Ницше-семинар

В 2000 году исполнилось 100 лет со дня смерти Ницше. В уходящем столетии именно философский опыт Ницше оказал радикальное влияние на трансформацию философии ХХ века, предлагая метафизические стратегии тематизации феноменальности власти, смерти Абсолюта и человека. Весьма характерно, что апелляция к наследию Ницше происходит в критические моменты социокультурного развития: это - и интенсивная рецепция Ницше в интеллектуальной традиции России начала ХХ века, и хайдеггеровская философия, и исследования Клоссовского, Делеза, Фуко, и особенно повышенный интерес к Ницше в посткоммунистическом пространстве. Ницшеанская стратегия "переоценки ценностей" оказывается адекватной интеллектуальной инициативой в ситуации распада дискурсов, институций, эрозии символизмов. Но в то же время Ницше предстает и мощной символической фигурой, отсылающей к "несвоевременности" философии в ее метафизической размерности.

Все это и стало тем мотивационным комплексом, который спровоцировал группу философов предпринять попытку нового прочтения Ницше. Этот интерес привел к появлению небольшой, но заинтересованной группы, которая более-менее отчетливо определилась в ближайшей тематической перспективе исследования ницшеанской философии. Определенность тематического репертуара аналитики складывалась в попытке эксплицировать достаточно дифференцированный концептуальный аппарат и интерпретационные схемы для описания и понимания особенностей рецепции ницшеанского наследия в современной европейской и российской культуре, с одной стороны, в и стремлении использовать ницшеанские интеллектуальные стратегии в сегодняшнем опыте философствования.

История проекта

Эти интенции обрели некоторую форму в апреле 1999 года в виде "Ницше-семинара". Институциональными "оформителями" стали Ассоциация философских обществ Санкт-Петербурга и кафедра философской антропологии. Тема первого семинара "Рецепция наследия Ницше в культурных стратегиях современности" превратилась в дискуссию о ницшеанских "следах" в современной интеллектуальной культуре. В июне 1999 года на семинаре, который тематически определился как "Философский опыт Ницше в европейской интеллектуальной традиции: истоки и генеалогия", приняли участие и американские философы. Третий "Ницше-семинар", прошедший осенью, был посвящен обсуждению ницшеанского стиля мышления как специфической философской критике ("Ницше как критик: новый критический импульс в философии. Несвоевременность философии"). В апреле 2000 года, несмотря на обилие и, наверное, именно из-за этого обилия, исследований и в русской, и в европейской традиции, на обсуждение была вынесена тема "Ницше и Россия: Ницше в русской интеллектуальной культуре".

Семинар, живой и неформальный, начал давать и позитивные "побочные" эффекты - часть из участников продолжают ницшеанскую тему, занимаясь переводческой и комментаторской деятельностью в рамках проекта "Ницшеана", осуществляемого издательством "Наука". Интерес и определенное участие в существовании семинара проявляет петербургское отделение Немецкого Культурного Центра имени Гете.

В июне 2000 года семинар ("Ницше-семинар" V) был посвящен столетию со дня смерти Ницше, в работе семинара, кроме петербургских философов, в обсуждении темы ""Вечное возвращение" - возвращение Ницше, или судьбы философии XXI века" участвовали и немецкие философы, в частности, редактор журнала "Nietzsche-Studien" профессор Вернер Штегмайер (университет Грейфсвальда), а также профессор Мэтью Марион (Торонто, Канада).

Цели:

  1. проанализировать как объективно-значимую реакцию интеллектуального и культурного опыта в ситуации радикально трансформации ценностей;

  2. обсудить особенности превращения маргинальной критической стратегии Ницше в академическую традицию ХХ века (в инициирующий фактор академической традиции ХХ века)

  3. проследить специфику и условия обращения к Ницше в российской культуре XIX - ХХ веках

  4. раскрыть усвоение опыта Ницше как условие трансформации философии на рубеже ХХI века

  5. выявить истоки и генеалогию ницшеанского мышления

Место проведения

Санкт-Петербург, Университет, философский факультет

Целевые группы

Семинар ориентирован на поддержку философской, междисциплинарной, а также культурно-художественной дискуссии о жизни и деятельности Ф. Ницше и судьбах европейской русской интеллектуальной культуры.

Ожидаемые результаты

  • проведении серии исследовательских семинаров в 2001 г.
  • проведение международной конференции "Ницше и идея Европы" в декабре 2001 года
  • подготовка и публикации материалов семинаров в виде Internet-журнала "Nietzsche-Seminar"

Руководители

Семинар проводится кафедрой философской антропологии Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургским философским обществом. Деятельностью семинара руководят Геннадий Любимов (кафедра онтологии и теории познания), а также - В. Ю. Сухачев и А. Н. Исаков (кафедра философской антропологии).

Ницше-семинар: электронный журнал

Итак, господа, "Ницше-семинар" обретает своего электронного двойника в виде Internet-журнала "Ницше-семинар".

И семинар, и журнал состоялись далеко не "вдруг", наверное, слово "вдруг" здесь даже неуместно. Наш проект "Ницше-семинар" вовсе не является семинаром о Ницше", это, скорее, попытка промыслить и дать концептуальную артикуляцию того мощного поворота, который совершает и философское мышление во второй половине ХХ века. На первый взгляд "Ницше и современный опыт философского мышления" может показаться странным, и даже, вероятно, противоестественным сцеплением, - какое нам дело до какого-то немца писавшего во второй половине XIX века. Но стоит только более тщательно вдуматься в те основные интуиции, которыми сегодня живет философская мысль, становится явной и естественной эта связка.

Мы вовсе не стремимся ни к "аутентичному" прочтению ницшеанских текстов, ни к скрупулезной их репродукции - то, что нас интересует, так это, скорее, выражение интеллектуального опыта, порожденного, может быть, несколько запоздавшей встречей нашего опыта мышления и ницшеанских интуиций. И дело здесь уже не в Ницше. Эта встреча была неизбежна в интеллектуальном ландшафте Европы, встреча, которая с неотвратимостью судьбы должна была вылиться в непримиримую битву. Но дело не во времени, а, скорее, в месте схватки, - она развернулась именно там, где интенциональность мышления впадала в смятение, от чего оно просто отшатывалась, там, где раскрывалось то, сам Кант называл, "неопределенностью эмпирического здесь-бытия самости", или, точнее, "многоцветной и многообразной самости": чистый опыт мышления, разворачивающийся на стерильных высотах трансцендентализма, был спровоцирован к схватке на каких-то фантастических бытийных ландшафтах, безостановочно меняющих свои очертания, покрывающихся странными разрывами и провалами, из которых поднимается нечто равнодушное к форме, к хорошо отформатированному единству, лишенное какой-либо идентичности, - это и была "многоцветная и многообразная самость", которую мы и называем "человек".

И здесь Ницше - не просто очередное имя, позиция в истории, а скорее, это - симптом, симптом поворота философии ХХ века на какую-то новую дорогу.

В самом Ницше встретились, столкнулись две стратегии, непримиримые и несовпадающие в самых сокровенных своих принципах: "ясная и светлая" стратегия новоевропейского рационализма и нечто, что при первом приближении трудно даже определить, но то, что мы привычно называем философией Ницше. Знаки приближения этой встречи были явны в сложившейся к этому времени философской ситуации, - разрыв между собственно конститутивными принципами онтологических сценариев и трансцендентальной версией аналитики сознания и эпистемических актов, которая притязала на роль философии сознания вообще, с одной стороны, и с другой, - разрыв между интенциями собственно теоретической философией, ушедшей в или абстрактно онтологические конструкции или же в эпистемические изыскания, и тем, что можно было бы назвать волевой интуицией, неизбывно сопровождающей любой философский акт, и артикулирующейся в так называемой практической философии.

Итак, этот своеобразный диалог, если не сказать agon, был просто неизбежен, - диалог, который принял конкретную форму борьбы за право на философское существование, между трансцендентальной феноменологией и ницшеанской стратегией в философии. О Ницше написано много, наверное, слишком много, значительно больше, чем написал сам Ницше. Но это явный симптом удачи, успеха ницшеанской философии. Хотя мотивация, заставляющая о нем писать, конечно же, серьезно различается. Ницше фигура во многом неприличная, но заставившая весьма многих приличных людей говорить о ней. Он раздражает, злит, он не систематик, - все это напоминает порою просто интеллектуальное хулиганство. Но Ницше - это рок, это динамит, с которым следует обращаться осторожно, а иначе, не просто и руки, и голову оторвет, - убьет, или, как пишет сам Ницше о себе в "Ecce homo": "Я - динамит", да и вообще философ всегда является как "…странное взрывчатое вещество, перед которым все пребывает в опасности", а в текстах Ницше, по его собственному признанию "чувствуется запах пороха". Возможно, именно Ницше впервые раскрыл собственным философствование смертельную опасность, которая всегда сохраняется в акте философского мышления, если хотите, в его поэтике. Мы имеем ввиду термин "поэтика", взятый в его античном смысле, - "поэма" понимается как действие в противоположность претерпеванию, то есть за "поэмой" стоит способность активно делать, творить, быть деятельным, действовать. Иными словами, именно Ницше неудержимо и интенсивно втягивает в философскую тематизацию экзистенцию.

Именно поэтому аналитическое обращение к Ницше напоминает работу сапера: пройти по минному полю просто необходимо, но важно остаться в живых. Ницше расставил слишком много мин на поле философии, и обойти их просто невозможно. К тому же, кроме мин, до сих пор где-то существуют виртуальные артиллерийские батареи, установленные Ницше, и до сих пор ведущих весьма прицельный огонь. Конечно же, существуют различные техники прохода по минным полям философии. Первая - героическая. Отважный мыслитель бросается вслед за Ницше, следуя его призывам, с энтузиазмом и страстью, но скоро раздается взрыв… и смех Ницше. Он никогда не любил героев, - и часть мин и артиллерийских залпов были подготовлены как раз для них. Быть ницшеанцем - дело подозрительное именно в самой оптике ницшеанского видения. Ницше - не учитель, - Ницше - провокатор, провокатор интеллектуальный, соблазняющий, втягивающий в жестокую бес-, вне- и бесчеловечную игру. И если принимать его с героической серьезностью, - итог один: увечье или смерть. За этим всегда одно - техника глупцов, но глупцов героических, отсутствие и рефлексов, и рефлексии, отсутствие философии, но зато неуемная тяга к "учению" Ницше, а в целом - ошибка в сфере деятельности.

Вторая техника внешнее более сдержанная, академичная, но вместе с тем не менее безумная, чем первая. Она выстраивается на сознательной слепоте и глухоте: "Ницше не существовал, Ницше не существует как философ, Ницше не будет существовать". И хотя уже не просто мины, а взрывы разрывают поверхность мышления, - господа-мыслители, собравшись в кружок "открытого общества" (или republic de lettre) продолжают рассуждать о "вершинах" и "глубинах", "хрустальных дворцах" высших ценностей, восседая среди развалин, воронок и разлагающихся трупов (и людей, и богов, и символов, и идей, и дискурсов). При этом мины и снаряды продолжают рваться, отрывая им различные части тела, включая и головы, но они с великолепным упрямством, близким к ослиному, "прилично" рассуждают о "приличных вещах". Это напоминает детскую логику: не вижу, значит, не существует.

Есть и третья техника движения по минному полю, или полю боя философии. По сравнению со второй она более разумна, но ее разумность выстроена на странной двойственности: приверженцы этой техники видят Ницше, они его слышат, но они его боятся. Они совершенно отчетливо понимают угрозу, опасность, которую несет в себе Ницше и тематический репертуар его философии. Совершенно бессознательно, на уровне инстинкта самосохранения они его опасаются, но все же здраво признают неизбежность его присутствия на территории философии. Страх и здравый смыл - не лучшие советчики, но в итоге они порождают особую тактику. Как выразился профессор К. С. Пигров, доместицирования, доместикации Ницше, - Ницше пытаются приручить, одомашнить - вырвать зубы у дракона. Сделать Ницше "приличным мыслителем". Его пытаются оправдать, отретушировать, придать более приличный вид, - иначе говоря, замять скандал в философии под названием "Ницше".

Как видите, техник много, и можно список их бесконечно увеличивать.

Мы не относимся к апологетам ни к одной из приведенных. Для нас Ницше, скорее, непреходящая интеллектуальная провокация, втягивающая нас в опасную и непредсказуемую игру мышления, которая в случае удачи позволит добиться новой "оптики", способной открыть новые тематические горизонты.

Мы приглашаем всех, кто испытывает склонность к такой игре, принять участие в "Ницше-семинаре".

Тексты (в электронном виде), замечания, пожелания, критику можно передать Геннадию Павловичу Любимову (кафедра онтологии и теории познания), Александру Николаевичу Исакову, Вячеславу Юльевичу Сухачеву (кафедра философской антропологии), или по e-mail: anthrop@philosophy.pu.ru

Хроника заседаний "Ницше-семинара"

6 февраля 2003

Тема заседания: Как вас теперь называть, "добрые европейцы"?

Темы для обсуждения:

  • "Добрые европейцы" как тип человека
  • А есть ли сегодня в философии "добрые европейцы"?
  • "Добрые русские" - "добрые европейцы"?
  • На каком "языке" говорят "добрые европейцы"?
  • "Добрые европейцы" - мост к…

подробнее

23 мая 2003

Тема заседания: О предрассудках философов

Темы для обсуждения:

  • Существуют ли пред-рассудки, без которых не может существовать философия?
  • Предрассудки рационализма
  • Я как предрассудок
  • Предрассудки свободы
  • Предрассудки предрассудков

16 ноября 2002

Тема заседания: Антропология власти и насилие

Обсуждаемые проблемы:

  • Власть как антропологическое событие
  • Насилие как акт учреждения социума
  • Феномен власти и дискурс насилия
  • Безвластье, насилие и власть
  • Гуманизм как безвластное насилие

Декабрь 2001

Тема заседания: Ницше и судьбы метафизики

Обсуждаемые проблемы:

  • Ницшеанский поворот в метафизике
  • Философия после Ницше: от бытия к знаку

11 декабря 2001

Тема заседания: Ницше и идея Европы

Обсуждаемые проблемы:

  • Право, мораль и власть
  • Новая и старая Европа в философии Ницше
  • Европа как культурный символ: ницшеанская интерпретация и современность
  • "Добрые европейцы"

Докладчики:

  • В.А. Гуторов
  • Л.В. Сморгунов
  • О.М. Ноговицын

Май - июнь 2001

Тема заседания: Знаки Ницше: герменевтика, деконструкция и семиотика

Обсуждаемые проблемы:

  • Литературные и философские стили Ницше
  • Проблема репрезентации в эпистемической, онтологической перспективе
  • Семиозис и конструирование этической общности

Март 2001

Тема заседания: Ницше и политика

Обсуждаемые проблемы:

  • Право, мораль и власть
  • Сила и насилие
  • Демократия, социализм, фашизм

20 марта 2001

Тема заседания: Достоевский и Ницше как символы европейской культуры

Обсуждаемые проблемы:

  • Гуманизм и сверхчеловек
  • Нигилизм и эсхатологизм в культуре
  • Судьба Германии и судьба России в профетическом измерении

Декабрь 2000

Тема заседания: Генеалогия и история

Обсуждаемые проблемы:

  • Оппозиция двух парадигм
  • "Эпистема" и "жизнь"

Июнь 2000

Тема заседания: "Вечное возвращение" - возвращение Ницше, или судьбы философии XXI века

Апрель 2000

Тема заседания: Ницше в России

Ноябрь 1999

Тема заседания: Ницше как критик: новая критическая философия

Июнь 1999

Тема заседания: Философский опыт Ницше в европейской интеллектуальной традиции: истоки и генеалогия

Апрель 1999

Тема заседания: Рецепция наследия Ницше в культурных стратегиях современности