Лена Хейдиз (15 октября 2003 года)

Страницы: 1 2

Л.Х. Я всегда очень хорошо понимала писателей, для которых словотворчество- это всё равно что "великое алхимическое делание". Я знаю, что слово любит только того, кто любит его. Любовь со словом может быть только взаимная. Если ты не любишь слово, оно не придет к тебе, оно не будет тебе дано. Когда кто-то говорит, что я могу также как Ницше через пафос доказать любую мысль, - вперед, попробуй, докажи, а мы посмотрим. Это могут говорить только люди, которые сами писать не могут и никогда и не пытались. Если человек хоть раз что-то пытался создавать из слов, он никогда не скажет, что словотворчество-вещь простая. Она простая. только для гениев. Но это совсем не та простота, которую имеют в виду разные болтуны и плохие актёры. Когда Ницше о чем-то пишет, он пишет об этом точно, ясно и красиво.

Если вы попробуете читать Рене Генона, то вы, как говорится, почувствуете разницу. Генон вообще не умел писать, - я читаю его в оригинале и его французский ужасен! Ему не был дан редкий и бесценный дар - дар облекать мысли в слова. А Ницше слово любило. Это не дар оратора, который всегда питается от толпы и который всегда с толпой крепко-накрепко связан. Оратором быть проще, чем мыслителем. Ницше был именно мыслителем, познающим, а не тем, кто питается от толпы. У Ницше можно найти несколько блестящих афоризмов о том, как он вынашивает свои мысли словно женщина своих детей, о том, какой режим жизни позволят появиться тем или иным мыслям и т.п.

Оратор тот же актер, а актеру необходима прежде всего публика, Ницше был актером самого себя и наедине с собой, в первую очередь.

Д.Ф. Ницше упрекают в увлечении демоническими настроениями, неизбежно приводящим к эксцессам грубой силы и жестокости, а в конечном счете, к безумию. Такие настроения, мол, инициируют, провоцируют людей на преступный путь.

Л.Х. А что плохого в преступлении? Преступник - тот, кто преступает грань. Это навязанный стереотип, что преступник - это всегда плохо. А можно быть преступником по жизни, т.е. только и заниматься тем, что переступать, оставлять позади преодоленное. Можно и желательно (не говорю "нужно"!) быть внутренним преступником.

Ницше -индивидуалист прежде всего, социальные эксцессы его меньше всего интересуют. Помнишь, как он говорит о государстве? "Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; где все теряют самих себя, хорошие и дурные; где медленное самоубийство всех --называется жизнью" (я написала картину с таким длинным названием). Ницше говорит именно о внутреннем преступлении, а не о социально направленном.

Д.Ф. А это уже другой упрек Ницше - полное игнорирование социальной составляющей человеческой жизни. Говоря, что "ты" старше чем "я", он, тем не менее, отказывает "ты" в его правах. Между тем, человек, вырванный целиком из социума, если и сумеет сохранить разум, то все равно выпадает в свои собственные бездны, не имеющие никакого всеобщего значения. Такой человек потерян для мира и не может миру ничего дать.

Л.Х. Это неправда. Такой человек создаёт свои правила игры и его индивидуальное одиночество может совершенно не противоречить его социальному воплощению. Ницше никогда не призывал к тотальному целенаправленному одиночеству, к одинокому полету.

Посмотри на Заратустру, который постоянно спускался к людям! Ницше призывал питаться и греться самим собой, а не другими людьми. Это призыв не к социальному, а к внутреннему аскетизму. Обычным людям в одиночестве становится холодно, а вот лично мне, к примеру, не холодно: я греюсь собственным светом.

Д.Ф. Многие находят, что от произведений Ницше веет именно холодом, что, погружаясь в его тексты, начинаешь чувствовать пустоту и холодность мира.

Л.Х. Чтобы согреться, чтобы не было холодно, надо самому стать собственным солнцем. Когда кто-то говорит, что ему холодно, он сообщает нам, что у него нет своего собственного внутреннего источника тепла. И такой никогда не согреется.

Когда Заратустра спускается к людям, он делает это от своего собственного переизбытка, "перегрева". Он приходит к ним как друг, как "переполненная чаша добра". Чаша переполнена - пожалуйста, берите. У меня меньше не станет. И чем больше вы возьмете, тем больше я смогу наполниться, тем большую радость вы мне доставите.. Такова позиция Солнца, даром питающего все на этой земле. Где же здесь холод? Он внутри тех, кто только берет! Холодно им? Ну, пусть купят себе электрическую грелку в виде надувной тёти или надувного дяди.

Д.Ф. Недавно в Киеве одна поэтесса сказала, что она не может простить никому, в том числе и Ницше, сошествия с ума, как последней слабости, одолевшей преступающего. Схождение с ума рассматривается ей как подсознательная попытка вернуть людей к себе, заполучить их жалость и участие.

Л.Х. Это может быть верным в отношении многих болезней, но только не в отношении сумасшествия Ницше. Слишком много взял на себя этот человек и обвинять его в сумасшествии - это всё психоаналитическая чушь. Я уже не говорю о том, что для того, чтобы судить Ницше, нужно хотя бы достичь его уровня.

Случается, что некоторые, не достигнув ничего подобного, неспособные не то чтобы "ощипать", а даже и ущипнуть венок Заратустры, начинают болтать всякую чепуху..

Д.Ф. Ты могла привести примеры известных тебе текстов, сопоставимых по своей силе накалу и красоте с текстами Ницше.

Л.Х. "Идиот" и "Бесы" Достоевского, которого Ницше очень уважал. Стихи Микеланджело.

У современных авторов. хорошим тоном является шутовской тон. Это правила игры нашего времени. Приходиться их учитывать, при этом все же вести собственную игру.

Д.Ф. Если бы тебе представилась возможность поговорить с самим Ницше...

Л.Х. Разговор с ним я и не прекращаю. Если же ты имеешь в виду гипотетическую ситуацию реального разговора, то мне было бы о чем с ним поговорить. Например, о древнегреческих богах и других вещах, которые он "плохо" изучил.

Д.Ф. А он бы подумал: "Ба! Куда я попал!" :)

Л.Х. :) Наоборот, ему бы понравилось. Мы бы быстро нашли общий язык. Я бы рассказала ему то, чего он еще не успел узнать. Ведь, несмотря на всю мою любовь к Ницше, он бывает иногда не прав. Так что я нахожусь с Ницше в постоянном диалоге.

Д.Ф. :) Так ты не чувствуешь, что общение с Ницше угрожает твоему психическому здоровью?

Л.Х. Моему психическому здоровью больше угрожает общение с людьми, которые читают детективы и разгадывают сканворды.:)

То, что Ницше сошёл с ума - это просто несчастный случай. А если бы он попал под колеса, проезжавшего мимо экипажа? Или кто-то живет вечно? Главное, что в вечности остались его тексты. По плодам узнавайте их, а не по несчастным случаям! Сделанное им безупречно и совершенно.

Д.Ф. В этом я тобой полностью согласен.

"Ессе номо", - как памятник самому себе.

Л.Х. Не читайте Ницше - с ума сойдете! Так говорят только маленьким детям: не трогайте горячий чайник - обожжетесь! Так говорит формально взрослая вульгарная инфантильность.

Д.Ф. Меня всегда удивляли упреки Ницше в холодности. Если он и холоден, то только в силу своей недоступности обыденности. То высшее одиночество, которое есть форма существования высших состояний человека, конечно, всегда будет обычных людей обдавать своим леденящим кровь холодом. Но стоит появиться второму на этих же высотах, - и между ними тут же начинают сверкать молнии, угрожающие возникновением пожара. Вот такова эта холодность, чисто внешняя, скрывающая хтонические (как ты их назвала) внутренние силы.

Л.Х. Еще я часто слышу, что Ницше - это чтение для шестнадцатилетних. Я сама очень люблю афоризм Ницше о "любви как искусном приеме". Когда ты любишь что-то, кого-то, тогда ты проникаешься к самому движущему центру какого-либо объекта, субъекта, человека, только тогда ты в состоянии это что-то или кого-то понять и, соответственно, получаешь право что-то об этом говорить. Во всех остальных случаях, - пройди мимо. Если кто-то говорит о том, что Ницше - чтение для молодых романтиков, то значит, он ничего в текстах Ницше не понял, что в нем нет сил для его восприятия, ну, а если отвечать ему тем же, то он - безнадежно стар и утомлен духом.

Д.Ф. А что ты скажешь на такое мое наблюдение: поскольку мысль и дух Ницше устремлены к сильному и высшему, то он тем самым привлекает к себе только себе подобных, т.е. тех, в чьей природе как раз и отсутствует достаток этих начал. Так называемые "ницшеанцы" чаще всего представляют собой посмешище и разочарование в их учителе, их никак не удается сопоставить с идеалами их настроений.

Л.Х. Такие вещи лучше оценивать в динамике. Вот шестнадцатилетний "ницшеанец", а дальше с ним что? В 25 он уже вспоминает о Ницше с иронией? Значит, он и был тем дохлым, который хотел припасть к источнику силы, а сила ему не была дана, вот теперь он и плюёт в этот колодец. С Ницше ты можешь быть только раз и навсегда. Либо ты им живешь (отнюдь ему не поклоняясь и часто с ним споря), либо ты проходишь мимо.

Д.Ф. Но послушай: однажды мне сказали, что я просто застрял на Ницше. Я был так ошарашен, что действительно на несколько мгновений застрял на этой мысли, заевшей во мне подобно старой пластинке: во застрял, во застрял, во застрял! :) (дружный смех)

Когда пластинка съехала, я тут же понял, что это лучший из комплиментов, который можно сделать человеку. :) :) :)

Л.Х. Когда тебя кто-то в чём-то обвиняет, этот кто-то обвиняет прежде всего самого себя. Когда ты видишь в ком-то некие мелкие черты, подумай прежде всего - а не твои ли это черты, которые ты хочешь приписать другому?!

Что касается застревания на Ницше, то это, конечно, комплимент, потому что на Ницше "застряла" вся западная философия. И русская тоже. И всё лучшее, что в ней было в 20 веке и есть сейчас в 21-ом, - это от Ницше. Очень неплохо застрять на Ницше, потому что на таком застревании может вырасти что-то стоящее.

Д.Ф. Я сейчас подумал, что даже если ничего более не вырастет, то все же лучше остаться застрявшим на Ницше, чем на ком-то еще или где-то еще. А? :)

Пусть мы не шагнем дальше Ницше, а ведь это сделать, мягко скажем, тяжело, мы создаем область бытия его духа.

Я все время слышу утверждения-призывы о том, что надо идти дальше, и я часто думаю об этом, но вижу пока только то, что я никак не могу полноценно прожить хотя бы уже созданное пространство его духа. А шагнуть дальше, - мне кажется, что люди, призывающие к этому, не понимают того, о чем они говорят. Жить в духовном пространстве Ницше само по себе предполагает постоянное движение, само по себе является единственной возможностью однажды шагнуть за его малоизвестные пределы. Надо реально взять на себя совершенно неизведанное.

Л.Х. И противоречить Ницше, и вступать с ним в продуктивную полемику.

При этом я бы заметила, что у каждой внутренней силы своя собственная иерархия и свой собственный потолок. Жутко слушать, когда люди с таким "низким потолком", начинают болтать о вещах высшего порядка. В этот момент они похожи на "лягушку, живущую в болоте и размышляющую о море, которого она ни разу не видела". Эта метафора из Чжуан цзы.

Что пользы говорить о Ницше с людьми, у которых одно чтение на досуге --комиксы да сканворды?

Д.Ф. У меня точно такое же чувство. Любой разговор о Ницше его опошляет. Так истый христианин может пытаться говорить о боге с истым атеистом. Ницше уводит человека через свою глубину в его собственную глубину, и ты уже не можешь контактировать на эту тему с теми, кто там не пребывает. Чтобы нормально общаться, приходится постоянно выныривать из собственных глубин на их уровень, мучительно при этом понимая, что ты напрасно тратишь драгоценное для себя время.

Впрочем, мне кажется, пора прекратить пение дифирамбов и высказать твои претензии к Ницше.

Л.Х. Это отношение человека к Богу. В моих работах последних трёх лет я делаю богов "человечески мыслимыми". Если б было возможно обсудить эту проблему с Ницше, уверена, он заинтересовался бы.

Сейчас я занимаюсь "лингвистическими раскопками" в древнегреческой, древнеегипетской, древнеиндийской и древнееврейской культурах. Мне очень интересно находить параллели между некоторыми сакральными символами, заниматься числом как сакральным символом.

Д.Ф. Ну и что это значит для твоего внутреннего мира? Это каким-то образом дополняет твою картину мира?

Л.Х. Ещё как дополняет. Это как раз то, что относится к сверхчеловеческому знанию. Подобно тому, как можно быть окликнутым духом Ницше, можно быть окликнутым и сакральным, т.е. богами. Я не только занимаюсь древними языками и пишу картины, чтобы зафиксировать некоторые интересные находки и открытия, но и пишу также тексты, комментирующие то, что я открыла. Таким образом я отвечаю на вопрос, поставленный Ницше: "Могли бы вы мыслить бога?" Я его мыслю и делаю богов человечески мыслимыми. Это очень интересно.

Вообще Ницше -- гениальный провокатор прежде всего. Иногда мне кажется, что я стала художником в результате именно его провокации. Лет десять назад мне очень был нужен хороший пинок и я его получила. От Фридриха Ницше, за что ему и благодарна.. Как-то у Ницше я прочитала о том, что ему, также как и Гёте, неинтересны люди, которые ищут себя. Ему интересны уже нашедшие себя. Так вот, о Ницше часто судят люди, которые себя всё еще ищут, а ценность таких сама по себе очень сомнительна.

Д.Ф. Да, если человек в 30 лет всё еще продолжает себя искать, то с большой степенью вероятности можно сказать, что он себя так и не найдет, а всё найденное станет для него либо временным либо чужим. :)

Л.Х. При этом Ницше показал нам пример не только раннего нахождения себя, но и переступания через себя и выхода за свои пределы. А ищут себя те, кто просто боится заглянуть в самих себя, в свой собственный кошмар и бездну.

Д.Ф. Ницше не оставляет никакого шанса не заглянуть в самого себя и не познать себя тем, кто на это способен.

Л.Х. Да, он тычет тебя в самого себя мордой, как слепого котенка.

Д.Ф. А то, что ты окунешься в собственную грязь, не имеет никакого значения, ибо грязь можно точно также поставить себе на высшую службу.

Л.Х. "Быть служителями, мстителями и жертвами своего собственного закона". Это как раз об этом.

Д.Ф. Быть самокатящимся колесом. Такому колесу в социальной жизни нелегко катиться, слишком многие хотят катиться вместе с тобой, а значит, на тебе. Я, как социально-ориентированная личность, ежедневно чувствую это. Ежедневно подплывают чужие корабли и берут тебя на абордаж: поехали на пикник, в кегельбан, в баню, в кино и т.п. :) "Убегать от них в своё уединение", - значит для меня значительно опережать их в скорости и высоте жизни. На определенном уровне социальной жизни это приводит и к духовной свободе для себя. Социальное перестает быть важным как прожитое и реализованное, и тогда, вопреки своим "художественным" способностям, слова и образы приходят сами собой, а "важность" перемещается из социума к самому себе.

Л.Х. Художнику в этом смысле легче погружаться в свое уединение. Когда ко мне приходит вдохновение, а оно меня надолго не покидает, я просто отдаюсь процессу творчества и всё. Когда начинаются роды, надо рожать, а не скакать с плодом и пытаться делать какие-то другие дела. :)

Д.Ф. Расскажи, что означают все эти черепа на стенах комнаты, в которой мы сидим?

Л.Х. Это мой страх смерти, с которым я боролась. Это акт инициации. Искусствоведы о черепах еще не писали :), кроме Сергея Кускова. Черепа все разные, их 144 штуки и их можно даже попытаться классифицировать. Самые главные из них - стражи порога, стоящие на проходе в неизведанное, охраняющие окна-двери в вечных стенах. Я их очень боялась, когда их создавала, даже закрывала уже готовый лист, чтобы его не видеть. Самые удачные из них - самые страшные. В моей душе был сплошной ужас, как будто я захожу в какую-то область, находиться в которой довольно опасно. Они меня всё же пропустили. А теперь я в этой области живу. Есть черепа веселенькие, - это черепа круглоголовых. Есть черепа реальных людей. Некоторые люди боятся в эту комнату заходить. А свод черепа, между прочим, это свод неба, а глаза - это два пути. Ведь в большинстве религий, когда заходит разговор о посмертном опыте, всегда возникают именно два возможных пути, а выбрать нужно только один. И в смерти есть свобода выбора!

В детстве мне часто снился сон: Я нахожусь в огромном деревенском доме, с потолком под самое небо, из этого дома мне почему-то хотелось сбежать, я знала, за его пределами есть еще бОльший мир. Но когда я из него на вылетала (а летаю во сне я часто!), то опять оказывалась точно в таком же доме, только ещё более огромном! И этих домов, как матрешек, много-много. Так вот пороги, сквозь которые меня пропускают его стражи, похожи на окна дома в том сне. В детстве я даже вела дневники снов, потому что за ночь успевала увидеть и запомнить несколько. Другой сон, - я лечу во Вселенной, где лишь одни звезды, холод и бесконечная свобода, т.е. я ни чему не привязана. И вдруг выясняется, что я долетаю до какой-то черной тряпки, а на ней нарисованы звезды. Тогда я беру разгон и кулаком прорываю эту тряпку и, наконец, оказываюсь в настоящей бесконечности, и опять могу лететь. Но затем всё повторяется.

Всё это говорит о том, что нельзя однажды взять и войти куда-то раз навсегда, что есть только путь и он бесконечен!

Д.Ф. Да, метафизику можно развивать из любой вещи :) или, по-другому, через любую вещь можно прийти к метафизике.

У тебя есть представление о том, чем закончится наша цивилизация?

Л.Х. Возникнет следующая :). Любая новая цивилизация начинается со своего золотого века и представляет собою росток, из которого вырастает чудесный цветок. Потом цветочек завядает, засыхает... Мы как раз переживаем такую осень - "autumn du nouvel age", наша культура увядает...

Д.Ф. Ты рисуешь себе этот некий цветок будущего? Есть ли у тебя конкретные надежды?

Л.Х. Этот цветок будет такой же как и все прошлые. Это своеобразное вечное возвращение одного и того же цветка в разноцветной окраске. Новый цветок родится из нового семени, которое как генный код следующей культуры носят в себе конкретные люди. Они, и только они останутся в новой зародившейся культуре, а все остальные просто исчезнут. Важно оказаться в семени нового, - я сейчас по этому поводу пишу картину. Но для этого надо принести свою внутреннюю жертву.

Сейчас мало кто знает о том, как брахманы (высшая варна жрецов в Древней Индии ) приносили свои жертвы и о том, что они приносили именно внутренние жертвы, а не внешние, т.е. никогда не марали свои руки кровью. Мне кажется, что таким брахманом для западной культуры стал именно Ницше, сотворивший грандиозную внутреннюю жертву ради дальнейшего её развития и ради зарождения в ней семени будущего. Кто-нибудь сегодня еще способен на такое?

Я тоже такой брахман, приносящий внутреннюю жертву в искусстве. Брахман в искусстве.

Д.Ф. Сдается мне, что мы сможем проговорить с тобой обо всем этом всю ночь, но на этих твоих словах стоит закончить. Я советую всем перечесть их еще раз.

 

См. также:

Творчество Лены Хейдиз

Страницы: 1 2