Евгений Световидов (2014 год)

Страницы: 1 2

Д.Ф. А разве невозможен вариант, когда религиозное сознание постепенно будет вытеснено и энтропируется в маргинальные слои населения?

Е.С. Это невозможно. У людей слишком силён социальный инстинкт, потребность в нахождении в обществе себе подобных, исповедующих одинаковые ценности и идеи. Даже атеисты на Западе уже арендуют церкви для своих собраний, на которых они рассказывают друг другу о прелестях атеизма J.

Д.Ф. Вас цитирую: «превратить церкви в атлетические клубы».

Е.С. Это позиция имморалистов, и не стоит воспринимать её так серьезноJ. Мы хотим создать условия для возникновения определённого плюрализма в морали и уничтожить прежнюю нежизнеспособную мораль. Атлетические клубы по греческому образцу на месте прежних церквей – неплохое решение для этой задачи.

Д.Ф. Зачем же тогда новые корпоративные церкви?

Е.С. У Ницше об этом хорошо написано. Мы, имморалисты, требуем безусловной святости стадной морали. Потому что она помогает представителям низших сословий находиться в воодушевленном, т.е. эффективном повиновении, приучает к смирению. Массовый человек нуждается в жёстких системообразующих ценностях, без которых жить попросту не способен. Многие европейцы на фоне падения христианских ценностей массово принимают ислам или становятся последователями буддизма и других восточных религий. Религиозное сознание или мировоззрение всегда существовало и будет существовать всегда, независимо от желаний кого-либо избавить человечество от этого явления.

Д.Ф. Более того, попытки избавления масс от религиозного сознания приводят к интенсификации их восстания против высшей культуры, что прекрасно продемонстрировала новейшая история России. Таким образом, получается, что необходимость религиозности входит составной частью в идеологию меритократии.

Е.С. В отличие от большевиков Мы не призываем взрывать церкви, потому что считаем их памятниками истории и культуры.

Ницше отрицал любого рода трансцендентную реальность, но всё же он получил звание «субъективного идеалиста», «волюнтариста» за своё центральное понятие «воли к власти». Так что и философия Ницше тоже основана на иррациональных началах, в соответствии с которыми разум есть нечто вторичное и несамостоятельное. В этом смысле религиозное понятие «божьей воли» и ницшевское понятие «воли к мощи» вполне коррелируют между собой. Но все проблемы у иррационалистов начинаются c того момента, когда они начинают применять свои теории в жизни. Тут быстро выясняется, были ли это их индивидуальные чудачества или их теории имели всё же некий смысл. Когда в социуме принимаются важные стратегические решения, есть большая разница, принимаются ли они на основе научных данных или на основе изречений пророков.

Д.Ф. Понятно. Следующий мой вопрос о Вашей трактовке исторических взаимоотношений между двумя иерархическими сословиями - брахманами и кшатриями.

 Е.С. Идея социальной иерархии в природе гораздо древнее и основательнее, нежели любая кастовая, феодальная и рабовладельческая система. Она начинается уже у высших млекопитающих, когда формируется два архетипа вожаков животной стаи. С одной стороны это молодой альфа-самец, самая сильная, крупная или мощная особь, имеющая максимум пищевых и репродуктивных преимуществ, главная сила в нападении и защите своей стаи. Это архетип «кшатрия». С другой стороны присутствует наиболее старый и опытный самец, старый, физиологически истощённый, но «многознающий», благодаря своей долгой и насыщенной событиями жизни, способный передавать свой опыт молодняку. Это - «брахман». Возможны идеальные ситуации, когда кшатрий и брахман действуют сообща и между ними нет борьбы, конкуренции, противоречия. Тогда стая будет очень эффективна. Но возможны и другие ситуации, когда они требуют разного. Сила кшатрия в его энергии, слабость – в отсутствии опыта. У брахмана всё наоборот. Они в этом смысле антиподы друг друга. В ситуации конфликта всё зависит от окружающей среды. Если условия жизни долгое время не меняются, начинает доминировать старый самец, брахман, потому что его опыт становится определяющим. Но если условия жизни резко меняются, опыт брахмана перестает работать и может стать даже губительным, и тогда на правильный путь может вывести только энергия молодого альфа-самца, кшатрия. Стае необходимы оба, и брахман, и кшатрий, и в различных ситуациях их значение и взаимоотношения будут разными. В человеческом обществе мы наблюдаем те же самые процессы, когда кшатрии постоянно конкурируют с брахманами вплоть до взаимного истребления.

Д.Ф. Можно ли сюда добавить вот что: брахманы – это всегда бывшие кшатрии? Не побывав кшатрием, нельзя стать брахманом.

Е.С. Возможно, но это не принципиально. В открытом конфликте брахман, в любом случае, проиграет кшатрию, поэтому он обращается непосредственно к стае, в случае поддержки, которой вполне способен одолеть кшатрия. Много раз в истории кшатрии терпели поражение от жрецов, полагая их неспособными к активным действиям, надеясь на силу своей воли, оружия, замков.

Д.Ф. Я думаю, что жрец может быть полноценным только как бывший кшатрий. Все иные «жрецы» неполноценны по определению, и только такие, на мой взгляд, и способны поднимать бунты низших сословий. Духовный лидер, не бывший дворянином, никогда не служивший в действующей армии, не участвовавший в государственных делах, есть квази-лидер, случайный выскочка, чья власть не имеет необходимого основания, скоротечна и по определению пагубна для возглавляемого им сообщества. Такова, например, судьба всех российских интеллигентов-разночинцев из низших сословий, оказавшихся во власти благодаря социалистической революции. Духовный лидер, перепрыгнувший через стадию кшатрия, ущербен и опасен для общества. Именно такойквази-лидер, нарушивший естественную иерархию, склонен к конфликту с полноправными кшатриями. В этом состоит главная причина всех гражданских войн. Сам конфликт говорит лишь об одном: о низком качестве квази-брахманов. Ведь истый брахман по определению не допустит такого разрушительного для общества конфликта. Поразмышляйте о причинах гражданских войн и о том, что им предшествовало. Поразмышляйте о том странном симбиозе рыцарей-монахов, которые с помощью крестовых походов выправляли естественную иерархию сословий в христианизированной Европе после темных веков (цивилизационного хаоса).

Е.С. В современных условиях Мы в ARES не можем делать ставку на существующее зрелое поколение, которое в Нашей стране свои битвы в основном проиграло. Мы делаем ставку на молодежь, которой принадлежит будущее. Я тоже стараюсь общаться в основном с молодежью, воруя у старого поколения его детей, для  привития им виталистически-ориентированных целей. Ваше поколение, Дмитрий, уже вряд ли на что-то будет способно. Ни кшатриев, ни брахманов из вас уже не выйдет.

Д.Ф. Моё поколение действительно отличается от всех других своей крайне малой вовлеченностью в реальную войну, в том числе и за власть, в этом наша главная проблема: мы утрачиваем естественное чувство иерархии, которое и так целенаправленно подавлялось все годы господства коммунистических идей. Тем труднее будет нашим детям выправлять ситуацию, ведь они еще дальше ушли и продолжают уходить по этой слишком комфортной и расслабляющей дух дороге либерализма. Так что не думайте, что у вашего поколения перспектив побольше. Я много уже видел «ницшеанцев», которые западали на эту жизнеутверждающую философию на год-другой, после чего превращались в еще более жалких обывателей.

Е.С. С последним могу согласиться, такая тенденция также присутствует.

Д.Ф. Я с Вами потому и общаюсь сегодня, что вижу, что Вы с этой философией уже долго и всерьез, то есть она для Вас совсем не случайна. К тому же тут есть некая точка невозврата, которую Вы, очевидно, перешли, и уже давно. С молодыми удальцами, восторженно упивающимися книгами Ницше, лично мне говорить не о чем.

Е.С. Учитывая все вехи Моего пути, Мне уже не грозит стать обывателем, никак не получится.

Д.Ф. Обывательство караулит нас там, где мы его совсем не ждем. По сути, оно повсюду, и нужно иметь высокую и твердую внутреннюю цитадель, чтобы не позволить ему войти в нас даже с черного хода J. Надеюсь, что книги Ницше не окажутся в списке экстремистской литературы, запрещенной к распространению в России, а значит каждый россиянин будет иметь возможность получить хорошие инструкции по построению этой своей внутренней цитадели. Граница между высшим и низшим бытием всегда была предельно сурова, и она напоминает мне ту границу, которую физиология возвела между сознанием и бессознательным человека.

Е.С. Нет, Ницше не запретят. Классиков не тронут. А если тронут, Мы выкрутимся, Мы докажем им, что Ницше был истым христианином, святым человеком, тайно принявшим постриг в православной церкви в ЕвропеJ. А ругал он только католиков и протестантов. Почитайте Ясперса о латентном христианстве Ницше, и вам станет всё понятно J.

Д.Ф. Нравится мне Ваше настроениеJ. А как Вам термин «аристократический радикализм», который придумал Брандес и который так понравился самому Ницше?

Е.С. Мы всячески пропагандируем это определение ницшенства из переписки философа, в социальных сетях и на разных ресурсах. То, что Я писал уже неоднократно тиражировалось и уходило, так сказать, в народ.

Д.Ф. Откуда в Вас, Евгений, такая уверенность в вашем влиянии на сетевой народец? По-моему, социальные сети – это самое настоящее болото, место пребывания всей социальной черни, бездельников. А знаете ли Вы, что Брандес и Ницше под термином «аристократический радикализм» понимали совершенно разное. Ницше  - это выражение понравилось как удачная артикуляция его философского имиджа,  а Брандес, как сторонник левых идей, имел ввидупод этим новую форму революционного сознания. Он хотел обратить внимание на еще одну радикальную силу, философию, которая тоже хочет смести с лица земли капитализм, и этим выражением включал Ницше в общее социальное протестное движение. Разве это не пример ужасающего непонимания Ницше со стороны его современников? Этот пример еще раз напоминает мне знамена ARES среди флагов Другой России. Ницше бы ужаснулся такому своему пониманию, хотя и был готов к этому.

Е.С. Социальные сети – это прекрасная возможность доносить Наши идеи до молодежи. Черни там, безусловно, много, но сеть очень многогранна. Мы отделяем Cвои группы от других, и никогда не разговариваем с любителями поп-культуры о философии Ницше. В сети важна именно интеллектуальная составляющая общения, так что если даже «клавишному витязю» есть что сказать путного другим людям, это замечательно.

Д.Ф. Продолжая тему радикального, хочу снова Вас процитировать: «новая элита, новая аристократия может родиться только на руинах тоталитарной неоплебисцитарной диктатуры, получив закалку в предшествующей борьбе и победе над ней». Мне тоже представляется, что Европа всё более превращается в демократическую диктатуру.

Е.С. В Азии дело обстоит не лучше.

Д.Ф. Так что же это будет за борьба и победа? Мне это напоминает манифест коммунистической партии. Или может в этот раз обойдется без крови, церебральный сортинг тихо сделает своё дело? J

Е.С. Будет и сортинг, и борьба. Если в 20 веке было две мировые войны, то в 21 веке их будет минимум триJ. В условиях малочисленности меритократического движения никаких шансов на победу у нас нет, и не будет. Марксисты победили на отдельных территориях потому, что стали там массовой силой, пришедшей к власти в результате военных или экономических катаклизмов. В России и сейчас такое легко возможно: достаточно значительно упасть цене нефти и РФ исчезнет с политической карты мира очень быстро, подобно СССР.

Д.Ф. «Серая бетонная стена закрыла радугу», - вполне ницшеанская фраза. А вот лучик надежды – «дети индиго». Вы верите в эти новые мифы?

Е.С. Нет конечноJ. «Дети индиго» у Меня ведь написаны в кавычках, то есть  никакого отношения к современной психологии не имеют. Я заимствую эти слова как общедоступный шаблон, чтобы с помощью него описать саму возможность появления на Нашей планете совсем других, не серых людей.

Д.Ф. Расскажите про парагвайский ницшеанский эксперимент, который Вы упоминаете.

Е.С. Сообщество «Новая Германия», которое организовал муж Элизабет Ницше Фёстер, и которое закончилось каким-то неприличным банкротством, было всего лишь первой волной переселенцев из Германии. Потом, уже после Второй мировой была вторая волна. Эти немецкие колонии до сих пор существуют, вернее существует то, что он них осталось. «Гора Заратустры», «река Вечного возвращения» - эти неофициальные названия географических объектов до сих пор присутствуют в Парагвае. И посреди латиноамериканской сельвы бегают вполне себе белокурые немецкие дети, разговаривающие на немецком языке. Впрочем, сейчас в Бразилии ницшеанцами себя скорее считают многие уличные бандформирования (криминальная субкультура имеет тягу к цитированию Ницше), нежели потомки немецких переселенцев. Это вполне узнаваемое явление, ведь и для части Нашего актива ницшеанство – это некая романтика силы и трансгрессии.

Д.Ф. Так как Вы к этой романтике, сильно искажающей суть дела, относитесь? 

Е.С. Совершенно нормально. Молодежь иначе не может. Ваше требование умудренности, глубокого понимания, опыта к молодежи не может быть применимо. Молодежи нужны новые идеи свободы, которые они потом сами облекут в свой опыт. Хаос, энтропия прежних ценностей, полные кармашки патронов.

Д.Ф. Но это мы уже видели в Кампучии и других местах. Разве этот опыт ничему Вас не учит? И при чем тут философия Ницше?

Е.С. Это необходимый этап нигилизма. Старое, падающее надо еще подтолкнуть. Это хирургическая операция, которая без крови невозможна. Удаление абсцесса, который иначе убьет весь человеческий организм. Кто будет делать эту операцию? Вот Вы что делаете в этом смысле?

Д.Ф. Я создаю пространство ницшевской философии в России. Делаю качественный сайт, интернет-ресурс. Поддерживаю издание первого ПСС Ницше в России. Отстаиваю ницшевскую философскую парадигму и, шире, правую ницшеанскую идеологию на качественном уровне. То есть занимаюсь тем же самым, что и Вы, только совсем в другом поле и другими средствами. Издательство «Культурная революция», кстати, открыто для сотрудничества в целях публикации любой литературы, стоящей на ницшевских или близких позициях. Предлагайте свои тексты, книги, и, возможно, мы их опубликуем.

Е.С. Хорошо, буду иметь это в виду. Сотрудничество – это хорошо.

Д.Ф. Наш разговор мне как-то живо напоминает впечатление от разговора с другим аресовцем, Дмитрием Кирильченко, которому я так и сказал, что ARES мне напоминает марксистко-ленинский кружок, только перевернутый по ценностям.

Е.С. Ну а я, наверное, напоминаю Вам Владимира Ильича? : )

Д.Ф. Нет, скорее Владислава БугеруJ, даже по психотипу. Вот только ценностям Вы служите прямо противоположным. Прямо загадка какая-то. Как Вам претит любая левая идеология, так вот и марксистам претит любая идеология господ, к которой они не без оснований относят и философию Ницше. Надо сказать, что по моим наблюдениям ваши тексты становятся всё лучше, качественнее, и моё давешнее опасение, что ваше ницшеанское движение наделает много вреда имени Ницше, поулеглось.

Е.С. Испортить Ницше репутацию не в Наших силах. Это невозможно. Даже Наше призывание Ницше в политику (Ницше-политикан!) не сможет навредить этому имени. А искажения, которые являются частью любой политики, всё равно неизбежны. Не стоит этого бояться, как и любых ошибок, неправильных, неуместных трактовок. Надо включать Ницше в борьбу, потому что он сам именно этого и хотел. Процитирую еще на этот счет самого Ницше: «я принадлежу к той опасной породе людей, которые не боятся себя скомпрометировать».

Д.Ф. Давайте сделаем подраздел ARES на сайте Nietzsche.ru, где вы будете размещать свои материалы.

Е.С. А не боитесь?

Д.Ф. Без экстремизма, естественноJ.

Е.С. Мы ведь не те академические профессора-совки, которыми запружены российские философские кафедры, которых после марксизма-ленинизма по случаю развала СССР прошибла божья благодать христианской нравственности.

Д.Ф. Академическая среда тоже меняется, и я очень надеюсь, что молодежь рано или поздно погонит этих старперов с их насиженных мест близ Канта да Гегеля, что дионисический поток свежей ницшевской мысли возобладает и там.

Вот некоторое время назад некто Мадгазинразместил статью о возможном отравлении Ницше его политическими врагами. Вам, насколько я понял, эта фантазия понравилась.

Е.С. Эта фантазия напрямую вытекает из опубликованной в вашем издательстве книги «Письма Ницше». Там есть ссылка на свидетельство доктора Вилле, первым осмотревшего Ницше, после того, что с ним случилось в Турине. Он дал простую и ясную характеристику произошедшего, в частности, как последствие действий хлорала. В отличие от всех других версий случившегося (сифилис, перегрузка, гнев божий, притворство и т. д.), данных уже значительно позже как пост-анализ, свидетельство доктора Вилле замечательно своей непосредственностью. Возможно, что отравление Ницше не было инициировано извне, что это было самоотравление. Другой вопрос как его интерпретировать: была ли это попытка самоубийства, или он сослепу не рассчитал дозировку, или кто-то ему помог ошибиться, или ещё что-то? Источник данного факта налицо, а дальше давайте думать.

Д.Ф. А почему Вас так заинтересовала эта версия Мадгазина с отравлением Ницше?

Е.С. Вадим Мадгазин - гениальный человек, да и всё новое в этом вопросе Меня живо интересует. Меня заинтересовала и версия профессора Осипова, который на своей лекции сказал, что Ницше сошел с ума,  и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет, потому, что Ницше считал, что «больной — это паразит общества, и  в известном состоянии неприлично продолжать жить»J. Да, Мне интересно, когда человек, далекий от Ницше, вдруг делает такие смелые выводы на основании каких-то первоисточников. Послушайте, но ведь иногда Свасьян несёт о Ницше гораздо больший бред, нежели Мадгазин. Свасьяну Вы позволяете выдумывать о Ницше свои небылицы, публикуете это, а почему же Мадгазину нельзя?

Д.Ф. Сейчас Вы, Евгений, предстали передо мной в виде прекрасного софиста. Это свойственно всем пассионарным людям, так что примите за комплимент.

Е.С. Спасибо на добром слове.

Д.Ф. Ваше политическое акцентирование Ницше мне гораздо более интересно, нежели рассказы о разных городских сумасшедших. Разница между нами в том, что для меня ницшеанская парадигма направлена более внутрь личности, нежели во вне. Она обращается к высшей человеческой природе, которая есть в каждом из нас. Пробуждение этой высшей природы (породы) является лучшим способом её внешнего проявления и господства. В обратный процесс, когда с помощью политических средств надеются изменить природу человека к лучшему (марксизм и все другие левые идеологии), я не очень верю. Ницшеанцем может считать себя лишь самодостаточная, внутренне наполненная, волевая личность, которая является началом и основой любой политики, и без которой любая политика есть лишь грязная возня плебеев. Если в 30-40 лет «ницшеанец» всё еще опутан социальными и финансовыми зависимостями, ни о каком олицетворении им ницшеанства или меритократии речи быть не может, потому что он своей жизнью противоречит своей идеологии. Поэтому я считаю, что начинать политическую деятельность нужно с выстраивания своих собственных сил в определенном направлении. Личность должна быть вложена в политику, но не наоборот. В этом смысле, политическое ницшеанство в настоящее время обречено на маргинальность, потому что соответствующих ей личностей слишком мало.

Е.С. Это очень дискуссионный момент. Ведь Мы нисколько не отрицаем и тоже предполагаем прежде всего внутреннее развитие личности, которая приходит в политику. Молодежь всегда ищет многообещающих перспектив, и ждать от неё немедленного формирования мощных личностей было бы неправильно. Мы как раз и хотим дать, показать саму возможность движения в сторону меритократических ценностей, и примут их как раз те, кто по складу своей души к этому предрасположен. Это предполагает как раз некоторую свободу от любых социальных связей, от любого статуса, от любых материальных благ, с помощью которых «людей состоявшихся», вроде Вас, можно принуждать и  даже покупать. Может именно поэтому Я Себя не называю ницшеанцем J. Для Меня любой статус и достижения просто пустые слова, имеющие смысл только в узкой социальной системе ценностей, которые Я не разделяю.

Д.Ф. Нужно чувствовать историческое экзистенциальное родство с прежними представителями высшей породы, для которых реальное господство не было «пустыми словами», а было естественным состоянием души и духа.

Е.С. Посмотрите на Ницше! Какой у него был социальный статус? Он был независимым свободным духом, не имевшим никакого влияния на своё окружение, и, тем не менее, он стал властителем дум для последующих поколений, включая элиты.

Д.Ф. Хороший ответ. Так Вы по первому образованию психолог?

Е.С. Да, психолог, специализирующийся на психологии менеджмента, а также на  психологии маргинальных групп, сект и прочих девиантных объединений.

Д.Ф. Так, может, напишите однажды более развернутый текст о Ницше, как политике?

Е.С. Если попросите. Ницше противостоит по своим политическим, идеологическим взглядам всем основным современным направлениям политической мысли, хотя они, в свою очередь, все пытаются так или иначе привлечь Ницше на свою сторону. Но Ницше - враг не только христианства, социализма, фашизма, традиционализма и пр., но и главенствующего сегодня либерализма, либертарианства, неолиберализма, старающегося всеми силами инкорпорировать Ницше в свою толерантно-плюралистическую социокультурную модель.

Д.Ф. Значит, можно одной книгой на эту тему нанести ответный удар по всем этим врагам Ницше, показав всю напрасность и бессмысленность их претензий на Ницше, как своего союзника.

Е.С. Можно, Я бы сделал это с удовольствием. Давайте это сделаем! Если не боитесь ответного удара всей этой безмозглойкодлыJ.

Д.Ф. Мой последний любимый вопрос связан с Вашим отношением к ницшевской идее вечного возвращения.

Е.С. Наряду с идеей воли к мощи, это ницшеанский ответ на извечный философский вопрос о первоначале мироздания, где воля к мощи выступает в качестве основополагающей силы, а вечное возвращение является фазовой константой. Даже в контексте бескрайнего мироздания отдельные его структурные элементы, так или иначе, будут повторяться по спирали.  Эта космологическая идея тождественных и воспроизводящихся циклов, которая отсылает Нас ещё к Гераклиту, по задумке Ницше призвана окончательно сломить духовные силы вырождающихся элементов, которые в ней утрачивают основания для любого «Зачем?». Вне системы посмертного воздаяния и возможности достижения неких конечных целей, декаденты, неспособные видеть смысл и великую радость жизни в самом её повседневном процессе, окажутся в тупике. Бесконечно повторяющееся колесо сансары, из которого нет никакого выхода.

Ницше сравнивал идею вечного возвращения со свежим ветром, который сломает старые сухие ветви древа Жизни, и укрепит молодые и свежие.

Моя формула такова: «метафизика» Ницше — это «диалектика» Гераклита. 

Страницы: 1 2