Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф.Губский. – М., 2003 г.
НИЦШЕ (NIETZSCHE) ФРИДРИХ (род. 15 окт. 1844, Реккен, близ Лютцена, Саксония — ум. 25 авг. 1900, Веймар) — нем. философ. Дед и отец Ницше были пасторами, отец его умер в 1849. Свои первые стихи и соч. Ницше написал в десятилетнем возрасте. В 1858 поступил в наумбургскую школу в Пфорте. В 1864-1868 изучал филологию в Бонне и Лейпциге. Уже в апр. 1869 благодаря рекомендации филолога Ф. В. Ритчля он получил в Базеле место профессора, которое в 1878 вследствие болезни вынужден был оставить. С 1871 состояние здоровья Ницше все более ухудшалось, иногда ему приходилось переносить поистине адские страдания. Его терзала мучительная болезнь глаз, ведущая к полной потере зрения. В декабре 1888 Ницше был разбит параличом. Вскоре у него наступило помрачение ума. Его сестра Элизабет Фёрстер-Ницше ухаживала за ним до самой его смерти и после этого взяла на себя заботу о наследии философа. Ницше был человеком болезненным, необщительным и неловким. Стыдясь своих недостатков, он старался держаться с преувеличенным достоинством. Поскольку Ницше был погружен лишь в мир порожденного им идеального образа человека (сверхчеловека) и обречен на одиночество, то в конце концов жизнь для него стала нереальной, иллюзорной и даже привела его к самообожествлению. В 1872 вышла первая книга Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" . Его учитель Ритчль и Ульрих фон Виламович-Меллендорф сочли ее ненаучной и отвергли. В своих "Несвоевременных рассуждениях", которые были написаны в 1873-1876, Ницше обрушился на Д. Ф. Штрауса и сторонников историзма, превознося в то же время Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. С Вагнером он вскоре порвал. Книга "Веселая наука" (1882, окончательная редакция — 1886) непосредственно предшествовала знаменитому произв. Ницше "Так говорил Заратустра" с подзаголовком "Книга для всех и ни для кого" (I ч. — 1883, первое полн. издание — 1892). Эту свою работу Ницше считал "самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество" . Создавая это произв., "Ницше весь был во власти чар, навеянных архетипом "древнего мудреца" . Он отождествлял себя с образом Заратустры, воплотившего в себе сознание, вышедшее за пределы человеческих возможностей... В этом отождествлении слились в удивительно тесную связь судьба Ницше и его определенная философская концепция" (Fr. Seifert, С. G. Jungs, Lehre von Unbewußten und den Archetypen, в "Universitas", IX, 8, 1954). Своим осн. программным произв. Ницше предполагал сделать книгу "Воля к власти" (попытка "переоценки всех ценностей"), но оставил лишь массу заметок и афоризмов, созданных в процессе ее подготовки. Этот материал, изданный Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом, появился в 1906 под общим названием "Воля к власти". Значительное влияние на ницшеанскую философию оказали волюнтаристская метафизика Шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование. Отправляясь от этих учений, Ницше стремился создать идеал нового человека, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. Его философия должна была занять место того философского нигилизма, приближение которого он видел. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является "рабская мораль" — во всяком случае, ему известен лишь "инфантильный, поэтический образ Христа, наделенный сентиментальной мягкостью и пассивностью" (Г. Зигмунд). Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой, и против плебса, угрожавшего, как он полагал, всему благородному и возвышенному. Ницшеанская модель сверхчеловека есть не что иное, как образ человека — господина эпохи Возрождения, воплотившегося, напр., в лице Чезаре Борджа (1475 — 1510). Метафизический лейтмотив ницшеанства имеет следующее содержание: все существующее, в т. ч. и человеческое познание, есть только форма проявления воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие — это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь "вечный круговорот" всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз ("Вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевернутыми"); идентичное, неизменное Я — такая же фикция, как и истинное бытие. Для современной экзистенциалистской философии важно также и следующее положение (из работы "Шопенгауэр как воспитатель"): "Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему: "Будь самим собой. Все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, — все это не ты!" В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону" ("Несвоевременные размышления" . М., 1906). Этот манекен, мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, Man в философии Хайдеггера. Несомненно, Ницше был выдающимся критиком и писателем, создавшим новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма, крупнейшим эссеистом и поэтом. Но понимание философии Ницше затрудняет софистическая форма, в которую она облечена, "У Ницше нельзя искать никакого покоя, в его философии нет ни окончательной истины, ни положений, которые просто можно принять на веру... Ницше может правильно понять лишь тот, кто предварительно уже получил систематическую теоретическую выучку, кто приобрел точность мышления и настойчивость. Философствовать вслед за Ницше — значит постоянно утверждать себя в противовес ему" (Ясперс). Собр. соч. Ницше вышло в 1905-1913 в 19 тт. (рус. пер.: Полн. собр. соч., М., 1910 и следующие).