Пути Хайдеггера к Ницше

 

Б. В. Марков

 

По изд.: Хайдеггер М. Ницше. В 2-х тт. Т.1. - М.: Изд-во "Владимир Даль", 2006. - С.573-599

 

Путь Хайдеггера к Ницше достаточно хорошо изучен. В целом отношение Хайдеггера к философии Ницше опре­деляется вопросом о нигилизме. С одной стороны, он явно преувеличивал его значение в аспекте технического поко­рения мира, а с другой — недооценил его роль в трансфор­мации философии. К числу слабостей хайдеггеровского понимания нигилизма относится пренебрежение фило­софским контекстом, в котором развивалось мышление Ницше (биологизм, психологизм, философия жизни и фи­лософия ценностей), а также постепенное усиление вопро­са о бытии. Хайдеггер сопоставлял Ницше с великими фи­лософами, для того чтобы проиллюстрировать свой тезис о забвении бытия.

Хайдеггер читал Ницше в свете опыта современности, раскрытого в «Бытии и времени». Инвестирование собст­венного опыта может обернуться произволом. Однако Хайдеггер пошел на этот риск, считая, что в разговоре, даже дошедшем до разлада, выявляется существо дела. Спор есть подлинная критика, высшая и единственная возможность дать истинную оценку мыслителю, ибо за­ставляет следить за его мыслью и следовать за нею в ее дей­ственной силе, а не слабости. Спор возбуждает высшее напряжение мысли. Во-первых, Хайдеггер раскрывает Ниц­ше как соучастника проблематики, поднятой в «Бытии и времени». Во-вторых, дело Ницше становится в то же вре­мя и его собственным делом; оппонент превращается в ученика. В-третьих, Хайдеггера интересует определение судьбы западной метафизики. По мнению Хайдеггера, мы [573] никогда не сможем понять философию Ницше, если не постигнем его мышление как завершение западноевропей­ской метафизики и не перейдем к совершенно другому вопросу об истине бытия. Таким образом, в поле внимания попадает то, о чем сам Ницше не думал.

Хайдеггер в 1910—1914 г.г. основательно изучил «Волю к власти». Эта «роковая книга» была основой его дальнейше­го истолкования философии Ницше. На его восприятие тезиса о воле к власти в 1933 г. повлияла ангажированность национал-социализмом. В своей ректорской речи он гово­рил о необходимости того, чтобы фюрер опирался на волю к власти. В лекции о Шеллинге (1935) он приписывал Мус­солини и Гитлеру попытку спасения от нигилизма путем политического оформления нации, но при этом, конечно, не призывал использовать идеи Ницше на практике. Когда позднее Хайдеггер приступил к систематическому изуче­нию рукописного наследия, он стал понимать, что компи­ляция Фёрстер-Гаста не аутентична мышлению Ницше, но все же не изменил своего мнения о нём как последнем представителе метафизики в форме воли к власти.

Хайдеггер полемизировал, с одной стороны, с К. Ясперсом, настаивавшим на многообразии позиций и взглядов Ницше, а с другой, с А. Боймлером, который представил Ницше систематиком и отбросил его учение о вечном воз­вращении как субъективное. Наконец, он полемизировал и со своим бывшим учеником К. Левитом, который посвя­тил этому учению целую монографию. После крушения Третьего рейха Хайдеггер представлял свои лекции как «ду­ховный протест» против национал-социализма, который стал для него теперь символом нигилизма

 

Воля к власти у Хайдеггера и Ницше

Свои лекции Хайдеггер начал с истолкования воли к власти и, прежде всего, феномена воли. Поскольку многие интерпретаторы читают Ницше через призму учения Шо­пенгауэра, постольку Хайдеггер постоянно указывал на то, в чем расходятся оба мыслителя: если у Ницше воля к вла- [574] сти служит манифестации жизни, то у Шопенгауэра воля преодолевает саму себя.

Хайдеггер указывал, что выражение «воля к власти» в мышлении Ницше играет двоякую роль: во-первых, оно обозначает главный философский труд Ницше, вынашиваемый и подготавливаемый годами, но так и не завершен­ный; во-вторых, является отличительной особенностью всего сущего. Воля к власти — последнее, к чему мы нисхо­дим. Хайдеггер считал, что, будучи именованием основной особенности всего сущего, выражение «воля к власти» дает ответ на вопрос о том, что же представляет собой сущее, и поэтому оно стало заголовком основного философского труда Ницше, который говорит, что в своей основе все су­щее есть воля к власти.

Выражение «воля к власти», постепенно проникало в дискурс Ницше, и существенно трансформировалось. Его значение было, если не осознано, то выражено достаточно рано. В «Рождении трагедии» власть понимается как власть художника, который творит новые образы, опреде­ляющие жизнь целой эпохи. Затем не без влияния свойст­венного многим современникам Ницше культа великих людей возникает эстетика гения. Ницше даже считает, что существование множества обывателей оправдывается исключительно тем, что они своими усилиями создают и поддерживают условия творчества нескольких гениальных личностей. Не остался Ницше безучастным и к успехам науки. В «Веселой науке» он трактует знание не как отра­жение, а как моделирование и конструирование такой картины мира, которая затем воплощается в науке и тех­нике. Отсюда критика субстанциализма и новый «перспективистский» проект: знание как инструмент власти помогает организовать и упорядочить реальность, использовать ее ресурсы как сырье для производства необходи­мых вещей.

Точно так же Ницше распространил свое учение о воле к власти и на саму жизнь. В каком-то смысле его тезис о жиз­ни как воле к власти противостоит тезису Дарвина о борьбе за существование. Смысл жизни лежит вне нее, и главное в ней не самосохранение, а господство. Агональный харак- [575] тер бытия обеспечивает развитие и при этом предполагает признание негативных сторон борьбы за свободу. Уравни­тельная справедливость пытается избавиться от господства и подчинения, что приводит к стагнации культуры. На са­мом деле, полагал Ницше, свободная игра сил приводит к тому, что правят сильные, а не слабые, и обеспечивает бо­лее высокий уровень справедливости.

Это снимает многие парадоксы ницшеанской теории воли к власти. Ницше расценивает метафизику, религию и мораль как формы воли к власти, и, в принципе, между ними, наукой и «эстетиками существования» нет разницы. Различие власти сильных и слабых объясняет то, почему одни формы власти, например христианскую мораль, Ницше расценивает как негативные, а другие — науку, ис­кусство, жизнь — как позитивные.

Он понимает волю к власти как становление — вечную игру множества сил в природе, и там, где убывает одна, прибывает другая. В эту чудовищную игру вовлечен и чело­век, ставящий свою жизнь на карту, как только появляется на свет. Именно открытое и честное признание жизни как воли к власти и свободной игры разнонаправленных сил может стать основой правильного воспитания. Моральные же запреты, ограничивающие поведение человека, делают его слабым, нежизнеспособным и нечестным. Власть Ниц­ше понимает не как сущность, а как отношение. Причина стремления к ней коренится не в природе человека. Ницше противник «слишком человеческих» форм власти. Выс­шую ее форму он видит в становлении, которое есть не что иное, как игра стихийных сил бытия, которые играют и че­ловеком. Закрываясь от их воздействия, он утрачивает воз­можность развития. Во второй части «Заратустры» Ницше впервые написал «Жизнь — это воля к власти». Но воля к власти несводима ни к механическому, ни к органическому процессу, она не присуща и волящему я. Ницше писал о том, что она дополняет как механическое, так и теологиче­ское понятие силы. Воля к власти как «последний факт» оказывается эссенцией мира, пронизывающей различные виды человеческой деятельности, в том числе и филосо­фию.[576]

Но что значит воля к власти, если нет никакой воли и никакого я? На самом деле «воля к власти» у Ницше есть нечто совершенно противоположное тому, что обычно понимают под этим словосочетанием. Тщательная и всесто­ронняя интерпретация Ницше разрушает метафизическую схему, которую навязал Хайдеггер. Воля к власти — это борьба противоположностей. Всякая противоположность предполагает единства, которые вступают в борьбу, а они предполагают границы и противостояния. Законом обра­зования таких единств становится анти-закон: всякая власть вступает в борьбу с другой властью и тем самым со­храняет и усиливает саму себя. Чтобы не вступать в споры со старой логикой, Ницше называет вступающие в борьбу противоположностей единства «аффектами», «влечения­ми», «динамическими квантами» или «волей к власти». Он отмечает, что «воля» — это, конечно, нечто более сложное, чем «единство». Нет воли самой по себе и эпитеты «силь­ная» или «слабая» воля ведут к заблуждению. Однако если отказаться от абсолютизации застывшего становления, то эти выражения обретают смысл. «Слабая» и «сильная» воля характеризуют не сущность, а координацию станов­ления. Воля к власти не должна расцениваться как послед­няя основа порядка сущего, а наоборот, как основа сомне­ния в существовании такого рода окончательного и завер­шенного порядка.

В свершении воли к власти, как различии свершения, проявляется и различие мышления. То, что мышление опе­рирует различиями, остается скрытым, ибо на поверхности проявляется лишь логическая последовательность и связь. Но именно благодаря производству различий мышление оказывается «живым», то есть, связанным с целым, кото­рое проявляет себя не непосредственно, а как противопо­ложность частей. Отсюда возникает проблема ориентиро­вания, которая определяется игрой сил власти. Важным вопросом является, как бытие определяется становлением. По Аристотелю, ответ заключается в различии меняющих­ся качеств и постоянных субстанций, это обрекало мета­физику на апории временного и вневременного. Ницше стремился избавить мышление от допущения вневремен- [577] ных форм бытия и сознания и этим заложил основу прин­ципа системности, в которой самореференция, или удвое­ние, играют ведущую роль. Осознанные чувства есть чувст­вуемые чувства, равно как сознательные суждения — это обсуждаемые суждения. Интеллект удваивает мир. Удвое­ние рождает память. Осознавать — значит различать. При этом нечто осознается, если осознается его отличие от дру­гого, от неизвестного, «данного», «бытия». Различать — это значит, и разрешать: первоначально нечто становится тем или этим без какой-либо бытийственной основы. В начале имеется вера в то, что нечто есть истина. Она есть род суж­дения в модусе «да», то есть признание другого. Сказать «да» — это одновременно признать нечто как «хорошее». Всякое видение, резюмировал Ницше, содержит в себе оценку. Возможность оценки связана с тем, что человек ве­рит тому, что видит, и не верит тому, что не видит. Шаг за шагом Ницше показывает, как постепенно из этого нерас­члененного способа восприятия мира дифференцируются «атомы», «монады», которые связаны с чувствами, ин­стинктами, потребностями, которые затем получают со­кращенное выражение в знаках и схемах рассудка. Высшая возможность говорить «да» или «нет» выражается у Ницше в дионисийстве, как идеале ориентирования. Неограни­ченное и радикальное становление у Ницше включает в себя бытие.

Хайдеггер различал онтическое и онтологическое опре­деления бытия. Суть этого различия состоит в том, чтобы преодолеть гносеологическое определение бытия на осно­ве принципов разума и выйти на «экзистенциальное» его понимание. Как и Ницше, Хайдеггер считал бытие силой. Однако власть бытия он понимал односторонне: человек должен прислушиваться к знакам бытия и исполнять по­слания. Напротив, воля к власти определяется Ницше как универсальная характеристика становления, а человек вы­ступает как свободная по отношению к природе сила. Важ­но отметить, что власть определяется Ницше не как сущ­ность или субстанция, а как стратегия. Воля к власти волит саму себя, но она никогда не равна самой себе, а напротив, старается превзойти себя. Для нее не существует законов: [578] как игра сил, она спонтанна и сингулярна, изменчива и не­постоянна. Таким образом, она не только не является ос­новным понятием метафизики, но подрывает само ее су­ществование. Отсюда неправомерно квалифицировать Ницше как метафизика, даже если речь идет о конце мета­физики.

 

Учение о возвращении как основная мысль метафизики Ницше

Ницше известен как сторонник «вечного возвращения». Правда, осталось неизвестным, а что, собственно, возвра­щается? Конечно, идея повторения, как она была творче­ски интерпретирована Ж. Делезом, вызывает симпатию, однако она была присуща, скорее, Кьеркегору, чем Ницше. Делез понимает повторение как закон культуры, согласно которому каждый человек должен по-своему исполнить свое предназначение. Ницше тоже признавал судьбу, но как сознательную покорность законам бытия, которых он, как ни странно, не только не отрицал, но, напротив, при­знавал и уважал. Собственно это и обнаруживает непри­годность простой схемы, согласно которой есть философы бытия и философы становления.

Мысль о вечном возвращении того же самого осенила Ницше в августе 1881 г., во время прогулки вокруг озера Сильваплан. Наиболее полно и ярко она изложена в «Веселой науке»: «Что, если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал бы тебе: „Эту жизнь, как ты теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количест­во раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и ка­ждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все не­сказанно малое и великое в твоей жизни должно будет на­ново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности,— также и этот паук, и этот лунный свет между деревьями, также и это мгновенье, и я сам. Веч­ные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!" — Разве [579] ты не бросился бы навзничь, скрежеща зубами и прокли­ная говорящего как демона? Или тебе довелось однажды пережить чудовищное мгновенье, когда ты ответил бы ему: „Ты — бог, и никогда не слышал я ничего более божествен­ного!" Овладей тобой эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок; вопрос, сопровождаю­щий все и вся: „хочешь ли ты этого еще раз, и еще бесчис­ленное количество раз?" — величайшей тяжестью лег бы на твои поступки! Или насколько хорошо должен был бы ты относиться к самому себе и к жизни, чтобы не жаждать больше ничего, кроме этого последнего вечного удостове­рения и скрепления печатью?».1

Мысль о вечном возвращении кажется жуткой и невыно­симо тяжелой. Почему же и Ницше, и Хайдеггер оказались захвачены этой мыслью? Ведь она к тому же не нова и про­сто банальна. Более того, содержащийся в ней фатализм чужд новоевропейскому мышлению, которое настроено на активное изменение мира и своей судьбы. Эту мысль невоз­можно сформулировать как концепцию и, тем более дока­зать как теорию. Удивляет серьезность, с которой воспри­нимали эту мысль сам Ницше и многие его последователи. Теория повторения Фрейда и дополнения Деррида являют собой примеры современных мыслителей, оказавшихся приверженцами этой идеи. Скорее всего, она имеет некое «архетипическое» происхождение и коренится в глубинах нашей психики. Например, Р. Штейнер настаивал на мис­тическом происхождении этой идеи. Он писал: «Его душу ворожила перспектива естественнонаучной обработки по­вторных земных жизней ... Испытать эту жизнь еще бес­численное количество раз — вот что стояло перед его ду­шой, заслоняя перспективу освобождающих опытов».2

Вечное возвращение — это ужасная мысль, если проду­мать ее как порядок повседневности. Это символ того ру­тинного, что ввергает нас в скуку. Но им, привычным не стоит пренебрегать, ибо оно и порождает ожидание не­обычного. Тоска по божеству рождается из ощущения бе- [580] зысходности обыденной жизни. В этом проявляется экстатичность человека. Вечное возвращение — «тяжелейшая мысль» прежде всего потому, что нет ничего тошнотворнее повторения того же самого. Но почему Ницше столь упор­но держался за эту мысль, что крайне редко подвергал ее сомнению. Наоборот, он подавал ее как продукт инспира­ции. Учение о вечном возвращении является религией, пророком которой является Заратустра. Почему Ницше сделал такой выбор? Допустим, христианский бог умер и нужна новая религия. Но разве восточное учение о вечном возвращении вдохновляет, дает веру в жизнь и оказывается противоядием нигилизму? Не обессмысливает ли оно жизнь еще сильнее? Может быть, эта ужасная мысль предназначена для усиления нигилизма, путь которого необхо­димо пройти до конца, то есть до осознания того, что все возвращается? Может быть. И все-таки Ницше предложил книгу о Заратустре как новое Евангелие. Но публика вос­принимала Ницше как «дизангелиста» и, стало быть, ока­залась неспособной понять «доброе послание» Заратустры.

Все эти соображения не много значили для Хайдеггера. Его интересовала философская проблематика истины и бытия. В учении о вечном возвращении он видел поворот от становления к бытию. По мнению Хайдеггера, вечное возвращение уже бывшего — это высшее проявление воли к власти. Подлинно философское понимание вечного воз­вращения возможно только в едином его осмыслении с во­просом о сущности воли к власти. Хайдеггер, хотя и пре­достерег от интерпретации «воли к власти» как господства человека над человеком, как классово, этнически или ра­систски понимаемого превосходства одних групп людей над другими, все-таки интерпретировал ее субстанциалистски, а значит, метафизически. Воля к власти понималась Ницше как главная сила того, что он называл становлени­ем. Хайдеггер же мыслил в терминах бытия и сущего и на основе этих понятий интерпретировал высказывания Ницше. Между тем бытие и становление — это разные ин­терпретации мирового целого (если, конечно, пока не ста­вить под вопрос осмысленность и этого словосочетания). Если бытие мыслится как нечто законосообразное и упо- [581] рядоченное, то становление — это, так сказать, «хронический» процесс либо вечного возвращения одного и того же, либо беспорядочного, спонтанного и сингулярного хаотического изменения.

Вопрос о смысле бытия был решающим для хайдеггеровской фундаментальной онтологии. Он привел к Ниц­ше, он же способствовал и окончательному отказу от его учения. Хайдеггер квалифицировал философию Ницше как метафизику воли к власти, предавшую бытие ради су­щего и ценностей. Он цитировал Ницше: «Сообщать становлению характер сущего — это есть высшая воля к вла­сти... Что все возвращается, это крайняя степень прибли­жения мира становления к миру бытия: — вершина созерцания».3 Хайдеггер толковал эту запись как приписывание становлению статуса сущего, как свидетельство того, что Ницше был и остался по преимуществу метафизиком. На самом деле все обстояло наоборот. Ницше работал в это время над «Веселой наукой», где писал: «По отношению ко всем эстетическим ценностям пользуюсь я теперь следующим основным различением: я спрашиваю в каждом отдельном случае: „Стал ли тут творческим голод или из­быток? Казалось бы, поначалу можно было в большей степени рекомендовать другое различение — оно гораздо оче­виднее, именно, является ли причиною творчества стрем­ление к фиксации, увековечиванию, к бытию или же, напротив, стремление к разрушению, к изменению, к ново­му, к будущему, к становлению4. В силу двузначности мо­тивов, о которой говорил Ницше, двузначными оказыва­ются все высшие ценности и в том числе бытие и станов­ление. При этом вовсе не обязательно тезис «бытие есть становление» противоречит тезису «становление есть бытие». Хайдеггер же понимает эту двузначность, как при­знак фальши, а волю к власти определяет как волю к фаль­ши.

На самом деле для интерпретации идеи Ницше о вечном возвращении значима позиция перспективизма. Понимае- [582] мая космологически эта идея кажется бессмысленной и бесполезной. Космологическую аргументацию Ницше ис­пользует как предварительную для доказательства правдо­подобности своей идеи. Космологическая интерпрета­ция — не посылка, а следствие его веры в возвращение того же самого. Ницше понимал бесполезность теоретического обоснования жизненно важной и исторически действен­ной веры. Теория навязывает интерпретацию с точки зре­ния частей, а Ницше видел свою задачу в том, чтобы интер­претировать отдельное с точки зрения целого. В мировом целом, которое кажется хаосом, ничего нельзя предусмот­реть, а можно только ориентироваться. Это единственный «метод» в условиях оставленности человека высшими си­лами. Он помогает обрести уверенность в ситуации забро­шенности, дает возможность сказать «да» случайным раз­личиям. Вечное «да» перед лицом вечного становления — это есть основная идея учения о вечном возвращении того же самого. Оно соответствует пониманию жизни как эко­номии, как кругообразной смены кризисов и подъемов. Это служит основой учения о воле. Этот тяжелый груз цен­трирует мышление. Ницше описывает его как насилие, ос­тавляющее на выбор или бегство или обожествление его. Поскольку мы не до конца понимаем учение Ницше о веч­ном возвращении того же самого, то мы не до конца можем решить и вопрос о нигилизме.

 

Нигилизм

Нигилизм, как историческое свершение своей эпохи Ницше связывает с лозунгом «Бог мёртв». И это не мани­фестация атеизма, а как справедливо полагал Хайдеггер, метафизическое выражение сути исторического сверше­ния Запада. Впервые эти слова прозвучали в «Веселой нау­ке», вышедшей в 1882 г., однако мысль об этом высказыва­лась еще в «Рождении трагедии». Что значат эти слова? Ведь то, что Бога нет, уже не являлось большим секретом. Отличие Ницше от школы научной критики религии со­стоит в том, что Бог для него — именование сферы идеа- [583] лов, потустороннего высшего мира, царства моральных ценностей, словом, синоним метафизического мира. По­скольку Бог как создатель и гарант сверхчувственного мира мертв, то нет смысла больше верить в те сущности и ценности, которые составляют содержание этого мира. Неверие в существование потустороннего мира, стремле­ние к которому было целью человеческого существования, оправданием всех его страданий, и составляет существо нигилизма. Жизнь утратила свой смысл — таково миро­ощущение нигилиста. Речь идет не только о девальвации религии. Христианство для Ницше — феномен социально-исторический. Падение авторитета церкви, устранение диктата теологии из науки и философии, светский харак­тер государства еще не означает утраты веры в идеалы. На смену авторитету Бога приходят наука и разум, бизнес и ге­шефт. Как считал Хайдеггер, событие нигилизма развора­чивается в метафизическом плане. «Метафизика,— писал он,— это пространство исторического совершения, про­странство, в котором судьбою становится то, что сверхчув­ственный мир, идеи, Бог, нравственный закон, авторитет разума, прогресс, счастье большинства, культура, цивили­зация утрачивают присущую им силу созидания и начина­ют ничтожествовать».5

С осознания того, что Бог мертв, начинается радикаль­ная переоценка всех ценностей. Место Бога занимает че­ловек, который вместо прежних ценностей, препятствую­щих реализации его желаний, провозглашает новые цен­ности. Хайдеггер полагал, что сверхчеловек — это человек, волящий самого себя как безусловную волю к власти. Под сверхчеловеком, разъяснял он, Ницше вовсе не мыслит не­коего атлета тела и духа, наделенного преувеличенными человеческими способностями: «Слово „сверхчеловек" наименовывает сущность человечества, которое, будучи человечеством нового времени, начинает входить в завер­шение сущности его эпохи. „Сверхчеловек" — это человек, который есть на основе действительности, определенной [584] волей к власти, и для нее»6. Наша эпоха поставила человека господином над всем сущим, и Ницше спрашивал: готов ли к этому человек, способен ли он ответить на этот вызов бытия? Время требует, чтобы человек поднялся над собой прежним и ответил на вызов бытия, властно правил всем сушим, но человек отказывается от своей исторической миссии и пребывает в ничтожестве нигилизма. Правящая в этом мире воля к власти выбирается как собственное воление, и человек, таким образом, волит себя как волю к вла­сти. Вот в чем видит Хайдеггер смысл метафизически про­думываемых слов Ницше «Бог мёртв».

Каковы же условия возникновения нигилизма? По Ниц­ше, он предопределен неверной ориентацией на поиски смысла всего происходящего. Поскольку поиски смысла за­вершаются разочарованием, следует спросить, на каком ос­новании и ради чего человек ищет «смысл». Он понимается как вера в направленность к какому-то концу, как «цель». Это может быть вера в «нравственный миропорядок», в рост гармонии и счастья или в регресс к ничто, как у Шопенгау­эра. Человеческая воля требует цели, она может скорее волить ничто, чем ничего не волить. «Смысл», «цель», «назна­чение» — суть то, что позволяет воле быть волей. Однако по­сле «смерти Бога» люди стали осознавать, что безусловные «цели» в человеческой истории недостижимы. Все начина­ния, процессы ни к чему не ведут, ничего не достигают. Ожидания на лучшую жизнь оказываются обманутыми.

Второе условие нигилизма — вера в единство, систем­ность и целостность происходящего. Она также оказывает­ся несостоятельной. Анализируя данное допущение, Хай­деггер отмечал, что его необходимость вызвана оправдани­ем смысла человеческого существования, которое мыслилось как часть мирового процесса. Поскольку в жиз­ни нет желаемого трогательного единства, постольку над ужасным миром становления, в котором имеет место смерть, вводится потусторонний «истинный» мир.

Третья предпосылка нигилизма состоит в неверии в су­ществование трансцендентной реальности. Эти логиче- [585] ские предпосылки, своеобразные априорные условия воз­можности нигилизма, Хайдеггер переводит в плоскость истории. Он указывает, что обесценивание высших ценно­стей не означает конца истории. С миром ничего не проис­ходит, переоценке подлежат ценности, вложенные в мир человеком. Новое поколение меняет накопленные предка­ми ценности. Это делается, отмечал Хайдеггер, для того чтобы обеспечить развертывание человеческого существа из полноты своей собственной ценности.

Нигилизм проходит три этапа. Первый — это вкладыва­ние ценностей, второй — изъятие их, а третий — полагание новых ценностей. Первое условие нигилизма имеет априорно-всеобщий характер: всякий, кто будет вклады­вать свои ценности в мир, будет неизбежно разочарован. Почему же Ницше, констатировавший, что нельзя больше истолковывать, снова предлагает вкладывать новые цен­ности? Воля к власти — вот что заставляет это делать. Но где гарантия, что новые ценности лучше старых? Выход видится в том, чтобы быть расчетливыми нигилистами. Хайдеггер интерпретировал проект Ницше следующим образом: «новое полагание ценностей уже не может про­исходить так, чтобы на то же, пусть тем временем опус­тевшее, место прежних верховных ценностей взамен них просто ставились новые».7 Суть предложения Ницше он видит в том, что ценности вкладываются в другое: не в по­тустороннюю, а в реальную действительность. Выражение «переоценка ценностей» приобретает «бухгалтерский» смысл: Ницше предлагает подсчитывать полезность цен­ностей с точки зрения перспектив возрастания человеческого господства.

Европейский нигилизм приобретает у Хайдеггера не только историческую определенность, но и метафизиче­ский статус: «Нигилизм, как его мыслит Ницше, есть исто­рия обесценки прежних верховных ценностей как переход к переоценке всех прежних ценностей, состоящий в оты­скании принципа нового полагания ценностей, каковой [586] принцип Ницше видит в воле к власти».8 Исходя из трак­товки нигилизма как истории Запада, Хайдеггер видит в нем проявление логики развития, историчность истории Запада.

Хайдеггер определяет метафизику Ницше как заверше­ние западной метафизики. Это не «объективная» оценка, речь идет о решении, которое история требует от нас. Хайдеггер возражал против понимания нигилизма из идеи цен­ности, так как видел в нем мысль о бытии. Происхождение ценностного мышления, которое сформировалось в неокантианской философии в форме «философии ценностей», Хайдеггер видит в воле к власти. Он писал: «ценности и их изменение, то есть полагание ценностей, будь то обесценка или переоценка, или новое полагание ценностей, обуслов­лены каждый раз тем или иным видом воли к власти, кото­рая со своей стороны обусловливает полагающего ценно­сти, то есть человека, в способе его человеческого бытия».9

Хайдеггер уяснил, но не принял существенную нова­цию, которую Ницше ввел в понятие ценности: ценно­сти — это точки зрения условий сохранения и возрастания воли к власти внутри становления. Точка зрения есть неко­торая перспектива, намеченность, расчет, соотнесенность со шкалой и мерой. Ценность определена не как данность сама по себе, а как значимость, как центр перспективы. Саму власть Хайдеггер сначала субстанциально определил как «нечто», или «вещь», чье сохранение или возрастание обусловлено ценностями. Однако далее он заметил имма­нентную связь власти и ценности в форме воли к власти, которая всегда находится в состоянии самопреодоления и полагает ценности как условия возрастания: «Воля к вла­сти есть тем самым в себе: разметка возрастания власти; пред-усмотрение есть принадлежащая к воле к власти тра­ектория обзора и перспективы: перспектива».10 Ценности как результаты определенных перспектив — это своеобраз­ные ориентиры воли к власти. Сущее воспринимается все- [587] гда в той или иной перспективе и только через ценности можно его помыслить. Не только человек, а любой сило­вой центр формирует и оценивает окружающий мир. При этом ценности являются формой и условием роста власти. Польза ценности определяется степенью ее поддержки. Само становление, действительное в целом, комментиро­вал Хайдеггер, не имеет никакой ценности. Ибо вне суще­го нет уже ничего, что было бы условием для него. Сущее в целом «бесценно», оно находится вне оценки. Только внут­ри становления, как кванты воли к власти, возникают оп­ределенные ценности. Сложная природа ценностей, по Ницше, состоит в том, что, будучи условиями власти, они сами обусловлены ею; они, как определял Хайдеггер, есть «обусловленные условия».

Ницше обозначил задачу будущей метафизики как пере­оценку всех ценностей, как новое самосознание в форме воли к власти. Хайдеггер увидел эту «переоценку» не в том, что на место одних ценностей ставятся другие, а в том, что категории «бытие», «цель», «истина» понимаются как цен­ности. «Благодаря ницшевскому истолкованию метафизи­ки из идеи ценности,— писал Хайдеггер,— прежняя мета­физика оказывается понятой „лучше", чем она сама себя понимала или когда-либо могла понять, поскольку это истолкование впервые только и дарит ей нужное слово, что­бы сказать то, что всегда хотела, но еще не могла сказать».11

«Нигилизм» — это поставленный Ницше диагноз эпохи, проявляющийся в закате культуры в новой немецкой им­перии и в декадансе в Европе. В 1880-е годы Ницше призывал к переоценке ценностей, которые Европа культивиро­вала в течение тысячелетий и которые, будучи направлен­ными против жизни, сделались причиной ее болезни. Нигилизм своей эпохи Ницше воспринимал как сумерки старого нигилизма: все более четкого осознания, что за ценностями ничего не стоит. Секулярное «разволшебствование» мира спустя столетие обернулось широким прояв­лением нигилизма во всех сферах жизни. Своей агрессив­ной генеалогией Ницше пытался указать на опасность ре- [588] сентимента. Прежде всего он обратил внимание на Сократа как родоначальника нигилистических ценностей, который отражал стремление к поискам абстрактной, ото­рванной от жизни теоретической истины. Другим источ­ником нигилизма стал церковный ресентимент апостола Павла, акцентировавшего рабскую мораль христианства как религии слабых и униженных. Оба — и Сократ и Павел утверждали ценность истины и совершенство души, отри­цая жизнь с ее бедами и страданиями.

Вопрос стоял так: как жить нам теперь без веры в эти ценности? Как будет жить индивид в своем замкнутом оди­ночестве, без поддержки и защиты со стороны высших сил, таких как разум или Бог? Ему остается конкуренция с дру­гими индивидами на поле воли к власти. Итак, сверхинди­видуальное отбрасывается, и остается опора лишь на индивидуальное. Но индивидуум не является безусловным единством, он проявляется в отношениях с другими кван­тами власти. Нигилизм, как его понимает Ницше, есть но­вое понимание, основанное не на репрезентации, а на коммуникации. Мир как феномен, отмечал Ницше,— это мнение, объект — это гипотеза субъекта, его модус и ре­зультат действия одного субъекта на другого.

Хайдеггер видел проблему нигилизма иначе. Для него нигилизм не есть новое положительное мышление, в кото­ром главным становится отношение одного индивида к другому, а иное мышление бытия в отношении к сущему. Его мысль движется не в рамках коммуникации, а в рамках репрезентации: бытие как предмет мышления всегда оста­ется сущим, и таким образом сохраняется метафизика представления. Хайдеггер не доводит дело до коммуника­ции. Бытие не является предметом субъективного опыта, а мыслится как существующее до всякого индивидуального опыта вообще. Забвение бытия и ориентация на сущее — вот в чем состоит источник нигилизма по Хайдеггеру.

Воля к власти остается для Хайдеггера предметным сущим и, осознается как межиндивидуальное противоборст­во. Он связывает друг с другом два понятия нигилизма. Оба они являются проявлением истории Запада. При этом, признавая «экзистенциальное» понимание нигилизма у [589] Ницше, Хайдеггер оценивает его как метафизическое. Он считает, что благодаря этому проблема нигилизма превра­щается из социальной в философскую.

Э. Левинас и Ж. Деррида пытались по-новому осмыс­лить Ницше, как родоначальника мышления, которое свойственно эпохе индивидуализма, а Хайдеггера — как родоначальника мышления бытия в отношении к сущему. Как гармонизировать Ницше и Хайдеггера — этот вопрос остается открытым: Хайдеггер понимал Ницше по-своему, но понимать иначе — не всегда понимать лучше.12

 

Генеалогия возвышенного

Искусство представляет мировое целое, переживаемое как прекрасное. Тот, кто чувствителен к нему, ощущает па­фос, вызванный резонансом с первоосновой мира. Все мо­жет стать чудовищным — собственная жизнь, познание и мир, но есть искусство, которое помогает все это перено­сить. Но мы являемся патетиками только в искусстве, а не в жизни. Жить — значит прислушиваться к себе или к окру­жающему повседневному миру, а не к волнам звуков, иду­щим от бытия.

Воздействие художественных произведений есть пробуж­дение творческого настроения, которое Ницше называет «опьянением». Оно распадается на два состояния — «аполлоническое» и «дионисическое». Соединение обоих в еди­ном образе рождает высшее греческое художественное про­изведение — трагедию. Вместе с тем формула противостоя­ния аполлонического и дионисического породила множест­во путаных писаний. Хайдеггер интерпретировал Ницше на основе кантовской эстетики, согласно которой «прекрасно» то, что нравится как таковое. По Канту, прекрасное откры­вается нам как свободное от всякого интереса. Согласно Шопенгауэру, эстетическое состояние представляет собой угасание воли, успокоение всяческого стремления, чистое [590] отдохновение, нежелание-ничего-больше, погружение в безучастность. Наоборот, Ницше определял эстетическое состояние как опьянение. Это явная противоположность, прежде всего, «свободному от интереса удовольствию» и, тем самым, резкое противостояние Канту в определении от­ношения к прекрасному. По мнению Ницше, всякие разго­воры об искусстве, красоте, познании, истине загублены и осквернены понятием «свободный от интереса». Прекрас­ное определяется им как то, что нравится, а нравится то, что способствует процветанию жизни. Таким образом, эстетиче­ские ценности покоятся на ценностях биологических.

Тем не менее Хайдеггер пытался показать, что Ницше далек от утилитаризма и в понимании искусства он ближе к Канту, чем к Шопенгауэру. Для того чтобы признать что-либо прекрасным, мы должны позволить бытию предстать перед нашим взором в его собственном звании и достоин­стве. Мы не можем заранее связывать его с чем-то другим, с нашими целями и замыслами, с возможным наслаждени­ем и выгодой. Хайдеггер утверждал, что мы должны рас­сматриваемое предоставить самому себе, должны позволить ему быть тем, чем оно является.

Определение чувства опьянения как основного эстети­ческого чувства проясняется противоположными опьяне­нию явлениями: нехудожественными состояниями трезво­сти, утомления, истощенности, чего-либо иссушающего, обедняющего, отвлекающего, блеклого, «под чьим взором страждет жизнь». Противопоставление художественного состояния нехудожественному обнаруживает, что под «опьянением» Ницше не имеет в виду то мимолетное со­стояние, которое, как «опьянение», быстро выдыхается и рассеивается. Художественное состояние «опьянения», коль скоро оно представляет собой нечто больше, чем ми­молетный аффект, можно понимать как страсть. Однако Ницше приводит две причины, по которым художники не могут быть людьми большой страсти. Во-первых, будучи художниками, то есть творцами, они должны следить за со­бой; как художники они должны эксплуатировать свои страсти, выслеживать их, ловить и придавать им форму. Во-вторых, художники оказываются заложниками своего [591]  таланта; он не позволяет им свободно расточительствовать великой страстью.

Эстетическое состояние — это не слепое и расплывчатое умиление, не просто пронизывающее нас приятное удо­вольствия и некое плавающее удовлетворение. Опьянение в себе соотносится с главными чертами, то есть строением и структурой, или «формой». Отсюда вырисовывается сле­дующая ступенчатая структура чувства благополучия: в са­мом низу — биологические чувства осуществления и утвер­ждения жизни, над ними, и подчиненные им,— логические, математические чувства, которые являются ядром чувств эстетических. Таким образом эстетическая страсть к форме сводится к определенным условиям свершения жизни.

Искусство для Ницше есть нечто большее, чем имя собирательное. Оно есть форма воли к власти. Именно она должна изначально обосновывать взаимопринадлежность всего того, чем владеет искусство. Мы мыслим красоту как нечто достойное наибольшего почитания. Слово «искусст­во» обозначает не некое простое наличествование, а иерархическое понятие. Искусство, противопоставляемое ниги­лизму, призвано к тому, чтобы заложить основу для утвер­ждения   новых   ценностей   и,   следовательно,   должно определять иерархию, различать и решать. Если искусство обретает свою подлинную сущность в большом стиле, зна­чит, мера и закон полагаются лишь в одолении и усмирении хаоса и пьянящего начала.

Важно уяснить, что представляет собой «дионисическая всеобщность»? Это не просто оргиастический порыв или экстаз, а такой выход вовне, который разбивает оболочку ин­дивидуального, обособленного существования и единит лю­дей между собой и со всем сущим: «Лишь исходя из духа му­зыки мы понимаем радость об уничтожении индивида».13 Суть дионисического искусства Ницше видит в отрицании героя как высшего проявления воли к утверждению вечной жизни. Это аполлонийское искусство преодолевает страда­ние индивида лучезарным прославлением вечности явления, и красота в нем одерживает победу над присущим жизни [592] страданием. Дионисийское искусство открывает радость существования не в явлениях, а за ними, оно сливает нас с первосущим. Таким образом, цивилизационное значение искус­ства состоит в преодолении мук и страданий индивидуально­го существования и формирования у людей стремления жить вместе.

Ницше — автор тезиса не только о смерти Бога, но и искусства. Искусство выходит на сцену, по мере того как религия приходит в упадок. Просвещение поколебало догматы, но не остудило религиозного чувства. Выход ему дает искусство. Как и религия, оно — наркотик, обезбо­ливающий страдания жизни, дающий паллиативное об­легчение, и при этом отвлекающий от действительного улучшения жизни. «Искусство,— писал Ницше,— делает выносимым вид жизни, окутывая его дымкой нечистого мышления».14 Он считал, что новая теория искусства должна раскрыть те ложные умозаключения и дурные привычки разума, в силу которых он попадается в сети ху­дожника. Таким образом, против иллюзий искусства так­же выдвигается научный подход, в котором критика его как ложной идеологии дополняется анализом психологии современного художественного сознания. Художник, по мнению Ницше, на всю жизнь остается играющим ребен­ком, верящим в чудесное.

Ницше разоблачает культ гениев, якобы обладающих особым зрением, проникающим в скрытую от остальных суть вещей, и характеризует их как тщеславных иллюзио­нистов, создающих симулякры. Они отличаются от диле­тантов тем, что тратят десятилетия на обретение мастерст­ва. Так Ницше постепенно подводит к тому, что сегодня называют «смертью автора». Правда, он понимает ее слиш­ком натуралистично и даже предлагает драконовский за­кон против писателей: «На писателя следовало бы смотреть как на злодея, который лишь в самых редких случаях заслуживает оправдания или помилования; это было бы средством против чрезмерного распространения книг».15 [593]

Какой же видится Ницше судьба искусства? Ценность его возрастает при определенных метафизических предпо­сылках, когда верят в неизменную сущность мира, которая изображается как возвышенное. Хотя эти предпосылки ложны и предмет искусства — вовсе не «подлинная дейст­вительность», оно необходимо потому, что украшает жизнь. Художественное чувство продолжает жить после искусства, как вера все еще живет и после смерти Бога. Бо­лее того, своеобразная «магия смерти» делает его привле­кательным и поэтому современность являет собой неви­данную популярность искусства.

В качестве средства преодоления дезинтеграции людей Ницше предлагает искусство. Но это не то искусство, кото­рое культивируется рынком и выступает либо дорогим то­варом для наслаждения богатых, либо дешевым суррогатом для управления беднотой. Необходимо возрождение ис­кусства по греческому образцу. Героический человек про­сыпается утром и, как каждый из нас, он спросонья не зна­ет, жив он или уже умер. Но в отличие от большинства со­временных людей, слушающих музыку, уводящую во внутренние лабиринты души, он запевает ритмичную пес­ню и вырывается наружу. Так он выходит в общественное пространство, где живет ради других. Не возвращение архаических практик для преодоления распада обществен­ной ткани, а музыка, как эстетическая форма существова­ния, способствующая построению себя как общественного существа — вот в чем состоит предложение Ницше. Музы­ка выводит нас за пределы имманентности.

Своеобразие подхода Ницше к вопросу о том, какой должна быть жизнеспособная культура, состоит в преодо­лении сложившихся различий между этическим и эстети­ческим, культурным и политическим. В своем предисло­вии 1886 г. к «Рождению трагедии» Ницше просит взять на заметку выдвинутое им положение о том, что метафизиче­ской деятельностью человека, по существу, выставляется искусство, а не мораль. Само существование мира, указы­вает он, может быть оправдано лишь как эстетический фе­номен, за всеми онтотеологическими процессами скрыт лишь эстетический смысл. Беззаботный, неморальный [594] Бог, беспечное бытие, игра сил которого определяет чело­веческую судьбу,— все это основа «артистической метафи­зики», оказывающейся «по ту сторону добра и зла».

Переведя проблему в плоскость искусства, Ницше выну­жден искать источник силы полиса-государства в культуре. «Дух Афин» он понимает как культуру, которая облагоражи­вает не только душу, но и тело. Вместо идеологии как формы промывания мозгов греки совершенствовали телесные практики и, в частности, гимнастику, эротику, диететику и т. п. Важное, а Ницше считал — наиважнейшее, место сре­ди них занимало музыкальное воспитание. Исходя из при­оритета музыки над мыслью, он думал о том, какая музыка способствует воспитанию «политического» существа. Най­дя ответ на этот вопрос в хоровом искусстве греков, Ницше, подобно Флоренскому, критиковавшему иконопись XIX в., негативно оценил современную европейскую музыку и, прежде всего, сочинения Вагнера. Идеологически осмыс­ляемые как прославление мощи «германского духа», наделе они способствовали разъединению людей, ибо уводили их в мир иллюзий, а не готовили к героическим подвигам.

 

Итоги дискуссии

Ницше смущал Хайдеггера релятивизмом и волей к вла­сти, мотивом которой было, если не простое господство од­них людей над другими, то порыв, идущий от «почвы и крови». На самом деле Ницше не был ни идеалистом, ни почвен­ником. Трансцендентализм он критиковал за отрыв от земли, за то, что мораль и разум оказались направленными против жизни, запрещающими все необходимое для ее расцвета. Но и онтологический проект, как разновидность фундамента­лизма, его тоже не удовлетворял. Ведь, в сущности, не очень ясно, является «раса», «народ» или «природа» и даже сама «жизнь» понятием, мифом или реальностью. Скорее всего, это тоже знаки. В таком случае они вступают в игру в другими знаками, например, идеями или моральными нормами. Все это — ценности, имеющие инструментальный характер, оди­наково полезные, если они способствуют росту жизни, и [595] одинаково вредные, если ведут к деградации людей. Кажется, именно это и упустил из виду Хайдеггер. Его критика Ницше не всегда адекватна, ибо мотивирована чутьем. Отсю­да сложное отношение Хайдеггера к Ницше. Их «внутреннее сродство», проявляется в критике науки и трансценденталь­ной метафизики. Однако протест против них у Хайдеггера не выходил за рамки, так сказать, «семейного спора»: критично относясь к возможностям спекулятивного мышления, он искал иные формы контакта с бытием.

Ницше, наоборот, ни за что не согласился бы слушать го­лос бытия. Для него центром сил оставался человек, всту­пающий в игру с другими силами. Быть медиумом Бога или бытия — это значит, потерять себя, не быть господином над самим собой. Водораздел между антропологией и онтоло­гией определяет отношение Хайдеггера к Ницше. Хайдег­гера отличает экзистенциальная серьезность в поиске пути к бытию. Наоборот, Ницше иронически относился ко всем своим «главным идеям» и оставался «перспективистом» в оценке самого себя и своих сочинений. Даже если они нра­вились ему самому, он не советовал следовать его путями. Для Ницше принципиально, чтобы его книги не вели к примирению ни с религией, ни с метафизикой, чтобы они не воспринималась только как утешение. Он давал послед­нее наставление читателям: «Научитесь смеяться, молодые друзья мои, если вы хотите во что бы то ни стало остаться пессимистами; быть может, вы после этого, как смеющие­ся, когда-нибудь да пошлете к черту все метафизическое утешительство — и прежде всего метафизику».16

У Хайдеггера общение с бытием имеет, так сказать, ин­тимный характер, оно протекает в молчании, тишине. Тро­пинкой к бытию является язык. Кажется, что языковой проект Хайдеггера на самом деле должен был сформулиро­вать и реализовать Ницше, посвятивший себя в юности изучению классической филологии. Вместе с тем он при­шел к необходимости вместо толкования слов исследовать поступки и переживания людей и поэтому обратился к «жизнеописаниям» философов. Хайдеггер, наоборот, от [596] экзистенции шел к языку. Но как жизнь у Ницше стала сводиться к игре знаков, так и хайдеггеровский язык ста­новился все более необычным, чем-то напоминающим «вещную живопись». Определяющим в нем становится не мысль, а бытие. Как бы то ни было, язык того и другого резко отличается от ставшего общепринятым информаци­онного сообщения, которое расценивается как истинное или ложное. По Ницше, истин нет, есть только интерпре­тации. Стало быть, сообщение внутри себя должно содер­жать условия доверия к нему. Так возник язык «Заратустры», где используется евангелическая риторика: доверие к тексту определяется доверием к личности написавшего. По Хайдеггеру, истина существует, и она открывается в языке, а не пристегивается сверху как «значение» к знаку. Поэтому он также использует внутренние ресурсы языка.

Категориальному освоению бытия Хайдеггер противо­поставил «экзистенциальное». Вместо субъекта — Dasein, вместо мышления — страх, забота, бытие к смерти. Этим «состояниям» нельзя приписать модальностей рефлексии. Тем не менее как философы мы вынуждены как-то реф­лексировать по их поводу. Не получается ли, что мы не мо­жем избавиться от метафизики, что философия умирает только вместе с нами. Может быть, поэтому поздний Хай­деггер уже не призывал к преодолению метафизики, а счи­тал, что ее надо предоставить самой себе.

В противоположность современной когнитологии Хай­деггер не считал своей задачей понятийное определение «экзистенциальных» состояний. В последних работах он оперировал фигурой «мыслителя-поэта» и считал, что надо мыслить рукой. Тексты Хайдеггера представляют собой на­стоящую головоломку для исследователя и вместе с тем ос­тавляют возможности самых разных интерпретаций. Ни у кого не вызывает возражений признание глубокой транс­формации традиционной онтологии и гносеологии у Хай­деггера. Столь же убедительны его аргументы против уни­версализации антропологической, аксиологической, критико-идеологической и даже герменевтической установок в философии. Но столь же поразительно, что представите­ли любых направлений легко интерпретируют Хайдеггера [597] на свой манер. Не означает ли это, что его проект филосо­фии каким-то образом выходит за рамки традиционных философских оппозиций? Отыскать следы присутствия трансцендентальной установки — это половина дела, осу­ществленная постмодернистами. Другая часть философ­ской работы должна состоять в том, чтобы показать ее глу­бокую трансформацию у Хайдеггера.

Возможно, для понимания происхождения термина «трансценденция» следует обратиться к богословию. В хри­стианской теологии господствуют метафизические понятия, и поиск истины происходит на основе конверсии бы­тия и ничто, как стремление преодолеть феноменальную смерть на основе жизни в истине. Бог Августина — это истина, а истина — это субстанция. Так происходит возвраще­ние к греческой метафизике. Отдельный субъект, как нечто отпавшее от субстанции, может спастись лишь через возвращение к существенному и подлинному. Для обоснова­ния возможности этого используется латинский термин «трансценденция», сыгравший центральную роль в культу­ре Европы. Именно на его основе доказывалась возмож­ность перехода от ничто к бытию. Имеет место возвышение субъекта к субстанции и нисхождение ее к субъекту.

Все признают отличие трансцендентального субъекта от Dasein. То, что это не субъект-наблюдатель и не субъект-гос­подин это понятно. Но кто же он этот «кто»? Хайдеггер пре­дупреждал: это не «я сам». Во-первых, для него характерно бытие-в-мире, что означает, с одной стороны, открытость миру (животное вписано в окружающую среду, а человек — это просвет бытия). Dasein — это не субстанция-субъект, а участник, свидетель бытия. Ему свойственна пассивность: он ждет знаков бытия и принимает их в себя, как кит принял Иону в свое чрево. Отсюда страх, боль, забота — это не ак­тивные действия, направленные на преобразование мира, а то, что проникает и захватывает нас целиком. Для обозначе­ния этого Хайдеггер ввел искусственное слово Insein, кото­рое не поддается адекватному переводу на другие языки. Что, собственно, значит это «бытие-в». Оно намекает на ка­кую-то интимную близость человека и бытия, или на замк­нутость в своем собственном внутреннем мире? Вопрос в [598] том, как все это называть. Да, Хайдеггер назвал свой проект фундаментальной онтологией. Наоборот, критики считают его «антропологическим», «психологическим» и даже «по­этическим» (от «пойэзис»). Дело не в названии. Важна трак­товка состояний страха, заботы, просвета, бытия к смерти.

Большинство исследователей интерпретируют позицию Хайдеггера на когнитивисткий манер и считают, что речь идет о понятности бытия в форме страха, заботы, располо­жения. На самом деле, и на это указал Я. А. Слинин, рефлек­сивный подход к феноменам жизненного мира характерен для Гуссерля. Согласно его мнению, трансцендентальная феноменология гораздо эффективнее справляется с фено­менами, которые описал Хайдеггер. Конечно, у нас нет дру­гого пути, кроме как философствовать о бытии и его медиу­мах. Но годится ли аппарат трансцендентальной филосо­фии для понимания тех знаков бытия, на которые указал Хайдеггер? Скорее, речь должна идти о построении комму­никативного проекта, способствующего раскрытию специ­фики тех знаков и кодов, которые выступают медиумами довербального или, как иногда говорят, «пракогнитивного» общения. Бытие не где-то там далеко, оно ближе мне, чем я сам. Но Хайдеггер говорил, что самое далекое — это бли­жайшее. Означает ли это возвращение трансцендирования? Нет, конечно. Невозможно приблизиться к ближайшему путем познания: оно дистанцируется, чтобы сделать его предметом рефлексии. Отстранение от ближайшего, его трансцендирование — это не ошибка, а род того, что Маркс называл отчуждением. Условием его преодоления является деструкция субъектно-объектной установки и создание та­кого языка, которым говорит бытие как ближайшее. Хай­деггер постепенно становился философом близости, а не трансцендентальной потусторонности. Видимо, в этом и состоял урок, который он получил от Ницше.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

 

1 Ницше Ф. Веселая наука. Соч. в 2-х т. М., 1900. Т. 1. С. 660. 

2 Там же. Т.2. С. 813.

3 Ницше Ф. Воля к власти. М.,1994. С. 288.

4 Ницше Ф. Т. 1. С. 697.

5 Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 178.

6 Там же. С. 203.

7 Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Пять главных рубрик в мысли Ницше // Время и бытие. М., 1993. С. 91.

8 Там же. С. 92.

9 Там же. С. 97.

10 Там же. С. 99.

11 Там же. С. 103.

12 Mueller-Lauter W. Heidegger und Nietzsche. Nietzsche-Interpretatio­nen III. Berlin New York, 2000. C. 267.

13 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. Т. 1. С. 121.

14 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Т. 1. С. 326.

15 Там же. С. 341.

16 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. 1990. Т. 1. С. 56.