Дмитрий Урусиков
Вдали от обезумевшей толпы
Несмотря на то, что влияние Фридриха Ницше на современную культуру в целом и гуманитарную теорию в частности носит определяющий характер, все же этому никак не соответствует уровень того внимания, которое уделяется данной фигуре в отечественных интеллектуальных кругах, тем более в преддверии 175-летия со дня его рождения. Если речь и не идет о забвении (весьма трудно как-то обойти стороной оригинального мыслителя столь крупного масштаба), то налицо попытка произвести процедуру «нормализации» этой экстраординарной и скандальной философии, попытка представить её чем-то заурядным в длинном перечне философских теорий, которыми нынешний интеллектуал (освобожденный от необходимости сводить всё к некоему метанарративу) может жонглировать по своему усмотрению. Подразумевается, видимо, что Ницше уже достаточно переварен и усвоен культурой XX века для того, чтобы отложить его на пронумерованную полку истории философии. Именно поэтому главным значением события, которое носит название Ницше-семинар 2019, можно считать сам факт его проведения после длительного перерыва, обусловленного как объективными причинами (безвременной кончиной его отцов-основателей Валерия Садовникова и Вячеслава Сухачева), так и обозначенным выше субъективным фактором «нормализации», объясняющим безотчетные мотивы определенной части научного сообщества, к которой можно отнести и «патентованных» ницшеведов. Тем более знаменательно, что возрождение Ницше-семинара происходит, во-первых, вне тех самых «образовательных учреждений», о которых весьма скептично в свое время отзывался сам Ницше, и, во-вторых, не в столичном мегаполисе, а «вдали от обезумевшей толпы» - в небольшом городке центральной части России (г.Ельце), имеющем, однако, несопоставимый своему размеру культурный бэкграунд. Что касается первого момента, то ситуация со времен Ницше заметно усугубилась - нынешние образовательные учреждения ассоциируются уже не только с конформизмом, идеологической ангажированностью и выхолащиванием всего того, что связано с интеллектуальной честностью и смелостью познающего духа, но и попросту с профанацией науки и образования, монетизированной имитацией его воспроизведения. Надо откровенно признать, что современное академическое сообщество с его социальными лифтами в виде процедур защиты диссертаций, платными публикациями в научных журналах уже давно дискредитировало самое представление о гуманитарной науке в целом. Второй момент косвенно связан с некими чаяниями, которые (вслед за Ницше и Шпенглером, Достоевским и Данилевским) порой возлагаются на Россию, из почвы которой, дескать, могут взойти ростки новой молодой культуры, в противовес Западу, опустошенному европейским нигилизмом. Эти воззрения можно считать, конечно, весьма наивными и идеологизированным, но все же, если и допустить возможность чего-то подобного в будущем, то состояться это может, по всей видимости, вне глобализированных мегаполисов, для которых уже давно характерна достаточно космополитическая культура, зараженная болезнью «цинического сознания» и оказывающая на широкие слои интеллектуалов воздействие, сравнимое с эффектом культурной «нормализации».