Владислав Бугера «Ницшеанство как общественный феномен: его социальная сущность и роль»

Страницы: 1 2 3 4

Глава 4

Классовый характер философии Ницше.

1. Ницшеанство - философия монополистической буржуазии.

Исследуя философию Ницше, мы видим, что он является сознательным сторонником классового общества и полагает себя философом энергичнейших, сильнейших, имеющих будущее представителей господствующих классов. Соглашаясь с Ницше, что современное общество основано на делении его членов на господствующие и подчиненные, эксплуатирующие и эксплуатируемые классы (но именно классы, определяемые развивающейся системой производственных отношений-развитие которых, в свою очередь, определяется развитием производительных сил,-а но биологически предопределенные касты, как думая Ницше), и всякая человеческая деятельность в этом обществе-от экономической и политической деятельности до научного, философского и художественного творчества (а значит, и укоренившиеся в массовом сознании нормы этой деятельности, выражающие отношения людей друг к другу, этика) - так или иначе носит классовый характер, мы зададимся вопросом: какому именно господствующему классу принадлежит философия Ницше? Чьи именно существеннейшие интересы выражает она?

По этому вопросу много спорили советские философы в 20-30-х годах. Вот что, к примеру, пишет Б.М.Бернадинер:

"Ницше был идеологом юнкерства и наиболее реакционных кругов немецкой буржуазии того времени, выступавших против нараставшего пролетарского движения.

У нас было высказано мнение, что Ницше был идеологом финансового капитала, что в его сочинениях целиком отражаются стремления и миропонимание финансовых магнатов. Но этому противоречит то обстоятельство, что в те годы, когда творил Ницше, финансовый капитал только зарождался и не мог иметь той отчётливой идеологии загнивания, которая так характерна для позднейшего развития капитализма. Главнейшее произведение "Так говорил Заратустра", в котором уже изложены взгляды Ницше последнего периода его творчества, было им написано в 1881 г.. Финансовый капитал в то время только зарождался, его антидемократические черты развились значительно позже и, конечно, не могли послужить условием появления философии Ницше.

Однако т. Луначарский, который является сторонником того взгляда, что Ницше выражает идеи финансового капитала, пишет [см.108, с.17. - В.Б.]: "В сущности говоря, контуры финансовой олигархии, контуры грядущей диктатуры в их антидемократической форме были ещё весьма слабо начертаны на фоне окружающей Ницше действительности. Но тем более чести нужно отдать его чуткости. Не будучи ни экономистом, ни социологом в собственном смысле этого слова, он действительно чутьём угадал нарождающийся класс, так же как сделал это Маркс по отношению к пролетариату, когда последний существовал ещё больше "для себя", чем "для других"".

Это неверно. Не слишком ли много чутья приписывает Луначарский Ницше. Ницше незачем было "угадывать" "нарождающийся класс". Все основные черты его философии объясняются теми социально-экономическими условиями, в которых Ницше жил и творил. Разве его презрительное отношение к демократии, его учение о неравенстве людей должно было предвосхитить какие-либо новые веяния в общественно-политической жизни? Разве обуржуазившиеся немецкие помещики, вся эта дворянская свора, соединявшая средневековые титулы с громадными капиталами, не выступала тогда против демократии, выражаясь при этом, пожалуй, таким же языком, как Ницше? А германская буржуазия не только не возглавляла борьбы за буржуазно-демократические свободы, но, наоборот, её высшие круги, боясь всё развивающегося рабочего движения, выступали в союзе с юнкерством.

... Но этим я совсем не хочу сказать, что философия Ницше не могла быть использована для идеологии позже развившегося финансового капитала. Всё последующее изложение покажет, что именно крайняя реакционность философии Ницше представляет собой наилучший материал для идеологии загнивающей буржуазии, ищущей выход на путях фашизации" [16, с.29,31].

Вообще-то говоря, в философии Ницше действительно сказались аристократические замашки наследников средневековых феодалов, интегрированных в капиталистическое общество. Сказались они прежде всего посредством личности самого Ницше - потомка польских графов Ницких, прусского офицера и любителя старины. Про то, как складывались аристократические вкусы и взгляды Ницше, можно многое узнать из его биографии, написанной Даниэлем Галеви. Что же касается "языка" Ницше, то вот его любопытный образчик:

"Мы так же мало желали бы общения с "первыми христианами", как и с польскими евреями, - не потому, чтобы мы имели что-нибудь против них: те и другие нехорошо пахнут" [141, т.2, с.671].

Ну чем не аристократ?

Однако всё то, что отмечает Бернадинер, ещё не доказывает юнкерского характера философии Ницше. Антидемократизм не есть исключительная примета крупных землевладельцев, и поэтому антидемократизм Ницше мог бы свидетельствовать в пользу тезиса Бернадинера лишь наряду с другими чертами его философии. А вот они-то как раз и свидетельствуют против.

Как мы помним, Ницше не рассчитывает на господ своего времени, третируя их в качестве "раззолоченной, лживой, нарумяненной черни". Он ожидает прихода новых господ и полагает перед ними такие задачи ("великие отважные коллективные опыты в деле воспитания и дисциплинирования", "большую политику" и т.д. и т.п.), на решение которых современная ему буржуазия ( в том числе и интегрировавшиеся в неё бывшие феодалы) не была способна. Она даже не была способна осознать эти задачи. "По всему по этому", говоря словами Маяковского, ещё не начались мировые войны, ещё не появился на свет фашизм, социал-демократия ещё потрясала устои общества вместо того, чтобы охранять их, а Ницше прозябал в безвестности, окружённый стеною непонимания и безразличия.

Попытаться воплотить в жизнь высокие предначертания Ницше могли и были заинтересованы только гигантские монополии, возникшие в конце XIX - начале XX века. Нельзя сказать, что Ницше заранее знал, кто такие будут его "новые повелители" и откуда они придут. Правда, иногда его посещали удачные догадки на этот счёт:

"То, чем породистые мужчины и женщины отличаются от других и что даёт им несомненное право цениться более высоко, есть два через наследственность всё более возрастающих искусства: искусство повелевать и искусство гордого повиновения. - Правда, всюду, где приказывание входит в занятие дня (как в мире крупной торговли и промышленности), возникает нечто подобное этим "породистым" расам, но таким типам недостаёт благородной осанки в повиновении, которая у первых есть наследие феодального быта и уже не произрастает в нашем культурном климате" [141, т. I, с.431] - однако они так и остаются не более, чем догадками, не имеющими последствий. В данном аспекте рассматриваемого нами вопроса Луначарский был прав лишь в том смысле, что Ницше угадал грядущих "новых господ" вообще (без уточнения, кто они такие). Однако философу вовсе не обязательно знать тот социальный слой, которому принадлежит его философия (так же, как представителям этого слоя вовсе не обязательно быть знакомыми с трудами этого философа). Достаточно того, что его мировоззрение совпадает с мировоззрением этого социального слоя, стоящие перед его мыслью проблемы - с проблемами последнего, а перспективы, которые рисует философ, - с наиболее общими и существенными интересами данного слоя.

Ницше "повезло". Его мировоззрение не только совпало с мировоззрением Рокфеллеров, Детердингов, Круппов и их политических и идеологических агентов (совпало, прежде всего, по наиболее важным пунктам: осознанная установка на усиление и расширение своей власти, вера в иерархический строй общества как в извечную норму, уклонение от которой есть патология, заинтересованность в тотальном подчинении общества - с размахом и глубиной, невиданными ранее - своему экономическому, политическому и духовному контролю, вражда к социалистическому движению рабочих и стремление к экспансии глобального масштаба). Ницше был узнан и понят - если и не самими монополистами, то их политическими агентами: его философия легла в основу идеологии тех организаций, массовых движений и государств, которые являлись наиболее последовательными в воплощении этого мировоззрения в жизнь?curPos=3#s21">21.

Так что в споре между Луначарским и Бернадинером более прав оказался всё-таки Луначарский. Ницше являлся философом монополистического (или финансового - это другое название того же самого) капитала (точнее, тех, кто владеет им). Что касается утверждения Бернадинера, что все основные черты философии Ницше объясняются условиями, в которых Ницше жил и творил (то есть условиями того времени, когда монополистический капитал ещё только зарождался), то оно совершенно правильно. Великие мечты Ницше и его ожидание "новых господ" прекрасно объясняются условиями того времени, когда новые господа хотя и должны вот-вот появиться, но ещё не появились. Однако это ещё не значит, что философия Ницше есть философия старых господ. Не всё, что содержится в настоящем, принадлежит только настоящему: во всяком настоящем зреют семена будущего. Если бы они были абсолютно едины с настоящим и всецело принадлежали ему, то они не были бы самими собой и будущее никогда бы не наступило.

То, что Ницше объективно был, несмотря на свой субъективный "романтический антикапитализм", философом именно монополистической буржуазии, хорошо понимал Георг (Дьёрдь) Лукач. В своей статье "Ницше как основоположник иррационализма империалистической эпохи" ("Nietzsche als Begrunder des Irrationalismus der imperialistischen Periode", 1954 г.) Лукач очень хорошо показал как то, что наиболее адекватным практическим воплощением философии Ницше явилась идеология фашизма, так и то, что ницшеанство могло быть и было использовано также и либеральной монополистической буржуазией, в частности империализмом США. По удачному замечанию Лукача, после второй мировой войны Ницше был "денацифицирован", вместе с Яльмаром Шахтом и Гудерианом, в соответствии с целями американского империализма. [См. 156, с. 78-95.]

Философ монополистической буржуазии, Ницше обрёл подавляющее большинство своих последователей и почитателей отнюдь не в её среде. Его философия пользовалась, как мы уже видели, огромной популярностью (и подвергалась столь же огромным извращениям) среди представителей "среднего класса" всех мастей и оттенков - не только среди фашиствующих (единственных, кто адекватно воспринимал учение Ницше), но также среди либеральничающих, анархиствующих, просто бегущих от политики, а иногда даже среди "социалистических" интеллигентных мещан. Этот факт дал повод многим авторам говорить о Ницше как о мелкобуржуазном философе. Такая точка зрения опровергается той крайней последовательностью, с которой Ницше выражает существеннейшие интересы господствующих классов и "создаёт ценности", имеющие вполне "господский" характер, для "новых господ", которые похожи на кого угодно, но только не на мелких буржуа - посредников между господами и рабами. Это совершенно правильно отметил Луначарский [см. 108, с.17].

На большевиков?curPos=3#s22">22 ("марксистов - коммунистов", как их называл Луначарский) Ницше повлиял совершенно особым образом - совсем не так, как

на других. Большевики, отдавая, по словам Луначарского, некоторую дань увлечению Ницше, брали с него пример последовательности в борьбе - той последовательности, из которой вытекает отвращение к проповеди примирения непримиримого и любви к врагу своему. Луначарский так описывает классовую подоплёку этого "схождения крайностей":

"Всему этому не следует слишком много дивиться. Нет никакого сомнения, что два полярных класса, между которыми происходит решающая битва, в некотором отношении ближе друг к другу, чем то болото, которое стелется между ними. Нам приходится бороться с крупными капиталистами за это болото. Из него они хотят почерпнуть свои силы. Так, в Италии, например, фашизм строится как раз из мелкобуржуазных масс?curPos=3#s23">23. Мы, по слову Ленина, должны вести непрерывную борьбу с противоположной нам социальной силой за душу крестьянства, да и мещанства. Но и мы, и эта противоположная социальная сила полны боевого духа. Мы одинаково за диктатуру, мы одинаково за беспощадность в борьбе, мы одинаково за силу, потому что и мы, и они - действительные силы, а то, что лежит между нами, пытается создать веру в возможность разрешения социальных проблем одной словесностью, борется против борьбы, подчас просто падает на колени перед действительностью, то стараясь приукрасить её в своих глазах, то примиряясь с нею в тонах глубочайшего пессимизма, то, наконец, утешаясь всяким загробным вздором.

Но если нас и капиталистов сближает то, что мы и они склонны к беспощадной борьбе, и всё то, что вытекает из этого напряжённого боевого духа, то зато этот боевой дух оказывается диаметрально противоположно направленным. Это предрешает страшную, уничтожающую борьбу не на жизнь, а на смерть и окончательную победу пролетариата"?curPos=3#s24">24 [108, с.20-21].

Философ определённого класса, Ницше смог оказать глубокое влияние на философскую и политическую мысль всего человечества благодаря тому, что в его творчестве были отражены ключевые проблемы нашего времени. То, о чём он писал, волновало всех. Этого он достиг благодаря глубине и последовательности своей мысли. Именно эти качества явились непосредственной причиной того, что он занял последовательную, выверенную, сознательную классовую позицию.

Многие философы либерально-демократического направления - вроде Немировской и Свасьяна - воспринимают доказательства того, что Ницше был последовательным философом монополистической буржуазии и духовным отцом фашизма, не иначе как "обвинения". Смотря в чьих устах! Большевика Луначарского, например, восхищала последовательность Ницше в отстаивании своей - враждебной большевикам того времени - классовой позиции: для него Ницше был таким врагом, который вызывает глубокое уважение, враждой с которым можно гордиться. (А вот враждой с Немировской Луначарский вряд ли мог бы гордиться: её он, пожалуй, причислил бы к "болоту", иметь такого врага было бы для него противной неизбежностью.) У Луначарского, когда он говорит о Ницше, в одних и тех же словах звучат и обвинение, и похвала. Один и тот же научный вывод может быть использован разными людьми как обвинение, как похвала, как то и другое вместе, наконец, просто как равнодушная констатация факта. И во всех случаях он останется более или менее истинным, но, независимо от степени истинности, честно доказанным утверждением - в отличие от построений, основанных на лжи и потому стоящих вне науки.

2. Причины популярности ницшеанства среди гуманитарной интеллигенции.

Однако разберемся все-таки поподробнее, почему философия Ницше-идеолога монополистической буржуазии - на протяжении всего XX в. пользуется большой популярностью среди интеллигентов-гуманитариев, принадлежащих к мелкой буржуазии и прочим "средним слоям" капиталистического общества. Почему они зачастую даже готовы фальсифицировать ее - в тех пунктах, где она прямо противоречит их классовым, мелкобуржуазным интересам и установкам, отражающимся в их политических симпатиях и этических проповедях, - лишь бы только не отказываться от нее открыто, лишь бы только не сказать худого слова о Ницше?

Давайте спросим об этом у самих интеллигентов-гуманитариев. Один из них, известный артист Николай Фоменко, недавно издал крик души. Этот крик был увековечен на страницах весьма солидного журнала "Культ личностей" в виде интервью, взятого у Фоменко Н.Земляковой и озаглавленного "Клоун устал". Все это интервью - сплошная жалоба на жизнь интеллигентного обывателя, уставшего от жизни и жутко ею напуганного. Вникая в нее, убеждаешься, что мировоззрение и нравственность Фоменко очень типичны для того типа интеллигента-гуманитария, который был рожден двадцатым веком и утвердился во всем мире. Именно поэтому - а также потому, что Фоменко не просто жалуется на жизнь, но претендует на философские обобщения - данное интервью заслуживает цитирования:

"... в этой стране смерть кумира должна быть геройской. ...Русским это необходимо. А уважать - нет пророка в своем отечестве. Они никого не уважают. Я так думал всегда. Моя бабушка, которая меня воспитала, внутренне была абсолютно человеком XIX века. И вся система существования строилась на убеждении, что одни люди обязаны жить в Беверли-Хиллз, а другие - на помойке. А мы все время ломимся против физиологии. Хотя я уверен, если вскрыть черепную коробку, будет доказано - мы разные. Я не могу как к равному относиться к человеку, который сидит в ресторане за столом и снимает ботинки. Мы сами себя не уважаем, поэтому нас никто и в грош не ставит.

...Когда я играю в театре двухсотый спектакль "Трехгрошовой оперы", то знаю, что на спектакле побывало 235.000 зрителей. На это ушло три года. А концерты группы "Секрет" посетило 235.000 зрителей за сорок дней. За два месяца в Туле. А "Империю страсти" посмотрело не менее полмиллиарда зрителей. А радио слышали 150 миллионов точно. А "Гамлета" видело бы за три года 200.000. И я пытаюсь понять: эти 200.000 должны быть в обществе социально превалирующим слоем? Как в мире. Президент "Мерседес-бенц" ходит в оперу не потому, что он президент, а потому что он ее любит. У него четыре образования. И я развожу руками"[105,c.69].

Элитарное самосознание - вот то общее, что присуще психологии и "хозяев жизни", управляющих банками и государствами, и прислуживающих им интеллектуалов: литераторов, артистов, художников, режиссеров, преподавателей... У первых оно обусловлено их реальной властью над людьми - властью, которую дают деньги и государственный аппарат. Что же касается вторых, то они тоже обладают своего рода "властью": их профессия заключается в том, чтобы формировать духовный мир своих читателей, зрителей, слушателей. Горький совершенно правильно назвал гуманитарную интеллигенцию "инженерами человеческих душ"; он и сам был одним из таких инженеров. Отсюда и элитное самосознание: раз они - инженеры, а души для них - стройматериал, то в массе своей интеллигенты-гуманитарии с необходимостью оказываются склонными считать себя (более или менее осознанно) элитой. Это делает их способными не просто более или менее последовательно (в крайних случаях - крайне последовательно, примером чему является философия Ницше) идеологически отражать существенные интересы господствующих классов, но делать это искренне, от души, "не за страх, а за совесть", повинуясь не только корыстным мотивам, но и собственной душевной потребности (ярким примером чему опять-таки является философия Ницше).

Элитарное самосознание хотя и было присуще интеллигентам-гуманитариям на всех этапах развития капиталистического общества, но с разной степенью выраженности. Наиболее ярко выраженным в мировоззрении интеллигента-гуманитария оно стало в ХХ веке, когда доля авторитарных отношений управления в структуре общества возросла и начала очевидно доминировать во всем мире [см.23]. Обе общественные формы, существовавшие в ХХ веке - и монополистический капитализм, и общество, существовавшее в СССР и некоторых других странах - характеризуются крайней иерархичностью независимо от политических форм правления и особенностей экономического строя (то есть идет ли речь о "либеральном" или "тоталитарном" обществе, о "демократии" или "диктатуре"). Бердяев не зря говорил о "новом средневековье" применительно к обществу и культуре ХХ века: на смену свободно-конкурентному капитализму, с присущей ему некоторой примесью тенденций эгалитаризации в повседневном быту и политике, пришла эпоха, категорическим императивом которой стало изречение "я начальник - ты дурак!". Даже эгалитарные учения вроде марксизма, ведущие свое начало из свободолюбивого XIX века, с неизбежностью [см.24, с.177-181] превращались в инструмент господства новых владык, неограниченность власти которых порождает ассоциации с египетскими фараонами. Естественно, что в ХХ веке элитарное самосознание обострилось у всех тех общественных слоев, которым оно было присуще. Что же касается интеллигентов, особенно интеллигентов-гуманитариев, то у них, помимо этого, обострился и присущий им комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности интеллигента-гуманитария - неизбежный результат неизбывного противоречия между его элитарным самосознанием и его же ролью слуги господствующих классов. "Властвуя" над душами людей, интеллигент-гуманитарий на самом деле лишь выполняет заказ капиталиста или приказ чиновника; осознание этого факта, вступая в конфликт с интеллигентской претенциозностью, порождает устойчивый невроз и формирует в характере интеллигента-гуманитария психопатические черты. Огромные амбиции- и неуверенность в себе; зависть к высшим и боязливое преклонение перед ними- и лакейское презрение к тем, кто стоит ниже него на социальной лестнице; и страх, страх, безумный страх перед жизнью, перед завтрашним днем (см. вышеупомянутое интервью Николая Фоменко: там превосходно отражен весь этот патологический букет),- вот чем характеризуется сознание типичного интеллигента- гуманитария. И особенно ярко такая психология проявилась у гуманитарной интеллигенции именно в ХХ веке, когда унижение человека гигантскими иерархическими структурами достигло невиданной со времен средневековья глубины. Если в XIX веке - когда, во-первых, процветал свободно-конкурентный капитализм, дававший интеллигенту более широкие возможности выбора между разными заказчиками и нанимателями, чем в ХХ веке, а во-вторых, интеллигент-гуманитарий (так же, как и интеллигент-"технарь") был еще достаточно редкой фигурой, и рост спроса на его труд устойчиво обгонял рост воспроизводства интеллигенции- интеллигент-гуманитарий был еще настолько уверен в себе, что мог подавлять свой комплекс неполноценности, искренне принимая систему эгалитарных идей и вырабатывая у себя не элитарное, а эгалитарное самосознание?curPos=3#s25">25, то в ХХ веке оснований для такой самоуверенности у него осталось гораздо меньше: ему ясно дали понять, что он - лишь маленький винтик в большой машине. Таким образом, среднему интеллигенту-гуманитарию остался лишь один способ подавлять свой комплекс неполноценности - шизоидный: уйти от обидной действительности в мир иллюзий, вообразив себя и себе подобных элитой духа, цветом наций, солью земли. Так и вышло, что в ХХ веке обострение комплекса неполноценности в свою очередь обострило элитарное самосознание интеллигентов-гуманитариев, придав ему черты ярко выраженной шизоидности (в отличие, например, от элитарного самосознания капиталистов и бюрократов, которое покоится на куда более реальных, менее иллюзорных основаниях и потому гораздо менее патологично).

Эрих Фромм [см.212, с.297-308, а также 213] и Вильгельм Райх [cм. 180 и 181] убедительно показали, что индустриальная цивилизация ХХ века, и особенно ее капиталистический вариант, создает исключительно благоприятные условия для развития шизоидных черт психики у представителей всех классов и слоев общества. Но особенно сильно это сказывается именно на представителях гуманитарной интеллигенции: будучи одновременно "инженерами человеческих душ" и лишенными реальной власти слугами господствующих классов, они обречены на такое острое противоречие между своим реальным положением в обществе и постоянно порождаемыми этим же положением амбициями (в принципе неутолимыми для большинства интеллигентов-гуманитариев), на какое не обречен никакой другой слой современного общества. И в этом кроется еще одна причина популярности Ницше, философа монополистической буржуазии, среди отнюдь не принадлежащих к ней интеллигентов-гуманитариев: если "руководство к действию", социально-политические установки, вытекающие из идей Ницше, наиболее соответствуют существеннейшим интересам монополистической буржуазии, то зато тот способ, которым Ницше выражал свои идеи - манера мышления, литературный стиль, "психологическая подкладка" ницшевских произведений - был психологически наиболее близок вовсе не буржуазии, а именно гуманитарной интеллигенции. Страстная, мятущаяся, мучимая непреодолимыми комплексами и неутолимыми амбициями душа полусумасшедшего философа оказалась удивительно близка душам интеллигентов-гуманитариев ХХ века.

Сущность характера Ницше очень точно ухватил и сформулировал в нескольких словах Юрий Домбровский:

"...всего боялся...Головной боли боялся, зубной боли боялся, женщин боялся, с ними у него всегда случалось что-то непонятное, войны боялся до истерики, до визга. Пошел раз санитаром в госпиталь - подхватил дизентерию и еле-еле ноги унес. А ведь война-то была победоносная. А под конец... премудрым пескарем и прожил он последние годы. Просто ушел в себя, как пескарь в нору, - закрыл глаза и создавал свой собственный мир. А вы помните, что снится в норе пескарю, что он "вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает". Кровожаднее и сильнее пескаря и рыбы в реке нет, стоит ему только зажмуриться. Беда, когда бессилье начнет показывать силу" [63,c.98-99].

Сын сельского пастора, умершего, когда ребенку было всего 4 года, Фридрих Ницше воспитывался матерью, теткой и бабушкой, избаловавшими его. С детства он наслушался рассказов о величии своих польских предков - графов Ницких. Такое воспитание, как правильно отмечает Фромм [212, c.264,278-279,324], способствует формированию эгоистичного, нарциссического характера, которому присущи садистские наклонности. Парадокс в том, что это же самое воспитание подавляет в характере ребенка бойцовские задатки - особенно если оно дается в интеллигентной, строго религиозной семье, где дети с самого раннего возраста приучаются к скромности, послушанию и выслушивают моральные наставления в духе христианских идеалов смирения и ненасилия26. Воспитание, полученное Ницше, одновременно сформировало в нем садистские наклонности, помешало ему развить психологические навыки, необходимые для их удовлетворения (то есть умение подавлять и унижать других людей), и приучило его уже с детства подавлять в себе эти наклонности - и в то же время почитать тех людей, чье социальное положение предполагает более-менее безнаказанное проявление таких наклонностей (короли, аристократы). Таким образом, в основу характера Ницше оказался заложен целый комплекс шизоидных противоречий, мучивших беднягу всю жизнь; став философом, он осознал их и возненавидел христианскую мораль, посредством которой его с детства приучали подавлять в себе волю к власти. Когда он описывал, как в начале средних веков церковь вовлекала в монастырь знатных германцев, запирала эти "прекраснейшие экземпляры "белокурых бестий"" "в круг сплошных ужасных понятий" и делала их больными, жалкими, озлобленными на самих себя, полными ненависти к позывам к жизни, - он, несомненно, имел в виду себя, писал о себе, несчастном. И хотя он осознал свою волю к власти, ему так никогда и не удалось удовлетворить ее: он не только не воспитал из себя властелина, но даже не смог стать довольным собой садистом, умеющим находить людей слабее себя и со вкусом измываться над ними. Поэтому когда Немировская, описывая портрет Ницше, утверждала, что "люди с такими лицами не могут быть насильниками", то она была отчасти права: такие люди действительно не умеют быть насильниками, хотя зачастую очень хотят этого.

Даниэль Галеви был совершенно прав, когда писал о маленьком Фридрихе Ницше: "Страсти и горделивые желания, тридцать или сорок лет спустя вдохновлявшие произведения Ницше, уже теперь начинали волновать этого ребенка с выпуклым лбом и большими глазами, окруженного лаской обездоленных женщин" [41, c.13].

И в содержании произведений Ницше, и - в еще большей степени - в импульсивной, порывистой, "пламенной", с истерическим надрывом манере подачи его мыслей нашло выражение основное противоречие характера Ницше: противоречие между элитарным самосознанием и комплексом неполноценности, рожденным неспособностью полноценно удовлетворить свою волю к власти. В характере Ницше, в силу индивидуальных особенностей его воспитания и, возможно, некоторой генетической предрасположенности (его отец умер безумным), это противоречие достигло такой остроты и глубины, при которой можно говорить о психическом заболевании. Но то же самое противоречие, хотя и не столь ярко выраженное в большинстве случаев, характеризует если не всех, то явное большинство интеллигентов-гуманитариев ХХ века. Так стоит ли удивляться тому, что Ницше - философ монополистической буржуазии - так популярен среди мелкобуржуазных интеллигентов-гуманитариев?

Как мы уже видели, Ницше популярен не только среди фашиствующих, но и среди либеральничающих интеллигентов. Это неудивительно: в ХХ веке последним не в меньшей мере, чем первым, свойственно элитарное самосознание. В частности, современному российскому либеральному интеллигенту элитарное самосознание свойственно в исключительно высокой степени [cм.27] - пожалуй, в не меньшей, чем российскому же антилиберальному интеллигенту. Специфика современной российской демократии заключается не только в том, что крупнейший идеолог современного русского фашизма (Александр Дугин) может работать советником спикера Государственной Думы (Геннадия Селезнева), но и в том, что люди, называющие себя либералами, могут испытывать симпатии к Пиночету. Вообше говоря, на постсоветском пространстве трудно предсказать, кем через пару лет обернется человек, которого сегодня можно квалифицировать как "либерала" или "антилиберала". Так, К.Свасьян в эпоху перестройки вроде бы вращался в кругах либеральной интеллигенции. Однако до чего же похожи некоторые высказывания Свасьяна на рассуждения украинского фашиста Донцова!

До чего же схож ход мысли у фашиста и "вроде-бы-либерала": насколько авторитарно сознание обоих, насколько оно нетерпимо даже в сфере искусства ко всему, что противоречит эстетике шеренги, марша и вагнеровского "Полета валькирий"... Между тем это не удивительно: и либеральные, и антилиберальные интеллигенты-гуманитарии - это все те же интеллигенты-гуманитарии капиталистического общества, которым присуще авторитарное мировоззрение и элитарное самосознание. И то, и другое может проявлять себя по-разному. У одних представителей этой социальной группы авторитаризм и элитаризм может проявляться в нелюбви к рок-музыке, в любви к Ницше или Вагнеру; другие могут обожать рок, не выносить Вагнера и питать отвращение к Ницше, - их авторитаризм и элитаризм находит свое проявление в чем-то другом; но что несомненно, так это то, что до тех пор, пока существует капиталистическое общество, а в нем интеллигенты-гуманитарии, среди последних обязательно будет больший или меньший (и всегда немалый) процент поклонников Ницше. Эти поклонники будут делать все, что угодно - изощряться в софистических вывертах, замалчивать существеннейшие моменты в учении Ницше, просто врать - лишь бы убедить себя и других в том, что Ницше оправдывает их интеллигентские образ жизни, систему ценностей и самосознание. Для таких людей объективная, научная оценка философии Ницше - "философия монополистической буржуазии" - как нож острый в сердце, и они сделают все, чтобы опорочить ее и тех, кто ее высказывает, в глазах публики.

* * *

Заключение.

Подведём итоги нашего исследования. Определяя социальную сущность философии Ницше, мы пришли к выводу, что она является философией монополистического капитала, последовательно выражающей самые общие и существенные интересы его владельцев. Философия Ницше стала теоретической основой идеологии большинства крайне правых и фашистских организаций и движений в мире, а также сыграла большую роль в творчестве ряда фашиствующих философов и деятелей искусства разных стран. Здесь она сыграла социальную роль, адекватную своей социальной сущности.

В то же время она использовалась многими политическими идеологами, философами и деятелями искусства неадекватно своей социальной сущности (то есть играла социальную роль, неадекватную последней) - главным образом для обоснования таких тенденций в политике, философии и искусстве (индивидуалистических, либеральных, анархических и пр.), которые либо непоследовательно выражают самые общие и существенные (коренные) интересы монополистической буржуазии, либо вообще выражают коренные интересы переходных, "средних" классов.

Причиной тому послужило прежде всего элитарное самосознание гуманитарной интеллигенции XX века, очень обостренное в силу ее специфического социального положения и делающее крайний элитаризм Ницше очень привлекательным для этой части "средних слоев" общества (делающее это, разумеется, главным образом в тех капиталистических странах, где работы Ницше доступны читающей публике).

При таком неадекватном использовании ницшеанство подвергалось - и по сей день подвергается - интерпретациям, искажающим его подлинный облик, так что одной из актуальных задач современных исследователей является разоблачение мифов и легенд, заслоняющих истинный облик ницшевской философии.

Список использованной литературы*.

1. Абрамович Н. Фридрих Ницше. - М. , 1910. - 110 с.

2. Авторханов А. Технология власти. - М. : СП "Слово" - Центр "Новый мир", 1991. - 638 с.*

3. Андерсон П. Размышления о западном марксизме; На путях исторического материализма. - М. : Интер-Версо, 1991. - 272 с.

4. Антонов А. Смирение и воля. Леонтьев и Ницше // Москва. - 1995. - №4. - С. 157-164.

5. Анчел Е. Этос и история. - М. : Мысль, 1988. - 128 с.

6. Ашин Г. Доктрина "массового общества". - М. : Политиздат, 1971. - 191 с. - (Социальный прогресс и буржуазная философия.)

7. Баталов Э. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма.) - М. : Политиздат, 1973. - 222 с. - (Социальный прогресс и буржуазная философия.)

8. Безугленко С. С Украины // Искра (издание Союза коммунистов). - 1994. - 10 апреля. - С. 14.

9. Беляев В. , Рудницкий М. Под чужими знаменами. - М. : Молодая гвардия, 1954. - 208 с.

10. Беляев В. Формула отрути. - Львiв: Каменяр, 1971. - 268 с.

11. Беляев В. Я обвиняю! - М. : Политиздат, 1980. - 160 с.

12. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания УМСА-PRESS, 1955 г. - М. : Наука, 1990. - 224 с.

13. Бердяев Н. Кризис искусства. (Репринтное издание.) - М. : СП Интерпринт, 1990. - 48 с.

14. Бердяев Н. Новое средневековье. - М. : Феникс, 1990. - 84 с.

15. Бердяев Н. Философия неравенства. - М. : ИМА-пресс, 1990. - 288 с.

16. Бернадинер Б. Философия Ницше и фашизм. - М.-Л. : ОГИЗ-Соцэкгиз, 1934. - 139 с.

17. Бiлоус А. Полiтичнi об`еднання Украiни. - Киiв: Украiна, 1993. - 108 с.

18. Битнер В. Фр. Ницше и его произведения. - СПб, 1904. - 240 с.

19. Бланк А. Старый и новый фашизм. - М. : Политиздат, 1982. - 256 с. , ил.

20. Боровой К. Цена свободы. - М. : Новости, 1993. - 240 с.

21. Бостунич Г. Масонство и русская революция. - М.: Витязь,1995.-136 с., ил.

22. Браудо Е. Ницше. Философ-музыкант. - СПб, 1902. - 62 с.

23. Бугера В. К вопросу о классификации отношений управления // Экономика и управление. - 1999. - №3. - С. 85-88.

24. Бугера В. Компьютеризация как предпосылка социалистической революции // Альтернативы. - 1999. - №3. - С. 177-191.

25. Бугера В. Наследники Штрассера // Интервзгляд - Inpreсor. - 1993. - №5. - С. 13-17.*

26. Бугера В. Социал-фашизм // Марксист. - 1994. - №2 - с. 27-54.

27. Бугера В. Философия Ницше как пробный камень для современных гуманистов // Философия, наука и техника в свете новой культурной парадигмы: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. - С. 60-61.

28. Bugera W. Der Antisemitismus der "echten Internationalisten" // Direkte Aktion. - September 1994. - S. 8,15.

29. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. - М. : Прогресс, 1983. - 168 с.

30. Вагнер Р. Еврейство в музыке. - М.: Русская Правда, 2000. - 32 с.

31. Васильев Г. Кто и за что финансирует РКРП? // Рабочая демократия (КРДМС). - 1994. - №5. - С.4.

32. Васильев Г. Соколов П. Уфа: РКРП против "Рабочей демократии" // Рабочая демократия (КРДМС). - 1995. - №5. - С. 4.

33. Вересаев В. Живая жизнь. - М. , 1991. - 335 с.

34. Верховский А. , Папп А. , Прибыловский В. Политический экстремизм в России. - М. : Институт экспериментальной социологии, 1996. - 356 с.

35. Верховский А. , Прибыловский В. , Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. - М. : ООО "Панорама", 1998. - 204 с.

36. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. - М. : Мол. Гвардия, 1991. - 462[2] с. - (Звонница: Антология русской публицистики.)

37. Винниченко В. Вiдродження нацii. - В 3-х т. - Киiв: Полiтвидав Украiни, 1990. - Т. 1-3.

38. Винниченко В. Заповiт борцям за визволення. - Киiв: Криниця, 1991. - 128 с.

39. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М. : "Советская Россия" совместно с МП "Октябрь", 1991. - 624 с.

40. Гайдукова Т. У истоков: Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. - СПб, 1995. - 112 с.

41. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. - Рига: Спридитис, 1991. - 270 с.

42. Галкин А. Германский фашизм. - М. : Наука, 1967. - 399 с.

43. Гегель Г. Наука логики: В 3 т. - М. : Мысль, 1971. - Т. 2 (учение о сущности).

44. Генон Р. Кризис современного мира. - М. : Арктогея, 1991. - 160 с.

45. Генри Э. Новые заметки по истории современности. - М. : Наука, 1976. - 436 с.

46. Германский национал-социализм. Серия: Выпуск 5. - М. : Паллада, 1994. - 96 с. , ил.

47. Гитлер А. Моя борьба. - Ашхабад: ИТФ "Т-ОКО", 1992. - 600 с.

48. Горелов М. , Камiнський Е. Екстремiсти . - Львiв: Каменяр, 1987. - 136 с.

49. Громов А., Кузин О. Неформалы: кто есть кто? - М. : Мысль, 1990. - 269,[2] с.

50. Гуков Р. "Демократия" и власть народа. - Без данных. - 20 с.

51. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. - М. : Мол. Гвардия, 1982. - 287 с.

52. Даниленко С. Дорогою ганьби i зради. - 2-е вид. - Киiв: Наукова думка, 1972. - 340 с.

53. Дарвинизм и теория познания Георга Зиммеля и Фридриха Ницше и Алоиза Риля. - СПб, 1899. - 86 с.

54. Даян М. Жить с Библией. - Иерусалим: Библиотека - Алия, 1986. - 245 с.

55. Дейч М. , Журавлев Л. "Память" как она есть. - М. : МП "Цунами" - "What and Where in Moscow", 1991. - 192 с.

56. Делез Ж. Ницше. - СПб: Aviana, 1997. - 185 с.

57. Дикий А. Русско-еврейский диалог. - М. : Витязь. 1995. - 151 с.

58. Дмитрук К. Безбатченки. - Львiв: Каменяр, 1974. - 240 с.

59. Дмитрук К. Свастика на сутанах. - М. : Политиздат, 1976. - 192 с.

60. Дмитрук К. С крестом и трезубцем. - М. : Политиздат, 1980. - 224 с.

61. Дмитрук К. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. - М. : Политиздат, 1988. - 381 с.

62. Добрычев В. В тени святого Юра. - М. : Политиздат, 1971. - 136 с.

63. Домбровский Ю. Хранитель древностей. - М. : Известия, 1991. - С. 9-138.

64. Донини А. Люди, идолы и боги. - М. : Госполитиздат, 1962. - 320 с.

65. Донцов Д. Дух нашоi давнини. - Дрогобич: Вiдродження, 1991. - 342 с.

66. Донцов Д. За яку революцiю. - Львiв: ДТК УРСР, 1990. - 84 с.

67. Донцов Д. Националiзм. Лондон: Украiнська видавнича спiлка, 1966. - 363 с. (Сучасне репрiнтне перевидання здiйснене коштом Клюбу Прихильникiв Дм. Донцова.)

68. Донцов Д. Росiя чи Европа? - Киiв: Спiлка Украiнськоi Молодi, 1992. - 44 с.

69. Дугин А. Консервативная революция. - М. : Арктогея, 1994. - 352 с.

70. Дугин А. Конспирология. - М. : Арктогея, 1993. - 144 с.

71. Дугин А. Мистическая Антарктида // Наука и религия. - 1996. - №12. - С. 40-44.

72. Дугин А. Орден непорочного единорога // Наука и религия. - 1997. - №3. - С. 4-7.

73. Дудкин В. Достоевский - Ницше: Проблемы человека. - Петрозаводск: Изд-во КГПИ, 1994. - 153 с.

74. Дудкин Е. "Живая этика" с позиции Православия. - Киев: Общ-во "Знание" Украины, 1993. - 38 с.

75. Дюринг Е. Еврейский вопрос. - М.: Русская Правда, 1999. - 160 с.

76. Евген Коновалець (бiографiчний нарис). - Iвано-Франкiвськ: Облвидав "Галичина", 1991. - 60 с.

77. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. - М. : Новости, 1991. - 336 с.

78. Зализняк Д. Какой национализм опаснее? // Мировой курьер. - Апрель 1996 - С. 8-9.

79. Зализняк Д. Рабочий! Осторожно - фашизм! // Рабочая демократия (КРДМС). - 1994. - №1. - С. 4.

80. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. - М. : Центрполиграф, 1994. - 495 с.

81. Зиновьев А. Мой дом - моя чужбина. Гомо советикус. - М. : КОР-ИНФ, 1991. - 320 с. - (Приложение к журналу "Лепта".)

82. Знаменский С. Сверхчеловек Ницше. - Харьков: Тип. Губ. Правл. , 1906. - 116 с.

83. Зюганов Г. Манифест НПСР. - М. : Правда, 1998. - 32 с.

84. Ильенков Э. Философия и культура. - М. : Политиздат, 1991. - 464 с. - (Мыслители XX века.)

85. Ильин И. Собр. соч. в 10 т. - М. , 1993. - Т. 1. - 400 с.

86. История фашизма в Западной Европе / Под редакцией Филатова Г. и др. - М: Наука, 1978. - 616 с.

87. Йезингаус В. Ф. Ницше о женщине, любви и браке. - М. , 1901. - 124 с.

88. Каутский К. Происхождение христианства. - М. : Политиздат, 1990. - 463 с. - (Б-ка атеист. лит.)

89. Киреев Р. Русская возлюбленная Ницше // Наука и религия. - 1999. - №3. - С. 10-13.

90. Кириллов В. Логика познания сущности. - М. : Высш. школа, 1980. - 175 с.

91. Климов А. Ядовитые рыбы (Сионисты и масоны в Японии). - М. , 1992. - 40 с.

92. Климов Г. Имя мое легион. - Краснодар: Советская Кубань, 1994. - 512 с.

93. Климов Г. Князь мира сего // Климов Г. Песнь победителя: в 2 кн. - Краснодар: Советская Кубань, 1994. - Кн. 2. - С. 147-378.

94. Климов Г. Красная Каббала. - Краснодар: Советская Кубань, 1998. - 432 с.

95. Климов Г. Протоколы советских мудрецов. - Краснодар: Советская Кубань, 1995. - 448 с.

96. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Изд. 2-е. Пер. с кит., вступ. статья, коммент., послесл. Л.С. Переломова. - М. : Ладомир, 1993. - 392 с. - (Памятники письменности Востока. XX.)

97. Койген Д. Мировоззрение социализма. - СПб: Типо-Литография "Энергия", 1906 - 146 с.

98. Кочетков В. Жизнь и судьба неузнанного гения. Вступительная статья // Леонтьев К. Записки отшельника. - М. , 1992. - С. 5-18.

99. Круглов С. Критика фiлософii дрiбнобуржуазного анархiзму Герберта Маркузе. - Киiв: Наукова думка, 1974. - 120 с.

100. Krummel R. Nietzsche und der deutsche Geist. - Berlin - New York: Walter de Gruyter, 1974. - 292 S.

101. Крывелев И. Что знает история об Иисусе Христе? - М. : Советская Россия, 1969. - 304 с.

102. Кузнецов Б. Философия оптимизма. - М. : Наука, 1972. - 359 с.

103. Кузьмин С. Сроку давности не подлежит. - М. : Политиздат, 1986. - 206 с. , ил.

104. Кукаркин А. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1985. - 399 с.

105. Культ личностей. - Июль-август 1999. - М. , ЗАО "Ай Эм журналы".

106. Курбановский А. "Глаз изумрудный": Врубель и Ницше: метафоры зрения. // Звезда. - 1996. - №9. - С. 205-210.

107. Лебедев Н. Крах фашизма в Румынии. - М. : Наука, 1976. - 631 с.

108. Лейтейзен М. Ницше и финансовый капитал. - М.-Л. : Госиздат, 1928. - 115 с.

109. Ленин В. Великий почин // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 39. - С. 1-29.

110. Леонтьев К. Записки отшельника. - М.: Русская книга, 1992. - 544 с.

111. Лимонов Э. Дневник неудачника. - М. : Журн. "Глагол", 1992. - 248 с.

112. Лимонов Э. Подросток Савенко; Публицистика. - Краснодар: Советская Кубань, 1992. - 208 с. - (Приложение к журналу "Кубань".)

113. Лимонов Э. Это я, Эдичка. - М. : Renaissance, 1991. - 336 с.

114. Литвак М. Принцип сперматозоида. - Ростов н/Д, 1998. - С. 484-502.

115. Лихтенберже А. Философия Ницше. - СПб: Слово, 1906. - 244 с.

116. Лопухов Б. История фашистского режима в Италии. - М. : Наука, 1977. - 296 с.

117. Лосев А. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М. , 1991. - С. 275-314.

118. Макиавелли Н. Собрание сочинений. - М. : Academia, 1933. - 508 с.

119. Маланюк Е. Нариси з iсторii нашоi культури. - Киiв: АТ "Обереги", 1992. - 80 с.

120. Mandel E. , Novack G. The Marxist Theory of Alienation. - New York: Pathfinder Press, 1979. - 94 p.

121. Маоизм без прикрас. Тематический сборник высказываний Мао Цзэдуна разных лет. - М. : Прогресс, 1980. - 286 с.

122. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.8. - С. 115-217.

123. Маркс К. , Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. 1, ч. 3: Святой Макс // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С. 103-452.

124. Масловський В. Дорога в безодню. - Львiв: Каменяр, 1978. - 207 с.

125. Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. проф. А.П. Шептулина. - М. , 1983. - Гл. 19: Сущность и явление. - С. 230 - 238.

126. Мережковский Д. Больная Россия. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1991. - 272 с. - (История российской культуры).

127. Милый Ангел. - №1. - М. : Арктогея, 1991.

128. Михайлов Ф. , Царегородцев Г. За порогом сознания: Критический очерк фрейдизма. - М. : Госполитиздат, 1961. - 112 с.

129. Муссолини Б. Доктрина фашизма. - М. : Триасъ, 1995. - 60 с.

130. Мутный поток / Рожньои А. , Франк Л. - М. : Прогресс, 1981. - 208 с.

131. Найман А. Антисемитизм - кому это выгодно? - Киев: УкрНИИНТИ, 1991. - 76 с.

132. Народное дело (Народно-социальное движение). - №№ 1-3. - М. , 1991-92.

133. Народный строй (Фронт национально-революционного действия). - №1. - М. , 1994.

134. Нацiоналiст (науково-публiцистичний мiсячник). - №№ 6-8. - Львiв: Клюб прихильникiв Д.Донцова, 1991-92.

135. Национальная проблема: "левый взгляд". Круглый стол // Альтернативы. - 1994. - Вып. 1. - С. 85-113.

136. Национальные интересы. - 1999. - №2(3). - М. , "МакЦентр. Издательство".

137. Немировская Л. Ницше: по ту сторону добра и зла. - М. : Знание, 1991. - 32 с.

138. Немировская Л. Толстой и Ницше. - М. : Рос. Гос. Агр. Заоч. Ун-т, 1998. - 106 с.

139. Никон, Епископ Вологодский и Тотемский. Чем жива наша русская православная душа. (Печатается по изданию 1909 года. - По благословению Епископа Пермского и Соликамского Афанасия). - СПб: Сатисъ, 1995. - 84 с.

140. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М. : "REFL-book", 1994. - 352 с.

141. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М. : Мысль, 1990. - Т. 1-2.

142. Ницше Ф. Странник и его тень. - М. : "REFL-book", 1994. - 400 с.

143. Nietzsche and Soviet Culture. Ed. by B. Rosenthal. - Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 423 p.

144. Nietzsche F. Briefwechsel. Kritische Gesamtausgabe. - New York, 1975. - Bd. 1-6.

145. Nietzsche F. Ecce Homo: How One Becomes What One Is. Translated, with an introduction and notes, by R. Hollingdale. - N. Y.: Penguin Books, 1982. - 340 p.

146. Nietzsche F. Human, All to Human: A Book for Free Spirits. Translated by M. Faber and S. Lehmann. Introduction and notes by M. Faber. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1986. - 182 p.

147. Nietzsche F. Joyful Wisdom. Translated by Th. Common. Introduction by K. Reinhardt. - N. Y. : Frederick Ungar Publishing Co., 1971. - 186 p.

148. Nietzsche F. "On the Genealogy of Morals" and "Ecce Homo". Translated and edited, with commentary, by W. Kaufmann. - New York : Vintage books, 1969. - 193 p.

149. Nietzsche F. "The Birth of Tragedy" and "The Case of Wagner". Translated, with commentary, by W. Kaufmann. - New York : Vintage books, 1967. - 172 p.

150. Nietzsche F. The Gay Science. Translated and edited, with commentary, by W. Kaufmann. - N. Y. : Vintage Books, 1974. - 182 p.

151. Nietzsche F. "The Twilight of the Idols" and "The Anti-Christ". Translated, with introduction and commentary, by R. Hollingdale. - New York: Penguin Books, 1977. - 207 p.

152. Nietzsche F. Thus Spoke Zarathustra: A Book for Everyone and No One. Translated with an introduction by R. Hollingdale. - Baltimore, Maryland: Penguin Books, Inc., 1969. - 325 p.

153. Nietzsche F. Untimely Meditations. Translated by R. Hollingdale. Introduction by J. Stern. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - 220 p.

154. Nietzsche F. Werke. - Munchen, 1960. - Bd. 1-3.

155. Nietzsche heute: die Rezeption seines Werks nach 1968. - Bern - Stuttgart: Francke Verlag, 1988. - 259 S.

156. Nietzsche. Hrsg. v. J. Salaquarda. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980. - 367 S.

157. Nietzsche in American Literature and Thought. Ed. by M. Putz. - Columbia (USA): Camden House, 1995. - 381 p.

158. Nietzsche und Italien: ein Weg vom Logos zum Mythos? - Tubingen: Stauffenburg-Verlag, 1990. - 183 S.

159. Novack G. Democracy and Revolution. - New York: Pathfinder Press, 1979. - 286 p.

160. Нордау М. Вырождение; Современные французы. - М. : Республика, 1995. - 400 с. - (Прошлое и настоящее.)

161. Нужен ли Гитлер России? Сборник. / Сост. В. Илюшенко. - М. : ПИК, 1996. - 368 с.

162. Обвиняет земля. (Организация украинских националисов: документы и материалы.) - М. : Универсум, 1991. - 157 с.

163. Одуев С. Реакционная сущность ницшеанства. - М. , 1959. - 262 с.

164. Одуев С. Тропами Заратустры. - М. : Мысль, 1976. - 431 с.

165. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М. : Наука, 1991. - 408 с.

166. Осипенко Л. , Пихуля В. Тяжелая поступь "спортивных" сапог. - Киев: Молодь, 1989. - 128 с.

167. Палачи Европы. Портреты и памфлеты / Под ред. И.Лежнева. - М. : ОГИЗ-Госполитиздат, 1945. - 284 с.

168. Пастух Л. Антихрист: материализация мистики в измерение времени. - Житомир: СМП "Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА", 1996. - 40 с.

169. Патрушев А. Жизнь и драма Фридриха Ницше // Новая и новейшая история. - 1993, сентябрь-октябрь. - №5. - С. 120-151.

170. Петлюра С. Народе Украiнський: вибранi статтi, листи, документи. - Харкiв: Лiвий берег. 1992. - 152 с.

171. Платон. Государство // Собр. соч. : В 4 т. - М. , 1994. - Т. 3. - С. 79-420.

172. Повель Л. , Бержье Ж. Утро магов. - Киев: София, 1994. - 480 с.

173. Пожарская С. От 18 июля 1936 - долгий путь. - М. : Мол. гвардия, 1977. - 176 с.

174. Поморин Ю. , Юнге Р. Неонацисты. - М. : Прогресс, 1980. - 296 с.

175. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. - М. : Феникс, Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. - Т. 1-2.

176. Посев. Общественно-политический журнал. - 1991, май-июнь. - №3(1401). - 128 с.

177. Приморские новости. №№ 17-21, 30-39, 41, 42. - СПб: Произв. объед. "Прогресс", 1992-98.

178. Программа Национал-большевистской партии. - М. : Палея, б. д. - 48 с.

179. Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх. - М. : Молодая гвардия, Шакур - 2, 1992. - 237[3] с.

180. Paйх В. Психология масс и фашизм. - СПб: Университетская книга, 1997. - 381 с.

181. Райх В. Сексуальная революция. - СПб - М.: Университетская книга, АСТ, 1997. - 352 с.

182. Рассел Э. Проклятие свастики. - М. : Изд-во иностр. лит-ры, 1954. - 276 с.

183. Рачинский Г. Трагедия Ницше. - М. , 1900. - 48 с.

184. Рид Д. Спор о Сионе. - Краснодар: Советская Кубань, 1991. - 160 с. - (Приложение к журналу "Кубань".)

185. Риль А. и Зиммель Г. 1.Фридрих Ницше как художник и мыслитель. (Алоиз Риль.) 2.Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт. (Георг Зиммель.) - Одесса: Типогр. и хромолит. Е.И.Фесенко, 1898. - 160 с.

186. Риль А. Фридрих Ницше как художник и мыслитель. - СПб: Ясная поляна, 1909. - 123 с.

187. Розанов В. Люди лунного света. - М. : Дружба народов, 1990. - 304 с.

188. Розанов В. Уединенное. - М. : Современник, 1991. - 108 с.

189. Российский фашизм и коммунисты-интернационалисты / Под общ. ред. О.Шеина. - Астрахань: ООО "ЦНТЭП", 1998. - 28 с.

190. Русское воскресение. - №№9, 11, 12, 13, 15, 16. - М., б. д.

191. Русское слово. - №№ 1-6. - Оренбург, 1992-93.

192. Саттон Э. Как орден организует войны и революции. - М.: Паллада,1995.-128 с., ил.

193. Свенцицкая И. От общины к церкви. - М. : Политиздат, 1985. - 224 с.

194. Свенцицкая И. Тайные писания первых христиан. - М. : Политиздат, 1980.-198 с.

195. Соловьев В. Сочинения в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т. 1-2.

196. Солоневич И. Диктатура импотентов. - Новосибирск: Благовест, 1994. - 208 с.

197. Тарасов А. , Черкасов Г. , Шавшукова Т. Левые в России: от умеренных до экстремистов. - М. : Институт экспериментальной социологии, 1997. - 232 с.

198. Тольятти П. Лекции о фашизме. - М. : Политиздат, 1974. - 200 с.

199. Троцкий Л. Литература и революция. - М. : Политиздат, 1991. - 400 с.

200. Тудор С. День отца Сойки // Тудор С.Й. Твори: Поезii, оповiдання, повiстi, критика й публiцистика. - Киiв, 1982. - С. 173-454.

201. Уйти от роковой черты. - М. : Политиздат, 1991. - 144 с.

202. Файгингер Г. Ницше как философ. - М. , 1902. - 67 с.

203. Файгингер Г. Ницше. Философ отрицания. - СПб: Общ. тип. дела в СПб, 1911. - 61 с.

204. Фалькенфельд М. Маркс и Ницше. - Одесса: Техник, 1906. - 42 с.

205. Философия и жизнь. - М. , 1991. - Вып. 1.

206. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М. : Политиздат, 1980. - 444 с.

207. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. - М. : Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

208. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.

209. Фiлософський словник / За ред. чл.-кор. АН УРСР В. 1. Шинкарука. - Киiв: Гол. ред. Украiнськоi Радянськоi Енциклопедii Академii наук Украiнськоi РСР, 1973. - 600 с.

210. Фишер Л. Фридрих Ницше - "антихрист" в новейшей философии. - М. : Т-во И.Н.Кушнерев и Ко, 1904. - 171 с.

211. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст. ст. Д.А.Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

212. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М. : Республика, 1994. - 447 с. - (Мыслители XX века.)

213. Фромм Э. Ради любви к жизни. - М.: АСТ, 2000. - 400 с. - (Классики зарубежной психологии.)

214. Фулье А. Ницше и имморализм. - СПб: Изд-во "Общественной пользы", 1905. - 323 с.

215. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993 - 447 с. - (Мыслители XX века.)

216. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник / Под ред. А.Л.Доброхотова. - М. : Высшая школа, 1991. - 192 с. - (Библиотека философа.)

217. Heidegger M. Nietzsche. - Stuttgart, 1961. - Bd. 1-2.

218. Цвейг С. Фридрих Ницше. - Таллинн, 1990. - 158 с.

219. Чередниченко В. Анатомiя зради. - Киiв: Полiтвидав Украiни,1978. - 336 с.

220. Черная магия Адольфа Гитлера. Сборник. - М. , 1992. - С. 3-80.

221. Шеин О. КПРФ на запасном пути Росийского капитализма. - Астрахань: Астр. орг. ОФТ, 1998. - 174 с.

222. Шельвин Р. Макс Штирнер и Фридрих Ницше. Явления современного духа и сущность человека. - М. , 1909. - 167 с.

223. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л. : Издательство Ленинградского ун-та, 1991. - 216 с. - (История российской культуры.)

224. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше. - Берлин, 1923. - 122 с.

225. Шестов Л. Достоевский и Ницше. - Берлин, 1922. - 252 с.

226. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. - М. : Прогресс - Гнозис, 1992. - 304 с.

227. Шпенглер О. Закат Европы. - М. : Искусство, 1993. - 303 с.

228. Щеглов В. Граф Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше. Очерк философско-нравственного их мировоззрения. - Ярославль, 1897. - 255 с.

229. Эвола Ю. Языческий империализм. - М. : Арктогея, 1994. - 172 с.

230. Элементы. - №№1-6. - М. : Арктогея, 1992-1996.

231. Эра России (Народно-социалистическая, затем Народно-национальная партия, затем - Объединенный орган национального движения России). - №№1-29, 32-35. - М. , 1994-99.

232. Эрнст Г. Обыкновенный, заурядный фашизм... // Советский пограничник. - 1991. - 6 ноября. - С. 4-5.

233. Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. А.А.Гусейнова. - М. : Республика, 1992. - 446 с.

234. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М. : Политиздат, 1991. - 527 с. - (Мыслители XX века.)

235. Ясперс К. Ницше и христианство. - М. : Медиум, 1994. - 87 с.

236. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог: Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. - СПб : Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 238 с.

237. Jaspers K. Nietzsche. - Berlin, 1950. - 238 s.


1 Члены одной первобытной общины или союза общин относились как к людям только друг к другу; отношение же к не членам общины практически не отличалось от отношения к живым существам, не являющимся людьми. Об этом свидетельствует, например, практика каннибализма по отношению к военнопленным, через которую прошли предки всех современных людей; об этом также свидетельствует то, что само название многих примитивных народов означает просто "люди". Отсюда можно сделать вывод, что каждая первобытная община (или союз общин) представляла собою не часть общества, но общество как таковое. Поэтому межобщинная борьба не может рассматриваться как проявление социальных антагонизмов в первобытном обществе: только внутриобщинные противоречия должны приниматься здесь в расчёт.

2 Что же касается классов, переходных по своему положению между господами и подчинёнными, то их философия даёт установку на постоянное колебание между подчинением своим начальникам и бунтом против них. Обусловливается это тем, что и сохранение наличной системы отношений господства и подчинения, и её разрушение являются для членов этих классов интересами, существенными в равной (или почти равной) мере.

3 Прекрасное принадлежит немногим (лат.)

4 С точки зрения вечности (лат.).

5 Братья мои, останемся верными земле (нем.).

6 Дурной (лат.).

7 Черный (греч.).

8 Пыл, рвение (франц.).

9 Мартин Хайдеггер был не прав, когда пытался дискредитировать "Волю к власти" следующим образом: "...Ницше... продумал то, что подразумевается рубрикой "нигилизм", и закрепил продуманное в записях... Часть их, однако часть с местами произвольным и случайным характером отбора, позднее собрана в книгу, скомпонованную после смерти Ницше из его наследия и известную под заголовком "Воля к власти". Взятые из наследия фрагменты... распределены по заголовкам четырёх книг. При этом распределении в книгу, существующую с 1906 года, фрагменты были помещены никоим образом не по времени их первоначальной записи или их переработки, но по неясному и притом невыдержанному собственному плану издателей. В изготовленной таким образом "книге" произвольно и неосмысленно совмещены и переплетены ходы мыслей из совершенно разных периодов на разных уровнях и в разных аспектах искания. Всё опубликованное в этой "книге" - действительно записи Ницше, и тем не менее он так никогда не думал". [215, с. 69].
Во-первых, если следовать логике Хайдеггера, то пришлось бы дискредитировать все книги в мире, - в том числе и книги самого Хайдеггера. Ни одно изложение не воспроизводит с абсолютной точностью тот процесс мышления, результатом которого является данное изложение. Излагая свои мысли в книге, всякий автор всегда компонует их не так, как они вырастали одна из другой в его голове: в книге отброшено всё лишнее, случайное, ненужное - и не только лишние мысли, но и лишние ходы, движения мысли. Чтобы дискредитировать "Волю к власти", Хайдеггеру надо было убедительно доказать, что её составители скомпоновали записи Ницше хуже, чем это сделал бы сам Ницше. Однако Хайдеггер этого не делает - и за нами остаётся полное право считать, что составители "Воли к власти" выразили мысли Ницше не хуже, а может быть, и лучше, чем это сделал бы сам Ницше. Во всяком случае, когда читаешь "Волю к власти", то получаешь удовольствие именно от логичности, с которой построена эта книга.
Во-вторых, даже если бы составители "Воли к власти" скомпоновали её вообще без всякого плана и порядка, то от этого она всё равно не перестала бы адекватно - достаточно адекватно для того, чтобы признать Ницше её автором - выражать ницшевские взгляды. "Воля к власти" - это сборник ницшевских афоризмов, то есть таких мыслей, которые настолько цельны и закончены в самих себе, что могут быть оторваны друг от друга и представлены читателям по отдельности без большого ущерба для их понимания. Конечно, и афоризмы лучше понимать в контексте - однако, на худой конец, можно и вне его (в отличие, например, от любого положения из гегелевской "Науки логики" , которое вне контекста понять в принципе невозможно). Так что Хайдеггер предъявил заведомо завышенные требования к книге, написанной в афористическом жанре.

10 Стоит обратить внимание на то, как научный работник Немировская, приписывая "исключительным натурам" установку на развитие науки, отождествляет их со своей собственной профессиональной корпорацией. При этом она и здесь искажает взгляды Ницше: последний относил людей, развивающих науку, к людям "незнатной породы", к разряду слуг - и очень подробно, а главное, недвусмысленно объяснял и доказывал это[141, т.2, с327-329].

11 Основные тезисы цитированной нами брошюры Немировская повторила в своей книжке "Толстой и Ницше", вышедшей в 1998 году. Обман читателей продолжается ...

12 Оно является второстепенным даже по сравнению со сходством между Гитлером и Ницше в оценке евреев как враждебного арийской расе народа - которое, в свою очередь, второстепенно по сравнению с гораздо более фундаментальным сходством между ними: сходством в учении об извечности и биологической обусловленности неравноправия людей.

13 Максимально общая формулировка, которую можно было бы дать этим интересам, выглядела бы примерно так: борьба подчиненных за доведение до полного произвола той политической власти, которую их хозяева - соотечественники осуществляют над ними же, ведущаяся самыми крайними средствами. Противоположный интерес тех же подчиненных - к свержению власти своих хозяев-соотечественников, - напротив, подавляется идеалами государства нации и расы.

14 Заглавие книги и цитаты из нее даны в переводе с украинского автора диссертации.

15 И не где-нибудь, а в оккупированной нацистами Праге, вполне легально: это означает, что нацисты не воспринимали осуждение Донцовым идей "нациократии" как нечто враждебное себе. Кстати, Донцов критиковал своих же духовных детей: именно на его статьях и книгах воспитывалось не одно поколение ОУНовцев.

16 См., напр., 160, с. 259-288.

17 А. Мюллер ван ден Брук- один из немецких фашистских идеологов, оказавшихся в оппозиции к гитлеровскому режиму. -В.Б.

18 Термином "мондиализм" от французского le monde- "мир", "земной шар"(современные крайне правые европейские интеллектуалы клеймят либералов, борющихся, по мнению крайне правых , за подчинение всех государств мира власти "единого мирового правительства".-В.Б.

19 Что не мешает фашистам романтизировать и ее, лишь изредка впадая в донкихотское осуждение современной военной техники

20 Именно в его переводе и с его послесловием "Арктогея" издала "Языческий империализм". Кстати, именно Дугин стоял вместе с писателем Лимоновым у истоков небезызвестной Национал-большевистской партии, издающей газету "Лимонка". И он же, Дугин, является советником спикера Госдумы Генадия Селезнева...

21 Настолько - чересчур, неумеренно - последовательными, что их идеология и политика, выражая интересы монополий в общем, часто не совпадает с установками последних в данный момент и в данном месте. Неограниченный произвол властей и штурмовиков, а также антилиберальная пропаганда приносят финансовому капиталу успех лишь в некоторых ситуациях; в большинстве случаев они приносят ему больше вреда, чем пользы. Именно поэтому крайне правые партии редко приходят к власти в современных буржуазных государствах. Однако потенциальная угроза захвата ими власти в условиях очередного экономического и политического кризиса всегда остаётся.

22 Речь идёт о тех большевиках, какими они были до и недолгое время после взятия их партией политической власти; о той породе большевиков, которая вымирала по мере того, как их партия переставала быть пролетарской.
Известный политолог-диссидент Абдурахман Авторханов изо всех сил старается подвести читателей своей книги "Технология власти" к мысли о том, что Ницше может быть признан также и идеологом партийно-государственной бюрократии в СССР (номенклатуры, как сказал бы Восленский), уже утратившей пролетарский характер и ставшей новым эксплуататорским классом [см.2, с.77,386,423]. Однако он, со свойственной ему хитростью, не утверждает этого прямо - и правильно делает, иначе бы он допустил большую ошибку. Ницше - апологет частной собственности [см.140, с.99], и уже поэтому его философия является философией "коммунистической" номенклатуры не в большей степени, чем философией любого другого эксплуататорского класса, и в гораздо меньшей степени, чем философией монополистической буржуазии. Если сравнить учения Ницше с учениями Макиавелли и Шан Яна, то между ними можно найти не меньше общего, чем между ницшеанством и практикой Сталина; однако это ещё не даёт нам основания квалифицировать ницшеанство как философию домонополистической буржуазии или бюрократии аграрно-азиатского типа.

23 Это лишь один из огромного множества примеров, свидетельствующих о том, что не только отдельные члены, но и большие (иногда большие) части того или иного общественного слоя могут усваивать мировоззрение, присущее совсем другому слою, смотреть на мир через его очки и служить его интересам в политике, научной деятельности (прежде всего это касается сферы общественных наук), искусстве и т.п.. При таких условиях нас не должно удивлять, что среди читателей и почитателей Ницше - философа монополистического капитала - днём с огнём не сыщешь крупных бизнесменов, а среди членов политических партий, философской основой идеологии которых служит учение Ницше, такие бизнесмены составляют ничтожное меньшинство. - В.Б..

24 По мере того, как компартии - в одних странах побывав у власти, в других не побывав - обуржуазиваются, их идеологи и лидеры начинают проявлять склонность не только к "боевому духу", но и к направленности ницшеанства, чуждой и враждебной большевикам-революционерам. Иногда они говорят об этом прямо. Так, "ведущий философ ИКП молодой Массимо Качиари заявил итальянским рабочим со своего кресла в палате депутатов, что Ницше сделал Маркса устаревшим, поскольку воля к власти оказалась фундаментальнее классовой борьбы" [3, стр.176].
В тех странах, где компартии побывали у власти, многие их осколки сегодня стали не просто буржуазными, но даже крайне правыми (иногда и фашистскими) партиями -и в их идеологии появились элементы, роднящие ее с мировоззрением Ницше [см.26, 221, 189]

25 Хотя и в те времена способными на такое оказывалось меньшинство интеллигентов-гуманитариев, но это меньшинство в XIX веке было еще настолько значительным, что зачастую задавало тон в культурной жизни интеллигенции- и навязывало немалой ее части если не эгалитарное самосознание, то по крайней мере эгалитарную идеологию, причем делая это вопреки сильнейшему сопротивлению государства и церкви. В ХХ же веке ситуация стала прямо противоположной: эгалитарная идеология исповедовалась широкими массами интеллигенции лишь в тех странах, где такая идеология находилась на вооружении государственного аппарата или очень сильных массовых политических партий. Отсюда видно, что если в XIX веке очень многие интеллигенты-гуманитарии действительно обладали эгалитарным самосознанием, то в ХХ столетии подавляющее большинство из тех интеллигентов-гуманитариев, которые исповедовали ту или иную систему эгалитарных идей, лишь имитировали эгалитарное самосознание- либо неосознанно, либо под гнетом тяжкой необходимости, либо в силу корыстных побуждений, - обладая на самом деле элитарным самосознанием. В ХХ веке исповедание эгалитарных идей стало для гуманитарной интеллигенции исключительно способом прислониться к какой-нибудь общественной силе.

26 Все это - типичные добродетели слуги. То, что интеллигенты по большей части стараются культивировать в своих детях скромность и отвращение к насилию, т.е. воспитывать их для роли слуг (неважно, осознанно или необоснованно), наилучшим образом доказывает, что сами они - не кто иные, как слуги господствующих классов.

Страницы: 1 2 3 4