Страницы: 1 2
Философские основы политического учения Ф. Ницше
Введение
Судьба творческого наследия философа, поэта, филолога и композитора Фридриха Ницше (1844-1900 гг.) была и остается неопределенной, спорной и трудной. Вокруг его личности и учения длятся дискуссии и интеллектуальные баталии, бытуют и самые разные, часто взаимоисключающие суждения и мнения.
До 1917 г. Ницше был в России одним из самых популярных западных мыслителей (произведения его в русских переводах издавались десятки раз). Идеи " базельского отшельника " оставили глубокий след в творчестве М.Горького, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Вяч. И.Иванова, Андрея Белого, А.Блока, Н.А.Бердяева, Л. Шестова и многих других выдающихся деятелей культуры " серебряного века ". Они находили в его книгах тотальное противостояние традиционному миропониманию (и мироощущению), общепризнанной системе ценностей, вселенский конфликт со своим веком, трагическую попытку выхода за пределы возможного и дозволенного. В России в ту эпоху учение Ницше воспринималось революционно как знак обновления и грядущего преобразования жизни на новых началах.
После Октябрьской революции имя Ницше и его творческое наследие было заклеймено и проклято. В тридцатые годы возникла (и на долгие десятилетия осталась) злонамеренно ложная легенда о Ницше как провозвестнике и духовном истоке " фашистской идеологии ". Отрицая христианскую мораль, представления о добре и зле, современное государство и его установления, Ницше предпринял героическую (в своем роде) попытку создания оригинальной системы нравственных ценностей. Новую нравственность он декларировал на неравенстве господ и рабов, " сильных " и " слабых " . Этот (и многие иные) постулаты Ницше сослужили ему недобрую службу: на основе отдельных сторон его учения (и недобросовестно выхваченных цитат) сложился миф о нем как идеологе германской экспансии и фундаторе нацистской идеологии.
Здесь мы имеем дело с явлением классической исторической аберрации, когда тенденциозное истолкование отдельных положений философа препятствует трезвому и взвешенному подходу к его наследию. Немецкие антифашисты-гуманисты (прежде всего С.Цвейг, А.Швейцер, братья Г. и Т.Манны) стремились защитить философские воззрения Ницше от упреков в милитаризме и человеконенавистничестве, реабилитировать его учение. К сожалению, их голос был услышан далеко не сразу.
Лишь после окончания второй мировой войны всемирному (но не советскому) научному сообществу стало ясно, что Ницше, А. Шопенгауэр и О.Шпенглер отнюдь не были предтечами идеологов Третьего рейха, опиравшихся в первую очередь на труды французского графа Ж.-А. де Гобино и английского аристократа Х.Чемберлена.
Подчеркнем, что Ницше оказал огромное влияние на мировую культуру в целом. Его философскими эманациями дышит все наше столетие. Вопреки многократно декларированному мыслителем " имморализму " он выступил продолжателем старой традиции немецкой духовности, прежде всего ее философии и литературы, находившей свое выражение в самой строгой нравственности. В качестве моралиста Ницше (в личности которого, по свидетельствам современников, было много " святости " ) выступает наследником и продолжателем Лютера, Лессинга, Гете и Канта.
В последние десятилетия наблюдается своеобразная " денацификация " ницшевских воззрений. Самым ярким свидетельством этого является издание полного собрания его сочинений в 40 томах (продолжающееся поныне), которое было предпринято в Германии итальянскими учеными М.Мортинари и Д.Колли в конце 1960-х годов.
Ясно, что в послереволюционной отечественной специальной, научно-популярной и энциклопедической литературе Ницше предстает неким " исчадием ада " , людоедом, мракобесом, гнусным прислужником и духовным " окормителем " великогерманского милитаризма, смертельным врагом " пролетариата " и т.д. Глубоко нечестным было бы упрекать российских историков западной мысли в преднамеренной лжи и недобросовестности. Время было такое... Общество было такое... Наука была такая...
А что же на Западе? Приведем полностью статью из популярнейшей оксфордской " Карманной энциклопедии " , многократно выходившей гигантскими тиражами на разных языках в разных странах: " Ницше Фридрих Вильгельм (1844-1900). Немецкий философ, отрицал общепринятые нормы морали и " рабскую мораль " христианства. Утверждал, что " Бог мертв " , и поэтому люди могут сами создавать собственные ценности. Его идеалом был " супермен " , который может навязывать свою волю слабым и беспомощным. Утверждал, что знание не может быть объективным и всегда служит чьим-либо интересам ". Все в этой коротенькой энциклопедической статье правда и неправда одновременно, таков стереотип массового (усредненного) восприятия Ницше, ждущего (по крайней мере в нашей стране) нового прочтения и адекватного истолкования.
Отечественные историки политических и правовых учений весьма бегло затрагивают воззрения Ницше. Обратим внимание на глубоко содержательные аналитические очерки представлений Ницше о политике, государстве и праве, принадлежащие перу В.С.Нерсесянца.
В настоящей работе предпринята попытка анализа политического учения Ф.Ницше. Автор не претендует на исчерпывающую полноту разработки данной многоаспектной проблемы: слишком уж многое стоит за именем и судьбой " базельского затворника " . Данная работа может претендовать только на часть истины. Полнота же ее (истины) вообще не достижима, ибо другому исследователю этой темы учение философа высветится иными гранями.
§ 1. Жизненная и философская драма Ф.Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше явился на свет 15 октября 1844 г. в семье протестантского пастора в городке Реккен (Королевство Саксония). Родители (отец и мать философа в свою очередь происходили из священнических семей) нарекли первенца Фридрихом в честь великого прусского короля. Не дожив до пятилетия сына, Ницше-старший внезапно умирает (30 июля 1849 г.). Потеряв мужа и младшего сына (умер во младенчестве) мать с маленьким Фридрихом и дочерью (в будущем знаменитой Элизабет Ферстер-Ницше (1845-1935)) переезжает в город Наумбург.
С 1851 по 1856 гг. Ницше учится в гимназии. В 1858 г. он поступает в известную во всей Европе основательностью изучения классических языков Пфортскую школу, которую успешно оканчивает в 1864 г., защитив дипломную работу на латинском языке "De Theognide Megarensis" (" О Феогниде из Мегары " ). Интерес к античной древности не угасал у Ницше долгие годы. В школьные годы будущий мыслитель предпринимает первые пробы сочинительства (стихи, проза, музыка).
В 1864-1865 гг. в течение двух семестров Ницше штудирует теологию и богословие в Боннском университете. Осенью 1865 г. он переводится в Лейпцигский университет. В декабре того же года в жизни прилежного студента происходит важнейшее событие: он становится членом семинара-кружка прославленного филолога-античника профессора Ф.В.Ричля и " потрясенно " читает " Мир как воля и представление " Шопенгауэра. Годы спустя с таким же восторгом философ будет читать " Преступление и наказание " и " Бесы " Ф.М.Достоевского (в немецком и французском переводах).
18 января 1866 г. Ницше делает доклад " Последняя редакция элегий Феогнида " , чрезвычайно высоко оцененный Ричлем. По совету учителя Ницше перерабатывает сообщение в статью, которая выходит в свет в следующем году в 22-м номере " Рейнского научного журнала " . Это первая публикация Ницше. В конце 1866 г. студент начинает работу над предложенной университетом конкурсной темой " Об источниках Диогена Лаэртского " . Это сочинение было удостоено университетской премии.
После полугодовой службы в армии (конная артиллерия; освобожден из-за травмы грудной клетки) Ницше возвращается к научным занятиям. 8 ноября 1868 г. он лично знакомится с композитором Рихардом Вагнером, чьей музыкой он увлекался с юных лет. Дружба-вражда с великим музыкантом на долгие годы окрасила жизнь и творчество Ницше в особые тона.
После опубликования работы о Диогене Лаэртском, пережив искус бросить филологию и заняться химией, Ницше 13 февраля 1869 г. по рекомендации Ричля становится (без защиты кандидатской и докторской диссертаций) одновременно профессором классической филологии Базельского университета и преподавателем древнегреческого языка знаменитого Педагогиума. 24-летний студент становится профессором прославленных учебных заведений. И тогда, и сейчас это - чудо.
17 апреля того же года Ницше отказывается от прусского подданства, но не ходатайствует о получении швейцарского гражданства. До конца дней он остается апатридом. С конца апреля Ницше приступает к профессорским обязанностям, начав с актовой речи " О личности Гомера ".
В сентябре-октябре 1870 г. Ницше, прервав на время педагогическую деятельность, участвует в качестве санитара во франко-прусской войне. Война произвела на него ужасающее впечатление, к тому же, заболев на фронте дизентерией и дифтеритом, он едва не расстался с жизнью. Огромное впечатление на Ницше произвели также события, связанные с установлением и разгромом Парижской коммуны (май-июнь 1871 г.), воспринятые им эсхатологически трагедийно как конец всего существующего .
Вернувшись к преподавательской деятельности в Базельском университете, Ницше в течение ряда лет читает студентам различные курсы (Гесиод, Эсхил, Софокл, Сафо, доплатоновские философы, Аристотель, Цицерон и т.д.). Лекции Ницше по-разному воспринимались студентами, сохранились сведения, что школяры бойкотировали ницшевский спецкурс " Греческая и римская риторика ".
В 1869-1871 гг. Ницше усиленно работает над книгой " Рождение трагедии из духа музыки " . Книга, вышедшая в январе 1872 г., снискавшая восторженные отзывы, в частности, композиторов Вагнера и Ф.Листа, принесла автору европейскую славу (пусть и в весьма узких кругах). Труд Ницше вызвал резкое неприятие со стороны коллег - специалистов по античной литературе и философии, ибо он радикально отрицал рутинные штудии косных профессионалов. Новаторский взгляд Ницше на классическую античную Грецию, культура которой несет в себе дуализм аполлоновского (мера, красота, ясность) и дионисийского (безмерность, хаос, бунт витальных сил) начал, на долгие десятилетия дал толчок переосмыслению истоков европейской культуры. Многие историки западной философии сравнивают " Рождение трагедии " с " Критикой чистого разума " И.Канта по значению в становлении европейской духовности.
В 70-е годы философ, не прерывая университетских курсов, работает над новыми книгами. Традиционно творчество Ницше принято делить на три этапа: романтический (ранний) ( " Рождение трагедии " и " Несвоевременные мысли " ), скептико-позитивистский (средний) ( " Человеческое, слишком человеческое ", " Веселая наука " ), третий (истинно " ницшевский ") - последние произведения философа. Прославленная книга " Так говорил Заратустра " в творчестве Ницше стоит особняком.
В эти годы здоровье Ницше резко пошатнулось (практически ежедневные головные боли с головокружением и неукротимой рвотой). В 1876 г. он прекращает на время преподавание в университете, позднее возвращается к лекциям и семинарам. 14 июля 1879 г. философ выходит в отставку по болезни, ему назначают ежегодную пенсию в 3000 франков, он покидает Базель, став нищенствующим странником, скитальцем-апатридом.
В 1878 г. на книжных прилавках появляется " Человеческое, слишком человеческое " . Несмотря на то, что за год было продано всего 120 экземпляров книги, труд Ницше произвел эффект разорвавшегося снаряда. В этой работе Ницше демонстративно и безоговорочно порвал со своими прежними устоями (античность, метафизика, христианство, вагнерианство), перейдя от идеализма к своеобразно понятому реализму, окрашенному в позитивистские тона. Большое влияние на Ницше в период работы над книгой оказал О.Конт. К этому времени относится скандальный разрыв философа с Вагнером, который резко обрушился в печати на " Человеческое, слишком человеческое ".
В начале 1880-х годов Ницше выпускает в свет книги " Утренняя заря " и " Веселая наука " . В творчество мыслителя властно вторгается " большая политика " , философ пронзительно осознает грядущее (по его мнению) крушение западного мира, европейской культуры, неизбежные вселенские потрясения и катаклизмы. В " Веселой науке " Ницше обосновывает истолкование бытия как " вечного возвращения того же самого ". " Базельский отшельник " призывает к переоценке всех ценностей, к отказу от тысячелетней лжи, тирании девальвированных положений и мнений.
В 1883-1885 гг. в четырех выпусках появляется классический труд Ницше " Так говорил Заратустра ". Мыслитель-поэт создал совершенно необычную книгу: философский трактат-поэму, симфонию духа, шедевр языка и стиля. Ницше (подобно предшественникам Лютеру и Гете) реформировал немецкий литературный язык (как у нас Карамзин и Пушкин). " Заратустру " Ницше считал главной книгой и делил свое творчество на два периода (до и после " Так говорил Заратустра "). " Заратустра " - одно из самых совершенных творений, написанных по-немецки (неологизмы, игра слов, звукопись, ритмизованность и т.д.).
Философ завершил в этой книге свое наделавшее шуму в интеллектуальных кругах Европы учение о " сверхчеловеке " , отравил проницательного читателя тонкими ядами люцеферианства и демонизма. Многие произведения мыслителя поверхностному взгляду кажутся сборниками парадоксальных афоризмов, на самом же деле книги Ницше - единое органическое целое.
В " Заратустре " с величайшей смелостью заявлена важнейшая (магистральная для всего двадцатого столетия) тема смерти Бога и ее трагические последствия для человека. В пятой книге " Веселой науки " , созданной после " Заратустры " , Ницше штрихами очерчивает своеобразную программу преодоления глубочайшего кризиса цивилизации, где во главу угла ставятся понимание сущего как воли к власти и идея вечного возвращения.
К последнему периоду творчества Ницше относятся книги " По ту сторону добра и зла ", " Генеалогия морали ", " Сумерки кумиров ", " Антихрист " (вышла в 1895 г. без ведома сошедшего с ума философа). В этих произведениях учение Ницше получило завершенность и полноту, основные его положения были развиты и домыслены. Ницше в своих поздних работах яростно обрушился прежде всего на историческое христианство.
Болезни и бедность преследовали мыслителя, скитавшегося по средней и южной Европе. Он не был женат, не знал, что такое семья, у него не было своего дома. Философ издавал книги за свой счет, они получали высокое признание у таких блестящих европейских интеллектуалов, как критик Г.Брандес, писатель А.Стриндберг, философ Я.Буркхардт, но совсем не были известны широкой публике.
3 января 1889 г. философа постигает непоправимая катастрофа: во время прогулки по Турину (на улице) его " хватил " апоплексический удар (выражаясь современным языком - инсульт), повлекший за собой помрачение сознание на долгие годы. Ницше помещают сначала в базельскую психиатрическую лечебницу, а потом в клинику Иенского университета с диагнозом " прогрессивный паралич " . Это медицинское заключение породило гнусную легенду о последствиях сифилитической инфекции. Современные врачи-психиатры, досконально изучившие симптомы и историю болезни мыслителя, категорически опровергают эту версию.
Заболевание философа протекало весьма тяжело: периоды бешеной ярости чередовались с длительным просветлением, когда Ницше много музицировал на рояле. Позднее Ницше забрала к себе домой мать " под расписку " . Через короткое время философ снова попадает в лечебницу. В 1897 г. после смерти матери сестра философа перевозит Ницше в Веймар, где он и умер от нового инсульта 25 августа 1900 г.
Еще при жизни мыслителя его приснопамятная сестра Элизабет, долгие годы прожившая в Парагвае, добилась опекунства над больным братом и получила в собственность издание его сочинений и неопубликованных бумаг. Она основала знаменитый Архив Ницше в Веймаре, став главной издательницей сочинений брата.
Кончина несчастного философа, проведшего последнее десятилетие своей жизни в состоянии почти полного безумия, явилась, как ни странно, причиной того, что его учение в первые годы нового века стало быстро входить в моду. Это сознательно муссировалось в газетах всей Европы. Хваткая и оборотистая сестра покойного мыслителя, автор многотомной, во многом фальсифицированной биографии брата, наладила выпуск его сочинений массовыми тиражами (одновременно печаталось несколько собраний сочинений Ницше).
Мода на Ницше (точнее на хлесткие цитаты из его работ типа " белокурой бестии " ) была также в существенной степени обусловлена выходом в 1906 г. его скандально знаменитой книги " Воля к власти " , подготовленной к изданию сестрой писателя. Элизабет Ферстер-Ницше тенденциозно скомпоновала черновые фрагменты и наброски брата в виде связного произведения. Долгое время отдельные специалисты вообще полагали, что " Воля к власти " не принадлежит перу Ницше, а представляет собой фальшивку, смастряченную его сестрой. Лишь в 1956 г. К.Шлехта на основе огромной текстологической работы в архиве издал последнее произведение философа, восстановив хронологический порядок фрагментов, под названием " Из наследия 80-х годов ".
О " Воле к власти " , изданной Э.Ферстер-Ницше, хорошо сказал выдающийся философ, вдумчивый интерпретатор Ницше М.Хайдеггер: " Все опубликованное в этой " книге " - действительно записи Ницше, и тем не менее он так никогда не думал ". Уточним, что здесь в первую очередь идет речь о нечестных истолкователях учения " базельского отшельника ".
Поверхностная мода на Ницше сослужила философу плохую службу. Совершенно незаслуженно в массовом сознании он в течение десятилетий представал как милитарист, антисемит и славянофоб... Туман лжи и инсинуаций рассеивается, сквозь жирную копоть (как на старой иконе) просвечивает печальный лик философа, сказавшего о своем творчестве (до творчества): " По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами ".
Заканчивается двадцатое столетие; подведение итогов, осмысление его значения в духовной истории человечества становится актуальной и насущной задачей. Ницше, выронивший перо из ослабевшей руки более ста лет назад, был и остается одним из главных авторов сценария фильма-катастрофы под заглавием "XX век ".
Любая книга мыслителя, открытая где угодно, поражает читателя, впервые взявшего в руки том Ницше, своей абсолютной необычностью, непохожестью ни на научную (тем паче философскую), ни на художественную прозу. Любому произведению " потрясателя основ " свойствен особого рода синкретизм, который " стирает грани между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тип книги, который ... может быть назван " интеллектуальным романом "" . К этому жанру Т.Манн причислял произведения Шпенглера, Гундольфа и Кайзерлинга.
М. Эпштейн в статье " На перекрестке образа и понятия " " своеобычные " труды Ницше и его последователей остроумно назвал " интегральной словесностью " . Основой ( " ядром " ) последней, по мнению критика, служит " эссема " (весьма спорный, на наш взгляд, термин): произвольное (свободное) сочетание " понятие-образ-бытие " . У Ницше подобными " эссемами " являются, например, Заратустра и Дионис. Исследователям еще долго придется размышлять над подобного рода дефинициями.
Нам ясно одно: Заратустра (в частности) у Ницше не мифологический и не литературный персонаж. Выскажем предположение (даже намеки на него многими оспариваются) о том, что " Заратустра ", " сверхчеловек " , одержимый " волей к власти ", " белокурая бестия " - персонифицированные проекции (если угодно - маски) самого Ницше, больного и телесно немощного, но исключительно сильного духом мыслителя.
Страницы: 1 2