«Доктрина циклов» и «Циклическое время»
Статьи «Доктрина циклов» и «Циклическое время»
впервые опубликованы в сборнике «История вечности» (1936)
Публикуется по изданию: Борхес Х. Л. Письмена бога. М. 1992.
Перевод И. Петровского.
Эта доктрина — именуемая одним из ее последних создателей Вечным Возвращением
— формулируется так:
Число атомов,
составляющих универсум, бесконечно, но имеет предел и, как таковое, способно
на ограниченное (и также бесконечное) число сочетаний. За бесконечный период
число вероятных сочетаний будет исчерпано, и вселенная повторится. Ты вновь
выйдешь из чрева, вновь окрепнет твоя кость, вновь в твои, те же руки попадет
та же самая страница, и ты вновь все переживешь, вплоть до своей немыслимой
смерти.
Таков принятый порядок ее
аргументации — от нудного вступления до грандиозной и жуткой развязки. Обычно
ее приписывают Ницше прим. 1 .
Прежде чем ее оспорить — не знаю,
способен ли я на такое предприятие, — следует хотя бы приблизительно уразуметь
безумные цифры, с ней связанные. Начнем с атома. Диаметр атома водорода
определяется (без допуска) одной стотысячной сантиметра. Столь
головокружительно малая величина не означает, что он неделим, — наоборот,
Резерфорд представляет его по модели Солнечной системы, как образованный
центральным ядром и вращающимся электроном, в сто тысяч раз меньшим, чем целый
атом. Однако оставим в покое это ядро и этот электрон и представим себе
скромную вселенную, состоящую из десяти атомов. (Речь, понятное дело, идет об
обычной экспериментальной вселенной — незримой, ибо о ней не подозревает
микроскоп; невесомой, ибо ее не взвесить ни на каких весах.) Также допустим —
в полном согласии с догадкой Ницше, — что число изменений этой вселенной
соответствует числу способов, которыми могут расположиться десять атомов,
ломая первоначальное расположение. Сколько различных состояний претерпит этот
мир до Вечного Возвращения? Решение задачи простое: достаточно перемножить
числа 1х2х3х4х5х6х7х8х9х10; нудное занятие, дающее цифру 3 628 800. Ежели
бесконечно малая частица способна на такие изменения, остается мало, а то и
вовсе никакой веры в однообразие космоса. Я взял десять атомов; чтобы получить
два грамма водорода, понадобится миллиард миллиардов. Подсчитать вероятные
изменения в этих двух граммах — то есть перемножить все числа, предшествующие
миллиарду миллиардов, — занятие, значительно превышающее мое человеческое
терпение.
Не уверен, убежден ли, наконец,
читатель; я — нет. Невинное и беззаботное расточительство огромных чисел,
несомненно, вызывает особое наслаждение, свойственное всем преувеличениям,
однако Возвращение остается более или менее Вечным, хотя и более отдаленным.
Ницше отпарировал бы так: «Вращающиеся электроны Резерфорда для меня новость,
впрочем, как и мысль — столь непозволительная для филолога — о возможности
деления атома. Однако я никогда не отрицал, что материя превращается
многократно; я говорил лишь о том, что не бесконечно». Столь правдоподобная
реплика Фридриха Заратустры заставляет вспомнить Георга Кантора и его смелую
теорию множеств.
Кантор разрушает основания
Ницшевого тезиса. Он утверждает абсолютную бесконечность точек вселенной, даже
в одном метре вселенной или в отрезке этого метра. Счет для него — всего
только способ сравнения двух множеств. К примеру, если бы первенцев всех домов
Египта, кроме тех, у кого на дверях дома красная метка, умертвил Ангел,
очевидно, что осталось бы столько, сколько было красных меток, без
необходимости их пересчитывать. Множество целых чисел бесконечно, и все же
есть возможность доказать, что четных столько же, сколько нечетных.
1 соответствует 2,
3 ——»—— 4,
5 —— » —— 6 и так далее.
Доказательство столь же безупречное, сколь и тривиальное, однако оно ничем не отличается от следующего — о равенстве чисел, кратных трем тысячам восемнадцати, всем числам натурального ряда, включая само число три тысячи восемнадцать и ему кратные.
1 соответствует 3018,
2 ——»—— 6036,
3 ——»—— 9054,
4 ——»—— 12072.
То же самое можно утверждать о его степенях, тем более что они подтверждаются по мере нарастания.
1 соответствует 3018,
2 ——»—— 30182, или 9 108 324,
3 и так далее.
Гениальное признание этих соответствий вдохновило теорему, что бесконечное
множество — допустим, весь натуральный ряд — представляет собой такое
множество, члены которого, в свою очередь, могут подразделяться на бесконечные
ряды. (Точнее, избегая всякой двусмысленности: бесконечное множество — это
множество, равное любому из своих подмножеств.) На высоких широтах счисления
часть не меньше целого: точное число точек, имеющихся во вселенной, равно их
числу в метре, дециметре либо на самой изогнутой из планетарных траекторий.
Натуральный ряд чисел прекрасно упорядочен: образующие его члены
последовательны; 28 предшествует 29 и последует 27. Ряд точек пространства
(либо мгновений времени) не упорядочить подобным образом; ни одно число не
имеет непосредственно ему последующего или предшествующего. Это все равно что
располагать дроби в зависимости от их величины. Какую дробь поставить вслед за
1/2? Не 51/100, поскольку 101/200 ближе; не 101/200, поскольку ближе будет
201/400; не 201/400, поскольку ближе будет... По Георгу Кантору, то же самое
происходит и с точками. Мы всегда можем вставить бесконечное число других.
Безусловно, следует избегать нисходящих величин. Каждая точка «уже» есть конец
бесконечного дробления.
Пересечение
прекрасных игр Кантора с прекрасными играми Заратустры для Заратустры
смертельно. Если универсум состоит из бесконечного числа членов, он необходимо
даст бесконечное число комбинаций — и требование Возвращения отпадает.
Остается только его вероятность, равная нулю.
Осенью 1883 года Ницше пишет прим. 2 :
«Медлительный паук, ползущий к лунному свету, и этот лунный свет, и мы с
тобой, беседующие у дверей, беседующие о вечном, — разве мы все уже не
совпадали в прошлом? И разве не пройдем снова долгий путь, долгий трепетный
путь, и разве нам не идти по нему целую вечность? Так я говорил, и говорил все
тише, ибо меня пугали мои мысли и домыслы». Эвдемий, интерпретатор Аристотеля,
за три века до Христа пишет: «Если верить пифагорейцам, те же самые вещи в
точности повторятся, и ты снова будешь со мной, и я повторю это учение, и моя
рука будет вращать эту палку, и так далее со всем остальным». В космологии
стоиков «Зевс питается миром»: универсум периодически пожирается породившим
его огнем и возрождается из пепла, дабы повторилась та же история. Вновь
отбирают зерна, дающие всходы, вновь воплощаются камни, деревья и люди, даже
труды и дни прим. 3 ,
ведь и для греков имя существительное немыслимо без какой-либо телесности.
Вновь мечи и герои, вновь подробные ночи
бессонницы...
Как и прочие гипотезы школы
Портика, гипотеза о всеобщей периодичности проходит закалку временем и в виде
термина «апокатастасис» входит в Евангелие (Деяния Апостолов, 3: 21), хотя и с
неясными намерениями. В двенадцатой главе своего «Civitas Dei» [Града Божьего
(лат.)] святой Августин посвящает несколько глав опровержению столь
мерзкой доктрины. Эти (лежащие передо мной) главы слишком запутаны для
краткого изложения, однако священнический гнев автора, похоже, вызван двумя
поводами: первый из них — грандиозная тщета подобной цели; второй — насмешка
над Логосом, умирающим на кресте, как испытатель на показательных испытаниях.
От частого повторения прощания и самоубийства теряют смысл; то же самое думал
Августин о Распятии. Поэтому он яростно отвергает воззрения стоиков и
пифагорейцев. Последние полагали, что разум Господа не способен уразуметь
бесконечности; именно извечное круговращение мирового процесса сопутствует его
изучению и помогает Господу свыкнуться с ним. Святой Августин подтрунивает над
бессмыслицей их революций и утверждает, что Иисус — это прямой путь,
позволяющий избегнуть циклических лабиринтов подобной
лжи.
В той же главе «Логики» прим. 4 ,
где речь идет о законе причинности, Джон Стюарт Милль заявляет, что
периодическое повторение истории умопостигаемо — но не истинно, — и цитирует
«мессианскую эклогу» Вергилия:
«Jam redit et
virgo, redeunt Saturnia regna» [«Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново
царство». (Перевод с лат. С.
Шервинского.)].
Мог ли эллинист Ницше не
знать об этих своих «предшественниках»? Мог ли Ницше — автор фрагментов о
досократиках — не знать о доктрине, которую зубрили ученики Пифагора? Очень
трудно верить этому и столь же бессмысленно. Действительно, на одной
памятной странице прим. 5 Ницше указал точное место, где ему пришла в голову мысль о Вечном
Возвращении: тропинка лесов Сильвапланы, недалеко от гигантской пирамидальной
глыбы, в августовский полдень 1881 года — «в шести тысячах шагов от людей и
эпохи». Это мгновение делает Ницше честь. «Бессмертное мгновение, — напишет
он,— когда я замыслил Вечное Возвращение. С тех пор я его сторонник»
(«Unschuld des Werdens» [Чистота становлений (нем.)], Р. 1308). И все
же мы не обязаны твердить об удивительном неведении, ни тем более о
человеческой, слишком человеческой прим. 6 путанице вдохновения и воспоминания, ни — уж точно — о преступном
тщеславии. Мое решение чисто грамматическое, я бы даже сказал, синтаксическое.
Ницше знал, что Вечное Возвращение — одна из сказок (страхов, развлечений),
возникающих во все времена, но он также знал, что самое выигрышное лицо
глагола — первое. Для пророка, вне всякого сомнения, оно единственное.
Выводить его откровение из какого-либо тезиса или из «Historia philosophiae
graeco-romanae» [«История греко-римской философии» (лат.)]
приват-доцентов Риттера и Преллера для Заратустры — по соображениям интонации
и анахронизма, если не из-за шрифта,— немыслимо. Стиль пророчества возбраняет
использование кавычек или тягостных отсылок к книгам и
авторам...
Ежели моя человеческая плоть
сходна с животной плотью овец, кто возразит, что мышление человека сходно с
мыслительными состояниями животных? Обдуманное и выстраданное Вечное
Возвращение вещей принадлежит все-таки Ницше, а не тому умершему, от которого
осталось одно греческое имя, да и то сомнительное. Настаивать не буду: уже
Мигель де Унамуно написал страницу о подобном усыновлении
идей.
Ницше любил людей, способных вытерпеть
бессмертие. Говорю словами, занесенными в его личные тетради, в «Nachlass»
[наследие (нем.)], где среди прочего есть и следующие вещи: «Если ты
воображаешь, что перерождению предшествует длительный покой, клянусь, ты
мыслишь дурно. Меж последним проблеском сознания и первым лучом новой жизни
лежит «ноль времени»: период молниеносен, хотя для его измерения понадобятся
миллиарды лет. Вычтем Я, и бесконечность превратится в
последовательность».
До Ницше личное
бессмертие считалось обманом надежд, туманной перспективой. Ницше настаивает
на его необходимости и приписывает ему устрашающую ясность бессонницы.
Отсутствие сна (гласит старинный трактат Роберта Бертона) страшно мучит
меланхоликов; нам известно, что Ницше страдал этой мукой и был вынужден
спасаться горьковатой соляной кислотой. Ницше хотел сделаться Уолтом Уитменом,
полюбив свою судьбу без остатка. Он поступил героически: извлек тоскливую
греческую гипотезу о вечном круговороте и попытался найти в этом
интеллектуальном кошмаре повод радоваться. Он отыскал самую чудовищную в мире
мысль и предложил людям ею насладиться. Робкий оптимист сочтет ее ницшеанской;
Ницше совмещает ее с циклами Вечного Возвращения и в таком виде
выплевывает.
Ницше писал: «Не лелеять мечты
о далекой удаче, почестях и благословении, но жить жаждой новой жизни, и так
всю вечность». Маутнер возражает, что приписывать идее вечного круговорота
хоть малейшую нравственную силу — значит отрицать самое идею, ибо это
равнозначно признанию, будто нечто могло произойти иначе. Ницше ответил бы,
что формулировка вечного круговорота и его растяжимый нравственный (точнее,
практический) смысл, сомнения Маутнера и опровержение сомнений Маутнера — все
те же необходимые моменты мировой истории, следствие атомарных колебаний. С
полным правом он мог бы повторить однажды написанное: «Достаточно того, что
доктрина круговоротов вероятна или возможна. Уже сам призрак такой возможности
заставляет нас содрогнуться и перемениться. Чего только не натворила
возможность вечной кары!» И в другом месте: «Когда высказывается эта мысль,
все меняет цвет и история начинается заново».
Иногда ощущение, будто мы «уже переживали такую минуту», заставляет
задуматься. Сторонники вечного круговорота уверяют, что так оно и есть, и в
этих смутных чувствах отыскивают подтверждение своей веры. Они забывают:
воспоминание связано с новизной, отрицающей доктрину и неуклонно усиливающейся
с ходом времени, вплоть до того далекого цикла, когда индивидуум предвидит
свою судьбу и решает действовать иначе. Кстати, Ницше никогда не говорил о
мнемоническом доказательстве Возвращения прим. 7 .
Он также умалчивал — и об этом
стоит сказать особо — о конечности атомов. Ницше отрицает атомы;
атомистика представляется ему всего только моделью мира, созданной для
наглядности и арифметического удобства... Дабы обосновать тезис, он говорит об
определенной силе, функционирующей в беспредельном времени и неспособной на
безграничное число изменений. Он действует не без коварства: сперва
предостерегает нас от идеи бесконечной силы — «поостережемся подобных оргий
сознания!» — а затем благородно соглашается с бесконечностью времени.
Аналогичным образом ему нравится прибегать к Предшествующей Вечности. Скажем,
равновесие космической силы невозможно; если бы не так, она действовала бы уже
в Предыдущей Вечности. Отсылка серьезная, однако следует повторить, что эта
Предшествующая Вечность — или aeternitas a parte ante [предыдущая вечность
(лат.)], как подсказали ему теологи, — не более чем наша врожденная
неспособность уразуметь начало времени. Мы грешим такой неспособностью и в
отношении к пространству, а посему ссылаться на Предшествующую Вечность столь
же нелепо, как ссылаться на Бесконечность Правой Руки. Скажу иначе: если с
точки зрения интуиции время бесконечно, то и пространство бесконечно. Эта
Предшествующая Вечность не имеет ничего общего с реально прошедшим временем.
Вернемся к первому мгновению и отметим, что оно требует предшествующего, а это
предшествующее — еще одно, и так до бесконечности. Дабы приостановить такую
regressus in infmitum [бесконечную регрессию (лат.)], святой Августин
решает прим. 8 ,
что первое мгновение времени совпадает с первым моментом творения — «non in
tempore sed cum tempore incepit creatio» [«Не во времени, но вместе со
временем началось творение» (лат.)].
Ницше обращается к энергии; второй закон термодинамики гласит, что существуют
необратимые энергетические процессы. Теплота и свет — всего только формы
энергии. Достаточно направить луч на черную поверхность, и он превратится в
теплоту. И наоборот, теплота уже светом не станет. Это безобидное (или
банальное) доказательство также отменяет «циклический лабиринт» Вечного
Возвращения.
Первый закон термодинамики
гласит, что энергия вселенной постоянна; второй — что эта энергия стремится к
разрушению, хаосу, хотя ее общий объем не убывает. Такое постепенное
рассеивание сил, образующих вселенную, называется энтропией. Стоит
уравновесить различные температуры, исключить (или компенсировать) всякое
действие одного тела на другое, — и мир сделается случайным скоплением атомов.
В недостижимой глубине звездного неба. это неимоверное и убийственное
равновесие было достигнуто. Путем взаимообмена его достигнет вся вселенная и
станет стылой и мертвой.
В теплоте свет
угасает; с каждой секундой вселенная погружается во тьму. Она теряет и вес.
Когда-нибудь от нас останется одна теплота — спокойная, застывшая,
равномерная. Это и будет смерть вселенной.
* * *
Последнее соображение — на сей раз метафизического толка. Если принять тезис Заратустры, непонятно, каким образом два одинаковых процесса в конечном счете оказываются одним. Достаточно ли одной, никем не проверенной последовательности? Поскольку нет особого архангела, ведущего счет, о чем говорит тот факт, что мы живем по тринадцать тысяч пятьсот четвертому разу, а не по первому в ряду или триста двадцать второму в двухтысячной степени? С точки зрения практики — ни о чем, и это не ущемляет мыслителя. С точки зрения интеллекта — ни о чем, а это уже серьезно.
1)
приписывают Ницше — в философской поэме «Так говорил Заратустра» (1883-1884) Ницше называет своего героя «Учителем вечного возвращения» и призывает его «возвестить это учение» (Ч. III. Гл. «Выздоравливающий», 2. (Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 160-161).– Назад –
2) Ницше пишет — «Веселая наука» (1882). Кн. IV. § 341
(Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. С. 660).
– Назад –
3) труды и дни — аллюзия на одноименную земледельческую
поэму Гесиода.
–
Назад –
4) В той же главе «Логики» — Джон Стюарт Милль. Логика.
Гл. V. § 8. С. 277. «Мессианскую эклогу» Вергилия Милль приводит в
доказательство того, что «вся история должна была бы периодически
повторяться подобно многозначной периодической дроби».
–
Назад –
5) на... памятной странице — далее цитируется «Ессе Homo»
(Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 743-744).
–
Назад –
6) ...о человеческой, слишком человеческой — аллюзия на
одноименный трактат Ницше (1878).
–
Назад –
7) Об этом очевидном доказательстве Нестор Ибарра пишет: «Бывает
так, что какое-нибудь новое впечатление поражает нас, точно
воспоминание: мы узнаем предметы или события, с которыми, однако, мы
встречаемся впервые. Мне кажется, так происходит и с удивительным
поведением нашей памяти. Ощущение, чем бы оно ни было связано,
является преддверием сознания. Мгновение спустя возбуждение
проходит, но воспринимается оно посредством сознания. Наша
память рассеянна, она скорее вызывает у нас чувство «однажды
увиденного», однако плохо его локализует. Чтобы оправдать слабость и
тревогу, мы полагаем им значительную дистанцию во времени; может быть,
мы идем еще дальше, относя пережитое к предыдущей жизни. Так
происходит в действительности с непосредственным прошедшим;
разделяющая нас пропасть — это наша забывчивость». (В оригинале
по-французски.).
–
Назад –
8) святой Августин решает — Исповедь. Кн. XI. Ч. XIII. §
16, а также Кн. XII. Ч. XXIX. § 40 // Богословские труды. Вып. 19. М.,
1978. С. 187, 209.
–
Назад –
Я вечно возвращаюсь к Вечному Возвращению; ниже я попытаюсь — не без помощи
нескольких исторических иллюстраций — определить три основные его
разновидности.
Первую приписывают Платону. В
тридцать девятом параграфе «Тимея» он утверждает, что все семь планет, стоит
лишь уравнять скорости их вращения, возвратятся к своей отправной точке —
полный оборот, составляющий совершенный год. Цицерон («О природе богов», кн.
II) полагает, что вычислить этот огромный небесный период непросто, однако он,
разумеется, небеспределен; в одном из своих утраченных сочинений он определяет
его в двенадцати тысяч девятьсот пятьдесят четыре «того, что мы именуем
годами» (Тацит, «Диалог ораторов», 16). После смерти Платона в Афинах
распространилась иудейская астрология. Эта наука, как всем известно,
утверждает, что судьба людей зависит от расположения звезд. Некий
астролог прим. 1 ,
не без пользы штудировавший «Тимея», сформулировал такой безупречный аргумент:
если планетарные периоды цикличны, то циклична и всемирная история; в финале
платоновского года родятся те же индивиды и повторят ту же судьбу. Века
приписали эту гипотезу Платону. В 1616 году Луцилио Ванини писал: «Вновь Ахилл
отправится в Трою; вновь возникнут ритуалы и религии; повторится история
человечества; нет ныне ничего, чего не было бы раньше; то, что было, сбудется
вновь, но только в целом, не в частностях (как считает Платон) (De admirabilis
naturae arcanis [О восхитительной природе небес (лат.)], диалог 52). В
1643 году в одном из примечаний к первой книге «Religio medici» [Исцеляю врача
(лат.)] Томас Браун писал: «Платонов год — Plato's years — есть
многовековой период, по истечении которого все вещи возвратятся к своему
первоначалу, и Платон в Афинской школе вновь изложит эту доктрину». В этом
первом понимании Вечного Возвращения доказательства
астрологические.
Второе связано со славой
Ницше, его пламенным изобретателем и пропагандистом. Основано оно на
алгебраическом доказательстве, на том, что число предметов — атомов, согласно
Ли Бо; сил, как у Ницше; простых тел, как у коммуниста Бланки, — неспособно на
бесконечное число комбинаций. Из трех доктрин, мной перечисленных, наиболее
убедительна и заумна та, что принадлежит Бланки. Как и Демокрит (Цицерон,
«Ученые вопросы», кн. вторая, 40), он заполняет сходными и несхожими мирами не
только вечность времени, но и беспредельность пространства. Его книга,
изданная в 1872 году, носит прекрасное название — «L'eternite par les astres»
[Вечность для звезд (франц.)]. Задолго до него появляется лаконичный,
однако исчерпывающий пассаж Дэвида Юма; он содержится в «Dialogues concerning
natural religion» [Диалог о естественной религии (англ.)] (1779),
который пытался переводить Шопенгауэр; насколько мне известно, до сих пор на
него никто не обращал внимания. Воспроизвожу дословно: «Представим себе
материю не бесконечной, как у Эпикура, а конечной. Конечное число частиц не
знает бесконечного числа сочетаний: при вечном движении любой мыслимый порядок
и расположение повторяется бесконечное число раз. Наш мир во всех своих
проявлениях, вплоть до самых ничтожных, был создан и уничтожен и будет создан
и уничтожен заново — и так до бесконечности» («Dialogues»,
VIII).
Об этом непрерывном цикле
тождественных всемирных историй Бертран Рассел высказывается так: «Многие
писатели считают историю цикличной, а современное состояние мира со всеми его
мельчайшими подробностями рано или поздно повторяющимся вновь. Как
формулируется эта гипотеза? Допустим, последующее состояние численно
соответствует предыдущему; сказать, что одно и то же состояние наступает
дважды, нельзя, поскольку это равнозначно введению хронологии (since that
would imply a system of dating), что противоречит условию. Ведь если некто
совершает кругосветное путешествие, не говорят, что пункты отправления и
возврата различны, но весьма сходны; говорят, что это — одно и то же. Гипотеза
о цикличности истории может быть сформулирована следующим образом: возьмем
множество обстоятельств, одновременных некоему определенному обстоятельству; в
некоторых случаях все множество оказывается предшествующим самому себе» (An
inquiry into Meaning and Truth [К вопросу о смысле и истине (англ.)].
L., 1940. С. 102).
Перехожу к третьей
интерпретации вечных повторений, менее пугающей и сентиментальной, но
единственно вообразимой. А именно — к идее подобных, но не тождественных
циклов. Невозможно составить нескончаемый каталог ее авторов: на память
приходят дни и ночи Брахмы; периоды, недвижными часами которых служили
пирамиды, медленно стирающиеся от приходящегося раз на тысячу и один год
прикосновения крыла птицы; люди Гесиода прим. 2 ,
убывающие от золота к железу; универсум Гераклита, зачатый в огне и
периодически пожираемый огнем; мир Сенеки и Хризиппа, его уничтожение в
пламени, его обновление в водах; четвертая буколика Вергилия прим. 3 и
ее восхитительный отзвук у Шелли; книга Экклесиаста; теософы; десятичная
история, предложенная Кондорсе; Френсис Бэкон и Успенский; Джералд Хэрд,
Шпенглер, Вико; Шопенгауэр, Эмерсон; «First Principles» [первоэлементы
(англ.)] Спенсера и «Эврика» По... прим. 4 Из
такого изобилия свидетельств выберу одно, принадлежащее Марку Аврелию: «Да
живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч, только помни, что человек
никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и не живет он лишь
той, которую теряет. Вот и выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь
настоящее у всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается, так оказывается
каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя,
потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Поэтому помни две
вещи. Первое, что все от века единообразно и вращается по кругу, и
безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно
долго» прим. 5 .
Если вдуматься серьезно в эти
строки (id est если не вменять им в вину примитивную назидательность или
поучение), мы увидим, что они предлагают (предполагают) два любопытных
соображения. Первое: отрицание реальности прошедшего и будущего. Его
подхватывает следующий пассаж из Шопенгауэра: «Форма проявления воли — ни
прошедшее, ни будущее, только настоящее; первые два существуют лишь для
действия (и за счет развертывания) сознания, подчиненного рациональному
принципу. Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее
и есть форма жизни» («Мир как воля и представление», том первый, 54). Второе:
отрицание, как у Экклесиаста прим. 6 ,
какой бы то ни было новизны. Гипотеза о том, что все человеческие судьбы (в
какой-то мере) сходны, на первый взгляд покажется простым умалением
мира.
Если судьбы Эдгара Аллана По,
викингов. Иуды Искариота и твоя, читатель, таинственно совпадают в одной —
единственно возможной — судьбе, то вся мировая история — это история одного
человека. Строго говоря, Марк Аврелий не навязывает нам этого загадочного
упрощения. (Однажды я придумал фантастический рассказ в духе Леона Блуа
прим. 7 :
некий теолог посвящает всю свою жизнь опровержению некоего ересиарха; в
хитроумных спорах он берет над ним верх, разоблачает его, требует его
сожжения; попав на небо, узнает, что для Бога он и ересиарх были одной и той
же личностью.) Марк Аврелий утверждает подобие, а не тождественность множества
индивидуальных судеб. С его точки зрения, любой промежуток времени — век, год,
одна-единственная ночь и, вероятно, ускользающее настоящее — содержит в себе
всю историю целиком. В предельной форме эту гипотезу легко опровергнуть: один
привкус отличен от другого, десять минут физической боли не равны десяти
минутам алгебры. В применении к большим периодам, к семидесяти годам нашего
возраста, обещанным Книгой Псалмов, эта гипотеза правдоподобна и терпима. Она
сводится к утверждению, что множество ощущений, эмоций, мыслей, превратностей
человеческой судьбы ограничено, и мы истощаем его задолго до нашей смерти. И
вновь Марк Аврелий: «Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было; и что
будет в беспредельности времен» прим. 8 .
В эпоху расцвета гипотеза постоянства, неизменности человеческого существования огорчает либо злит; в эпоху упадка (такую, как наша) она — залог того, что никакой позор, никакое бедствие, никакой диктатор умалить нас не смогут.
1)
Некий астролог — речь, вероятно, идет о Филоне Александрийском. Его трактат «О вечности мира» оказал значительное влияние на евангелистов, Климента Александрийского и Оригена.– Назад –
2) Люди Гесиода — аллюзия на важнейшие мифы «Теогонии»
Гесиода — о Золотом и Железном веках.
–
Назад –
3) буколика Вергилия — отсылка к IV буколике («Сызнова
ныне времен начинается строй величавый»), пророчества которой снискали
Вергилию главное место среди поэтов античности, что также отразилось
на выборе спутника и проводника по Чистилищу и Аду в «Божественной
комедии» Данте.
–
Назад –
4) Идею циклического времени Фрэнсис Бэкон развивает в
работе «Приготовление к естественной и экспериментальной истории»
(1620); Успенский в «Tertium Organum» (1922); Джералд
Хэрд в «Новой гипотезе эволюции» (1939), написанной в полемике с
дарвинистской теорией Г. Уэллса и католической историософией Г. К.
Честертона; Освальд Шпенглер в «Закате Европы» (1918-1922),
наглядно демонстрируя с помощью таблиц повторяемость
культурно-исторических эпох; Джамбаттиста Вико в «Основаниях
новой науки на общей природе наций» (1725), оказавшей влияние на
мифологическую концепцию времени в европейском модернизме, в частности
в «Улиссе» Джойса; Артур Шопенгауэр в «Мире как воле и
представлении» (1819-1844).
–
Назад –
5) «...бесконечно долго» — Марк Аврелий. Размышления. II,
14.
–
Назад –
6) как у Экклесиаста — «Что было, то и теперь есть, и что
будет, то уже было» (Еккл. 3:15).
–
Назад –
7) Я придумал фантастический рассказ в духе Леона Блуа —
Борхес имеет в виду свою новеллу «Богословы».
–
Назад –
8) «в беспредельности времен» — Марк Аврелий. Размышления. VI,
37.
–
Назад –
с целью распространения принадлежат Сергею Михайлову.
Copyright © 1997–2000 Скрижали
e-mail: skrijali@online.ru