следы присутствия трансцендентальной установки — это половина дела, осуществленная постмодернистами. Другая часть философской работы должна состоять в том, чтобы показать ее глубокую трансформацию у Хайдеггера.
Возможно, для понимания происхождения термина «трансценденция» следует обратиться к богословию. В христианской теологии господствуют метафизические понятия, и поиск истины происходит на основе конверсии бытия и ничто, как стремление преодолеть феноменальную смерть на основе жизни в истине. Бог Августина — это истина, а истина — это субстанция. Так происходит возвращение к греческой метафизике. Отдельный субъект, как нечто отпавшее от субстанции, может спастись лишь через возвращение к существенному и подлинному. Для обоснования возможности этого используется латинский термин «трансценденция», сыгравший центральную роль в культуре Европы. Именно на его основе доказывалась возможность перехода от ничто к бытию. Имеет место возвышение субъекта к субстанции и нисхождение ее к субъекту.
Все признают отличие трансцендентального субъекта от Dasein. То, что это не субъект-наблюдатель и не субъект-господин это понятно. Но кто же он этот «кто»? Хайдеггер предупреждал: это не «я сам». Во-первых, для него характерно бытие-в-мире, что означает, с одной стороны, открытость миру (животное вписано в окружающую среду, а человек — это просвет бытия). Dasein — это не субстанция-субъект, а участник, свидетель бытия. Ему свойственна пассивность: он ждет знаков бытия и принимает их в себя, как кит принял Иону в свое чрево. Отсюда страх, боль, забота — это не активные действия, направленные на преобразование мира, а то, что проникает и захватывает нас целиком. Для обозначения этого Хайдеггер ввел искусственное слово Insein, которое не поддается адекватному переводу на другие языки. Что, собственно, значит это «бытие-в». Оно намекает на какую-то интимную близость человека и бытия, или на замкнутость в своем собственном внутреннем мире? Вопрос в [598] том, как все это называть. Да, Хайдеггер назвал свой проект фундаментальной онтологией. Наоборот, критики считают его «антропологическим», «психологическим» и даже «поэтическим» (от «пойэзис»). Дело не в названии. Важна трактовка состояний страха, заботы, просвета, бытия к смерти.
Большинство исследователей интерпретируют позицию Хайдеггера на когнитивисткий манер и считают, что речь идет о понятности бытия в форме страха, заботы, расположения. На самом деле, и на это указал Я. А. Слинин, рефлексивный подход к феноменам жизненного мира характерен для Гуссерля. Согласно его мнению, трансцендентальная феноменология гораздо эффективнее справляется с феноменами, которые описал Хайдеггер. Конечно, у нас нет другого пути, кроме как философствовать о бытии и его медиумах. Но годится ли аппарат трансцендентальной философии для понимания тех знаков бытия, на которые указал Хайдеггер? Скорее, речь должна идти о построении коммуникативного проекта, способствующего раскрытию специфики тех знаков и кодов, которые выступают медиумами довербального или, как иногда говорят, «пракогнитивного» общения. Бытие не где-то там далеко, оно ближе мне, чем я сам. Но Хайдеггер говорил, что самое далекое — это ближайшее. Означает ли это возвращение трансцендирования? Нет, конечно. Невозможно приблизиться к ближайшему путем познания: оно дистанцируется, чтобы сделать его предметом рефлексии. Отстранение от ближайшего, его трансцендирование — это не ошибка, а род того, что Маркс называл отчуждением. Условием его преодоления является деструкция субъектно-объектной установки и создание такого языка, которым говорит бытие как ближайшее. Хайдеггер постепенно становился философом близости, а не трансцендентальной потусторонности. Видимо, в этом и состоял урок, который он получил от Ницше.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Ницше Ф. Веселая наука. Соч. в 2-х т. М., 1900. Т. 1. С. 660.
3 Ницше Ф. Воля к власти. М.,1994. С. 288.
5 Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 178.
7 Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Пять главных рубрик в мысли Ницше // Время и бытие. М., 1993. С. 91.
12 Mueller-Lauter W. Heidegger und Nietzsche. Nietzsche-Interpretationen III. Berlin — New York,
13 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. Т. 1. С. 121.
14 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Т. 1. С. 326.
16 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. 1990. Т. 1. С. 56.