Авторский курс "Чему учил и не учил Заратустра"

Составитель программы: доцент Садовников В.Н.

 

 

См. также: Садовников В.Н. Чему учил и чему не учил Заратустра (учебное пособие)

 

1. Цели и задачи дисциплины

Задача данного курса - ознакомить студентов с основными положениями философии жизни Ф.Ницше.

Целью курса является:

раскрыть основные понятия и идеи философии Ф.Ницше;

указать на фальсификацию отдельных положений Ф.Ницше;

привить навыки самостоятельной работы с философскими текстами.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать основные понятия и идеи, уметь их обосновать.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

85

VII

Аудиторные занятия

34

 

Лекции

34

 

Практические занятия (ПЗ)

-

 

Семинары (С)

-

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

и (или) другие виды аудиторных занятий

-

 

Самостоятельная работа

36

 

Курсовой проект (работа)

-

 

Расчетно-графические работы

-

 

Реферат

-

 

И (или) другие виды самостоятельной работы) - 3 самостоятельные работы

15

 

Вид итогового контроля ( зачет , экзамен)

 

VI I

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплин и виды занятий (Тематический план)  

Тематический план

№ темы

Название темы

Всего часов

лекции

семинары

СРС

1

Учение Ницше о нигилизме.

2

2

 

4

2

Ницше о современной культуре и причинах ее деградации.

6

6

 

6

3

Учение о жизни как о воле к власти.

4

4

 

4

4

Свобода как воля к собственной ответственности.

2

2

 

4

5

Учение о морали. Происхождение добра и зла.

6

6

 

4

6

Этика любви к дальнему.

2

2

 

4

7

Идея вечного возвращения.

2

2

 

2

8

Учение о сверхчеловеке.

2

2

 

2

9

Фальсификация идей Ф.Ницше.

4

4

 

2

10

Ницше и Достоевский.

4

4

 

4

11

Смысл жизни перед лицом смерти. Смысл смерти перед лицом к жизни.

 

 

 

5

12

Великий Инквизитор – это сверхчеловек?

 

 

 

5

13

Сравнительный анализ жизнепониманий: Экклесиаст и Христос (Нагорная проповедь).

 

 

 

5

 

И Т О Г О:

34

34

 

51

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Учение Ф.Ницше о нигилизме

Слова Ницше «Бог мертв». Происхождение и сущность нигилизма. Виды нигилизма. Жизнь как основа для переоценки всех ценностей. Определение «ценности».

Тема 2. Ницше о современной культуре и причинах ее деградации

Торгово-промышленный натиск. Доход, нажива как мера культуры. Военно-бюрократическая (государственная) тирания. Утилитарная пошлость масс. Демократизм и пошлость образования. Изменение ритма жизни. Наука как фабрика. Истинные причины, основания и цели культуры. А.Швейцер о кризисе культуры и его причинах. Ортега-и-Гассет: «Восстание масс», человек науки - враг культуры, варварство специалиста. Наукообразное мракобесие.

Тема 3. Учение о жизни как воле к власти

Тело как большой разум. Определение понятия «жизнь». О противоположности и взаимодействии дионисического и аполлонического. Суть философии жизни. Волюнтаристский активизм Ф.Ницше. Жизнь – воля к власти, становление – бытие. Речь «О старых и молодых бабенках».

Тема 4. Свобода как воля к собственной ответственности

Бремя и кошмар свободы. Великий инквизитор о свободе. Свобода – это всегда «свобода для», а не «свобода от». Свобода и добродетель. Воля к власти и вседозволенность.

Тема 5. Учение о морали. Происхождение добра и зла

Мораль как условие выживания и сохранения народов. Добро и зло – точка зрения оценивающего. Критика христианской морали. Различные типы добродетели и добродетельных. Учение о дарящей добродетели. Мораль «господ» и мораль «рабов».

Тема 6. Этика любви к дальнему

Основание этики любви к дальнему. Основные качества любящего дальнее. Этика любви к дальнему как трагическое жизнепонимание. Отношение к смерти. Два вида сострадания.

Тема 7. Идея вечного возвращения

Болезнь и кошмар Заратустры. Великая тайна жизни. Дух тяжести и последняя вершина Заратустры. Вечное возвращение как возвращение того же самого.

Тема 8. Учение о сверхчеловеке

Сверхчеловек – это свобода. Сверхчеловек – это суверенный индивид. Учение о трех кастах. Сверхчеловек – это господин самому себе. Различные варианты понимания идеи сверхчеловека: М.Хайдеггер, Ж.Делез, Ф.Юнгер, С.Л.Франк . Сверхчеловек – это развитие человека без заранее установленного масштаба.

Тема 9. Фальсификация философии Ф.Ницше

«Мое учение в опасности, сорная трава хочет называться пшеницею!». Сон Заратустры. Национализм – безумие. Национализм – враждебная культуре болезнь. Единая Европа и европеец как новый вид жителя Европы. «Немецкий дух» – это мой дурной воздух». Антисемитизм – запустение немецкого духа. Социализм – младший брат деспотизма.

Тема 10. Ницше и Достоевский

Герои Достоевского – это «неудавшиеся», несостоявшиеся, больные, озлобленные люди. «Герой», «сверхчеловек» Ницше – это неукротимая воля к жизни. Одиночество героев Достоевского как оставленность, заброшенность, покинутость. Жизнь как торжество «хищников» и зла у Достоевского. Жизнь как источник радости у Ницше. Личность и свобода по Достоевскому и Ницше. Псевдоатеизм героев Достоевского. Герой Достоевского – не «сверхчеловек». Два этапа в становлении «свободного ума». Достоевский – сострадание к твари. Ницше – сострадание к творцу. Человеколюбие и гуманизм Достоевского и Ницше.

5. Лабораторный практикум

- не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов.

Ницше Ф. Веселая наука.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для свободных умов.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего.

Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемические сочинения.

Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей.

Делез Ж. Ницше. СПб., 1997.

Достоевский Ф.М. Записки из подполья.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

Достоевский Ф.М. Бесы.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя: избранные страницы. М., 1989.

Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С.Л.Сочинения. М., 1990.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» //Вопросы философии. 1990, № 7.

Юнгер Д. Ницше. М., 2001.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Список рекомендуемой литературы.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Не предусмотрено.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Курс лекций и указанная литература.

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальностей факультетов СПбИТМО (ТУ).