Филипп Мусатов
Ницше-семинар 2019: memoriae очевидца
12-13 октября 2019 г. в теплые осенние дни в Центральной России (г. Елец, Липецкая область) состоялся возрожденный Ницше-семинар, который долгое время проводился усилиями петербургских ницшеведов (хочется сказать – ницшеанцев, но буду осторожен: как часто ницшеведы расходятся с ницшеанцами, и даже противоречат им в строе души!), но по объективным причинам не организовывался в течение последних лет. Выражаясь точнее, как упомянул Дмитрий Фьюче, открывая Семинар, традиция проведения семинара не возрождается, а возобновляется. Возобновленный Семинар организован и проведен целиком усилиями участников сайта Nietzsche.ru – прежде всего, Дмитрия Фьюче (основатель сайта Nietzsche.ru, г. Москва) и Дмитрия Урусикова (администратор сайта Nietzsche.ru, г. Елец).
Будучи участником этого события и вызывая в памяти воспоминания, с ним связанные, я подумал, что, быть может, суждения незаинтересованного (в смысле незамеченного в сообществе сайта Nietzsche.ru и не позиционирующего себя ницшеанцам) человека, попавшего на Семинар в общем-то случайно, могут быть небезынтересны для его анналов как свидетельство его продуктивности и необходимости, тем более что на данный моменту его устроителей есть интенция сделать Семинар регулярным событием – проводить его каждый год ко дню рождения Фридриха Ницше. Оправдание этого заявления – в том, что, говоря словами Мераба Мамардашвили, «мой опыт нетипичен». Действительно, я не могу назвать себя ницшеанцам, то есть последователем Ницше, читал отнюдь не все его работы, скорее наоборот, читал меньшую часть из его наследия, я с трудом (и обычно безрезультатно) пытался «продраться» сквозь афористичное письмо Ницше и, хотя я «бывал» на сайте Nietzsche.ru, но очень редко, и систематически не следил за его содержанием, новостной лентой, обновлениями, не был в числе его подписчиков. Одним словом, я считал Ницше культурным феноменом, то есть признавал (абстрактно, не переводя это в план моего сознания), что Ницше – событие в истории мысли, но отнюдь не тем, который стал частью моей души. Поэтому то, что я все же оказался на Семинаре, я не могу назвать иначе как случайностью, но, вне всякого сомнения, случившееся можно назвать случайностью только при поверхностном взгляде; в данный момент, по прошествии Семинара, я могу характеризовать это не иначе как необходимостью или, в других словах, судьбой.
«Случай» состоял в том, что в конце сентября-начале октября, решив в очередной обратиться к текстам К. А. Свасьяна и прочитать у него то, что раньше не попадалось на глаза, я обнаружил его интервью как раз на сайте Nietzsche.ru. Как оказалось, это было не то первое интервью, которое есть и на других web-sites, это былавторая беседа Дмитрия Фьюче с Кареном Свасьяном на «территории» последнего – в Базеле (первое интервью состоялось в Москве и было следствием выступления К. А. Свасьяна под названием «О конце истории философии» в кругу самих историков философии – неслыханная дерзость!). Как всегда при чтении текстов К. А. Свасьяна, я испытал чувство освобождения – словно, все написанное было «вычитано из моей души». В этом, втором, интервью, конечно же, поднимались вопросы, которые тематизируются вокруг феномена Ницше и резюмируются в одном, главном для Карена Свасьяна вопросе: «Как можно, живя в мысли, сойти с ума?», а в положительной перспективе: как можно, живя в мысли, не упасть в безумие, а «войти в другой, неслыханный, ум» по примеру Андрея Белого?
Личность Карена Свасьяна слишком хорошо известна жаждущим познания и духа свободы; в этом интервью К. А. был даже сильнее и убедительнее, чем обычно, хотя «слабых» текстов К. А. я не знаю, впрочем таков удел настоящей, а не книжной философии, которая не придумывается, а проживается и только обретает свою завершенностьв форме текста. Однако в этом интервью была примечательна не только критика современной европейской духовности из ее центра жителем Базеля.
Но ошибкой было бы полагать, что Дмитрий Фьюче был тенью стилистически безупречного Свасьяна. А стиль, как заметил Карен Свасьян в этом интервью, и есть человек. Его вопросы были остры, обсуждение – заинтересованным, выводы – подчас радикальными для интервьюента (самым пикантным, несомненно, был вопрос о смерти философа: если история философия закончилась, умерла, о чем возвестил К. А. еще в 2005г., то за ненадобностью должно упразднить и самих историков философов, ибо нет возможности оживить мертвое, даже если это смерть духа; и из этого вопроса следовало признание, что после лекции «О конце истории философии» требовалось немедленно тут же, на месте, застрелить лектора). Дмитрий Фьюче следил за разворачиваем мысленного содержания, сопровождал Карена Свасья на его на мыслительном пути, но при этом не растворялся в его мыслях, а выдерживал свою линию – вопрошал о том, что привело его в Базель.
Наступившее после прочтения интервью смешанное чувство потрясения и одновременного освобождения побудило меня ближе познакомиться с сайтом Nietzsche.ru. Оказалось, что это не очередной сайт о «творчестве философа». Он полон самых разнообразнейших материалов (произведения самого Ницше, описание его влияния на культуру, современная «борьба за Ницше» в отечественной культурной ситуации, интервью с людьми, для которых Ницше стал большим чем философ (как заметил К. А. Свасьян, если относиться к Ницше всерьез, то после него есть только два альтернативных пути: впасть либо в безумие, либо в хулиганство), etc. Просматривая его, на одной из html-страниц я увидел анонс Семинара. Как оказалось, его проведение планируется приблизительно через две недели. Семинар был открыт для всех желающих, в анонсе были контакты организаторов, одним из которых был Дмитрий Фьюче, другим, как стало известно уже во время Семинара, - Дмитрий Урусиков, администрирующий Сайт.
Совпадение этих событий (прочтение интервью К. А. Свасьяна, содержательность Сайта, временная близость Семинара) возбудили намерение принять участие в Семинаре, несмотря на то, что организовывался он не в Москве. К моему удивлению, моя просьба об участии, направленная одновременно Дмитрию Фьюче и Дмитрия Урусикову, была не только встречена сочувственно и удовлетворена (я сразу оговорился, что с докладом я выступать не намерен, меня интересует само событие), но, сверх того, было предложено стать попутчиком Дмитрия Фьюче, отправлявшегося в неблизкую поездку в г. Елец. Итогом всего стало наше отправление из г. Домодедово в г. Елец в 17.00 11 октября.
Такова была внешняя канва случившегося. Но необычность случившегося – в том, что оно было порождением внутреннего, обнаружением духовного. Это началось уже с совместной поездки с Дмитрием, который проявил к нам (со мной был близкий мне человек – Анна) большое расположение как по части обсуждаемой тематики (ее фокусом был, конечно, феномен Ницше; хотя мне было важно затронуть всю проблематику интервью, взятого у Карена Свасьяна), так и по части времяпровождения (перерывы во время Семинара заполнялись совместными обедами, экскурсионной прогулкой по Ельцу). То есть времяпровождение (внешнее) не было отделено от внутреннего (жизни мысли) на протяжении всего времени нашей поездки. Жизнь была проживанием мысли и, наоборот, мыслительная работа переводилась в жизнь.
Если перейти к содержанию самого События – выступлениям докладчиков и их обсуждению, с ними можно ознакомиться здесь – то, прежде всего, нужно зафиксировать нарочитую неакадемичность большинства из них. Отсутствие академизма (кафедральной репрезентации, тем, которые «разрабатываются на факультете», всевозможных орденов и медалей, etc.) позволило «схватить» то, что обычно ускользает на разного рода академических мероприятиях, – увлеченность темами и заинтересованность в их обсуждении. Участники в основном не знали друг друга, ранее не встречались, в лучше случае – обменивались своими текстами (часть из них была размещена на Сайте), но было достаточно объединяющего начала – феномена Ницше и его влияние на душу – чтобы Событие состоялось.
Доклады были весьма разнообразны: это и интерпретация Ницше К. Г. Юнгом на своих семинарах, и история взаимоотношений Ницше и Мальвиды фон Мейзенбург, с который Ницше был дружен долгое время, и влияние идей Ницше на теории анархизма XX века, и Ницше в контексте постмодерна. Но большинство участников, никак не сговариваясь друг с другом, все же сошлись в одном пункте – в том, что «трагедия рождается из духа музыки»: именно этой работе было посвящено несколько докладов, вольно и невольно эта тема возникала и при обсуждении других выступлений.
Открывающий и завершающий доклады принадлежали Дмитрию Фьюче. В начале Семинара Дмитрий говорил об идее «возвращения одного и того же» или, по-другому, вечного возвращения как идее, без которой Ницше – ни раннего, ни позднего – понять нельзя. Завершал Семинар критический разбор академического сборника «Фридрих Ницше: наследие и проект», в котором объединились усилия ницшеведов (но, увы, не ницшеанцов) многих стран, созданном и изданном под эгидой Института философии РАН. Как выяснилось, первоначально его планировалось издавать в издательстве «Культурная революция» (а Дмитрий Фьюче наряду с Игорем Эбаноидзе является его участником), что полностью укладывалось в издательскую политику – завершить ПСС Фридриха Ницше современными интерпретациями его наследия, но вследствие идеологических расхождений с инициаторами этого сборника, в первую голову с Ю. В. Синеокой, сборник был издан в другом, тоже солидном, издательстве,– «Языки славянской культуры», но уже без статьи Дмитрия (в переработанном виде, но сохранив центральные идеи, статья появилась на сайте). Применительно к этому сборнику будет достаточно сказать, что, с одной стороны, он, как водится у наших философов, был издан за счет государственных грантовых средств, с другой стороны, ОН ИЗДАН НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ мизерным тиражом в 300 экз.! Поистине: «книга для никого»!
Нельзя оставить без внимания еще одно событие, без которого Ницше-семинар в этом году потерял бы колорит: это просмотр фильма Нины Шориной «Ницше в России», в создании которого Дмитрий Фьюче также принимал участие. В художественном плане фильм весьма неоднозначный, но в контексте Семинара оказавшийся весьма кстати: идеи и образы, обсуждавшиеся участниками, получили визуализацию, которая весьма способствовала их осмыслению, в том числе в аспекте критического отношения к увиденному. Кроме этого, презентуя фильм, Дмитрий Урусиков сделал небольшой обзор (а другим он и не мог быть, так как Ницше – тема, неизведанная не только для «профессиональных философов», но и для кинорежиссеров) отечественных и иностранных фильмов, изображавших отдельные эпизоды его жизни.
В результате Семинар может быть представлен следующими фрагментами, каждый из которых имел для меня самостоятельное личное значение:
– поездка в г. Елец и обратно, сопровождавшиеся содержательным беседами с Дмитрием и в некотором роде терапией на обратном пути, когда Дмитрий беседовал с Анной об идее вечного возвращения путем, как я сказал бы, возвращения сознания Анны к первоначальным данностям – того, что Эдмунд Гуссерль назывыл феноменологической редукцией;
– выступления участников Семинара и их обсуждение;
– просмотр художественного фильма о Фридрихе Ницше;
– культурная прогулка по городу;
– беседы в перерывах Семинара.
Представленная фрагментация является, конечно же, аналитической по происхождению, сам Семинар представляется мне целостным событием, характеризовавшимся в разное время разными формами, начатый в Москве и здесь же закончившийся, которые, однако, были проникнуты единым началом – жизнью и творчеством Фридриха Ницше, его феноменом и попыткой осмыслить его, а для некоторых, возможно, и попыткой пережить то, чем жил, за что боролся и из-за чего потерпел поражение (если, конечно, итоговое «схождение с ума» расценивать как поражение) Фридрих Ницше.
Но изображенная картина Семинара была бы неполной, если не упомянуть о фигуре Дмитрия Урусикова, который не только взял на себя всю тяжесть организационного бремени, включая предоставление помещения для Семинара, настройку аппаратуры, снабжение участников чаем, кофе, печеньями, но и прекрасным финальным аккордом, аполлоничиским (осмелюсь утверждать: все-таки аполлоническим, а не дионисическим) гимном: подведением итогов Семинара с бокалами игристого вина.
Нет сомнения, что к увиденному и услышанному у участников было разное отношение: для кого-то, вероятно, Семинар был способом укрепить свой статус в каких-то, в том числе академических, кругах (правда, в предложенном формате такая интенция представляется достаточно самонадеянной), для других – способом нетривиального проведения выходного дня. Но, без сомнения, были и те, кто воспринял Семинар как брошенный интеллектуальный вызов: слишком законспирирована и опошлена фигура Ницше, чтобы в эпоху безвременья и нищих духом подниматься до мыслительных высот «мученика познания», по выражению К. А. Свасьяна.
Мой личный опыт пережитого можно резюмировать так: текстуально Ницше не был со мной, но его идеи, фокус которых – превозмогание себя, давно стали частью меня. Бежать от малодушия, не стать посредственностью, стремиться к иным берегам и дальним горизонтам, в конце концов – выработать в себе волю к власти над самим же собой – иными путями (прежде всего, через Мараба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Карена Свасьяна) во мне вырабатывались эти убеждения. Не искать спасения в потустороннем, а осуществиться здесь и сейчас, но не в материальном растождествлении, а через духовную гигиену, результатом которой должно стать единение между тем, что хочешь, и тем, что должен («аристократическая красота инстинктов»).
«Но кто ж он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой»