Авторский курс "Чему учил и не учил Заратустра"
Составитель программы: доцент Садовников В.Н.
См. также: Садовников В.Н. Чему учил и чему не учил Заратустра (учебное пособие)
1. Цели и задачи дисциплины
Задача данного курса - ознакомить студентов с основными положениями философии жизни Ф.Ницше.
Целью курса является:
раскрыть основные понятия и идеи философии Ф.Ницше;
указать на фальсификацию отдельных положений Ф.Ницше;
привить навыки самостоятельной работы с философскими текстами.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать основные понятия и идеи, уметь их обосновать.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость дисциплины |
85 |
VII |
Аудиторные занятия |
34 |
|
Лекции |
34 |
|
Практические занятия (ПЗ) |
- |
|
Семинары (С) |
- |
|
Лабораторные работы (ЛР) |
- |
|
и (или) другие виды аудиторных занятий |
- |
|
Самостоятельная работа |
36 |
|
Курсовой проект (работа) |
- |
|
Расчетно-графические работы |
- |
|
Реферат |
- |
|
И (или) другие виды самостоятельной работы) - 3 самостоятельные работы |
15 |
|
Вид итогового контроля ( зачет , экзамен) |
|
VI I |
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплин и виды занятий (Тематический план)
Тематический план
№ темы |
Название темы |
Всего часов |
лекции |
семинары |
СРС |
1 |
Учение Ницше о нигилизме. |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
Ницше о современной культуре и причинах ее деградации. |
6 |
6 |
|
6 |
3 |
Учение о жизни как о воле к власти. |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
Свобода как воля к собственной ответственности. |
2 |
2 |
|
4 |
5 |
Учение о морали. Происхождение добра и зла. |
6 |
6 |
|
4 |
6 |
Этика любви к дальнему. |
2 |
2 |
|
4 |
7 |
Идея вечного возвращения. |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Учение о сверхчеловеке. |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Фальсификация идей Ф.Ницше. |
4 |
4 |
|
2 |
10 |
Ницше и Достоевский. |
4 |
4 |
|
4 |
11 |
Смысл жизни перед лицом смерти. Смысл смерти перед лицом к жизни. |
|
|
|
5 |
12 |
Великий Инквизитор – это сверхчеловек? |
|
|
|
5 |
13 |
Сравнительный анализ жизнепониманий: Экклесиаст и Христос (Нагорная проповедь). |
|
|
|
5 |
|
И Т О Г О: |
34 |
34 |
|
51 |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Учение Ф.Ницше о нигилизме
Слова Ницше «Бог мертв». Происхождение и сущность нигилизма. Виды нигилизма. Жизнь как основа для переоценки всех ценностей. Определение «ценности».
Тема 2. Ницше о современной культуре и причинах ее деградации
Торгово-промышленный натиск. Доход, нажива как мера культуры. Военно-бюрократическая (государственная) тирания. Утилитарная пошлость масс. Демократизм и пошлость образования. Изменение ритма жизни. Наука как фабрика. Истинные причины, основания и цели культуры. А.Швейцер о кризисе культуры и его причинах. Ортега-и-Гассет: «Восстание масс», человек науки - враг культуры, варварство специалиста. Наукообразное мракобесие.
Тема 3. Учение о жизни как воле к власти
Тело как большой разум. Определение понятия «жизнь». О противоположности и взаимодействии дионисического и аполлонического. Суть философии жизни. Волюнтаристский активизм Ф.Ницше. Жизнь – воля к власти, становление – бытие. Речь «О старых и молодых бабенках».
Тема 4. Свобода как воля к собственной ответственности
Бремя и кошмар свободы. Великий инквизитор о свободе. Свобода – это всегда «свобода для», а не «свобода от». Свобода и добродетель. Воля к власти и вседозволенность.
Тема 5. Учение о морали. Происхождение добра и зла
Мораль как условие выживания и сохранения народов. Добро и зло – точка зрения оценивающего. Критика христианской морали. Различные типы добродетели и добродетельных. Учение о дарящей добродетели. Мораль «господ» и мораль «рабов».
Тема 6. Этика любви к дальнему
Основание этики любви к дальнему. Основные качества любящего дальнее. Этика любви к дальнему как трагическое жизнепонимание. Отношение к смерти. Два вида сострадания.
Тема 7. Идея вечного возвращения
Болезнь и кошмар Заратустры. Великая тайна жизни. Дух тяжести и последняя вершина Заратустры. Вечное возвращение как возвращение того же самого.
Тема 8. Учение о сверхчеловеке
Сверхчеловек – это свобода. Сверхчеловек – это суверенный индивид. Учение о трех кастах. Сверхчеловек – это господин самому себе. Различные варианты понимания идеи сверхчеловека: М.Хайдеггер, Ж.Делез, Ф.Юнгер, С.Л.Франк . Сверхчеловек – это развитие человека без заранее установленного масштаба.
Тема 9. Фальсификация философии Ф.Ницше
«Мое учение в опасности, сорная трава хочет называться пшеницею!». Сон Заратустры. Национализм – безумие. Национализм – враждебная культуре болезнь. Единая Европа и европеец как новый вид жителя Европы. «Немецкий дух» – это мой дурной воздух». Антисемитизм – запустение немецкого духа. Социализм – младший брат деспотизма.
Тема 10. Ницше и Достоевский
Герои Достоевского – это «неудавшиеся», несостоявшиеся, больные, озлобленные люди. «Герой», «сверхчеловек» Ницше – это неукротимая воля к жизни. Одиночество героев Достоевского как оставленность, заброшенность, покинутость. Жизнь как торжество «хищников» и зла у Достоевского. Жизнь как источник радости у Ницше. Личность и свобода по Достоевскому и Ницше. Псевдоатеизм героев Достоевского. Герой Достоевского – не «сверхчеловек». Два этапа в становлении «свободного ума». Достоевский – сострадание к твари. Ницше – сострадание к творцу. Человеколюбие и гуманизм Достоевского и Ницше.
5. Лабораторный практикум
- не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов.
Ницше Ф. Веселая наука.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для свободных умов.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего.
Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемические сочинения.
Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей.
Делез Ж. Ницше. СПб., 1997.
Достоевский Ф.М. Записки из подполья.
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.
Достоевский Ф.М. Бесы.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя: избранные страницы. М., 1989.
Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С.Л.Сочинения. М., 1990.
Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» //Вопросы философии. 1990, № 7.
Юнгер Д. Ницше. М., 2001.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Список рекомендуемой литературы.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Не предусмотрено.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Курс лекций и указанная литература.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальностей факультетов СПбИТМО (ТУ).