Проблема вечного возвращения у Ницше

 

Доклад на Ницше-семинаре 2023

 

Дмитрий Зарщиков

 

Вечное возвращение в философии Ф.Ницше, наряду с другими творческими интуициями философа, остается до сих пор актуальным вопросом, поскольку его содержание является загадочным, а мнения исследователей относительно данного феномена в значительной степени расходятся. Сам Ницше лишь изредка касается этой темы в своих работах, оставляя за читателем право решать, является ли вечное возвращение метафизическим концептом или же метафорой бесконечного развития самой жизни? Например, Хайдеггер предлагал рассматривать данную концепцию как форму метафизики. При этом мы не можем назвать Ницше однозначно метафизиком. Несмотря на некоторые его высказывания, имеющие, скажем так, выраженный метафизический оттенок, он строит свою систему, исходя из идеи природы и человека (устраняя категорию Бога). При этом Ницше наделяет природу настолько величественными свойствами, что это напоминает некое восхождение к Абсолюту. Рассмотрение идеи воли в контексте её воплощения в природе, таким образом, отсылает к совершенно иному подходу в интерпретации вечного возвращения.

Из писем и работ самого Ницше можно заключить, что он почерпнул очень много мыслей у античных писателей,  что не удивительно, учитывая преклонение Ницше перед величием Античности и тот факт, что он являлся великолепным знатоком этой эпохи. В первую очередь, можно смело утверждать, что изначально Ницше почерпнул свою идею в античных мистериях. В сочинении «По ту сторону добра и зла» в разделе «Греки как знатоки человека» Ницше допускает следующую формулировку: «Я открыл греческое, они верили в вечное возвращение! Это вера в мистерии!» [Ницше Ф., 2010, с. 286]. В Древней Греции отсутствовало линеарное представление о времени, полисное мировоззрение античного человека предполагало его завершенность, представление о развитии как таковом ассоциировалось с формой круга. Достаточно вспомнить Парменида, для которого бытие было шарообразным, что являлось метафорой завершенности, целокупности. Таким же, по Ницше, выступает и путь природы, целокупным, герметичным и в определенном смысле зацикленным. 
 
Это не единственная отсылка. Определенным образом Ницше черпал вдохновение в восточной философии, где присутствует идея перерождения, идея о том, что определенный порядок вещей перерождаяется в колесе Сансары. Также можно проследить некоторую преемственность философии Гегеля, однако Ницше отходит от предлагаемой им ступенчатой модели развития и предоставляет возможность природе развиваться, исходя только из её внутренней сущности, а именно - воли к жизни, воли к власти. В плане идеи "саморазвития природы" Ницше мог вдохновляться Шеллингом, а также «Физикой» Аристотеля, который косвенно репрезентирует оригинальные представление самого Ницше о бесконечности и времени. Исходя из концепции Аристотеля пространство и время бесконечны, так как, если что-то находится в начале времени, то оно не может быть нигде иначе, как во времени. Если есть конец времени, то что после него? Таким образом конец времени будет являться тоже частью времени.
 
На мой взгляд идея вечного возвращения у Ницше свидетельствует о мощной философской творческой интуиции, в первую очередь об интуиции жизни и бесконечности вселенной. Из этого следует - все то, что происходит в определенный момент, происходит с определенной необходимостью. Если мы исходим из допущения бесконечности вселенной, это означает, что то или иное событие с неумолимостью должно произойти, и уже случалось ранее. Таким образом, все, что должно произойти, произойдет бесконечное число раз, и уже произошло бесконечное число раз. И это представление связано напрямую с необходимостью нести ответственность за свою жизнь, что во многом роднит его позицию со стоиками. Если мы исходим из такой интерпретации, то мы несем ответственность за каждое мгновение своей жизни.
 
Поразительным является то, что, когда Ницше поднимает вопрос вечного возвращения в "Веселой науке", он это рассматривает в категориях "вечного проклятия", и это осознание (которое пугало и самого философа) действительно выглядит не менее страшно, чем изложенное в "Мифе о Сизифе" А.Камю. Исходный вопрос Ницше: не ужасно ли это, прожить свою жизнь бесчисленное число раз? Не следует ли здесь задаться вопросом - достойна ли ваша жизнь бесконечного проживания? И хотели бы вы прожить жизнь бесконечное число раз, точно такую же жизнь, которая воспроизводит полностью существующий ныне порядок вещей и идей. Таким образом, данная концепция имеет очень сильную этическую подоплеку, хотя мы прекрасно знаем, что Ницше никогда не был морализатором и не выступал с позиции учителя нравственности. Более того, он критиковал христианского Бога и связанную с ним догматику, и вытекающий из неё нравственный статус человека.
 
Этический аспект идеи вечного возвращения работает только в том случае, если мы принимаем то, что происходит. Ницше называет это любовь к року, "amor fati". Только если мы смиримся с этой идеей, что все происходит бесчисленное число раз, и природа будет постоянно возвращаться и каждый момент нашей жизни будет повторен бесчисленное число раз, только тогда мы сможем с ответственностью подойти к нашей жизни. Поскольку, если мы это осознаем, то почему не сделать так, чтобы эта жизнь была достойна того, чтобы быть обреченной на вечное повторение. Тем не менее, поскольку жизнь самого Ницше была пропитана трагизмом, вызванным изнуряющей болезнью, мы можем сказать, что он сам справлялся с ней настолько, насколько ему хватало сил. Все это в совокупности позволяет нам рассматривать Ницше как проповедника уникального учения, которое содержит сильное жизнеутверждающее креативное начало и неимоверную смелость.