В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь. — М., 1998
НИЦШЕ (NIETZSCHE) ФРИДРИХ (1844 -1900) — нем. философ. В его творчестве и личной судьбе наиболее отчетливо запечатлен драматизм "переходной эпохи" рубежа XIX-XX веков. С одной стороны, Н. — идейный наследник философской классики, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культуры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрождение, Новое время) . С другой стороны, он — первый декадент, поэт-безумец, пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррациональные пласты европейской культуры. Столкновение этих двух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого творчества Н., так и его последующего влияния.
Взгляды Н. претерпели эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма и перспективизма. Обращаясь к генезису человеческого общества и культуры, Н. выделяет интеллект и фантазию как главные свойства физически слабого "зоологического вида" (т.е. человека) , развивая которые он может успешно справляться с практическими задачами, связанными в первую очередь с выживанием. Создание "средств культуры" (языка и логики) приводит, по Н., к принципиальному искажению действительности, основанному на допущении тождественных случаев. По мере развития средств культуры происходит полная подмена жизни, как она есть сама по себе, сущим, т.е. неким устойчивым и регулярно повторяющимся началом. Этой кропотливой работой подмены, утверждает Н., главным образом и занимается наука. Вместе с тем существует и другой важный компонент человеческой культуры — искусство. Являясь "добровольным стремлением к иллюзии" , оно заключает в себе конструктивное начало культуры, поскольку гораздо ближе стоит к "жизни". На ранних этапах человеческой цивилизации искусство играло первостепенную по сравнению с наукой роль в жизни общества. В дальнейшем же (и неправомерно, как считает Н.) соотношение изменилось в пользу науки.
Исходя из такого понимания генезиса культуры, Н. строит свою философию культуры. Так, христианство он понимает очень широко: как стиль мышления и жизни. Его историю он начинает гораздо раньше, чем оно в действительности сложилось, — с Сократа. У Платона Н. находит уже достаточно развитую теорию "клеветы на мир", претендующую на устранение из жизни всякой неразумности, непосредственности. Подлинная же культура, образец которой Н. находит в досократовской Греции, связана, по его мнению, с признанием равноправия двух начал: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность, оформленность). Однако европейская культура, считает Н., пошла в своем развитии по пути подавления дионисийского начала "разумом", "истиной", "Богом" — иными словами, гипертрофированным аполлинизмом. Вполне согласуясь с интенциями христианства как религии, наука, считает Н., стремится превратить мир в сплошную и обозримую упорядоченность. Обыденная жизнь строго регламентируется, в ней остается все меньше места для героизма и самостояния, все более торжествует посредственность. Спиритуалистическая философия, христианская религия и аскетическая мораль отрывают, по Н., человека от истоков самого существования — от "жизни", заставляя его "зарывать голову в песок небесных дел". Однако время этих учений, констатирует Н., прошло; нужны новые идеи.
Об этом свидетельствует такое широко распространившееся во второй половине XIX в. явление, как "европейский нигилизм". Его Н. называет "до конца продуманной логикой наших великих ценностей и идеалов". Главными среди них он считает понятия цели, единства и истины, выступающие, в свою очередь, существенными характеристиками "бытия". Вместе с тем он указывает на тотальность и абсолютную неизбежность нигилизма, ибо он есть оборотная сторона долгой и никогда не прекращавшейся борьбы европейского человека за освобождение от власти духовных и социальных авторитетов. В этом смысле он добровольно принимает нигилизм как свою личную судьбу и стремится преодолеть его как "философ будущего". На место единого, истинного "бытия" сущности вещей, к которому ранее предписывалось устремлять силы разумения, чаяния и надежды, Н. ставит "жизнь" как вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов "бытия". У становления, по Н., нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое. Этот "решительный гераклитизм" входит в плоть и кровь его "философии жизни". Все процессы как физической, так и духовной жизни Н. стремится представить как различные модификации воли к власти, могуществу (der Wille zur Macht). "Вещь" , "субъект" , "единство Я" — суть продукты творчества, деятельности мыслящего индивида, некоторые эвристические упрощения для обозначения этой силы. Все они не могут рассматриваться как единства в себе, а представляют собой динамические сгустки власти, центры силы, полагающей перспективы.
Согласно этому новому принципу, считает Н., на место теории познания следует поставить "перспективное учение об аффектах". Именно под влиянием влечений и потребностей человек истолковывает мир определенным образом, ибо всякое влечение есть "известный род властолюбия", стремящегося навязать свою перспективу как норму всем другим влечениям. Несправедливость, притеснение, эксплуатация не являются прерогативой той или иной социальной формы жизни. Это глубинная характеристика "жизни" как таковой. Апелляция к разуму и правде (истине) — лишь заменяющий прямое физическое принуждение способ одной воли влиять на другую волю (в том числе — на коллективную). Рациональная аргументация и вообще любые рассуждения, согласно Н., значимы лишь постольку, поскольку они обозначают перспективу некоторой воли, стремящейся к расширению своего могущества. В любой философской полемике дело идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении, подчинении чужой воли своей. Это касается не только ценностных суждений, но и суждений об объективном мире. Все это суть "интерпретации", за которыми стоит стремление сохранять определенные формы жизни.
Н. связывает критику метафизики с критикой языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность. С помощью слов-метафор люди изначально упорядочивают хаос являемых в сыром опыте впечатлений. Случайные метафоры постепенно "твердеют", т.к. забывается источник их появления, и от частого употребления они превращаются в "понятия". Деиндивидуализация и универсальная применимость понятий — залог существования общества, члены которого должны иметь возможность "договориться". В свою очередь жизнь в обществе является условием выживания человека. Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления, Н. подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка образа мира с подлинным положением дел, неспособность языка, а следовательно, и мышления представить знание независимо от самого языка и мышления.
Убеждение Н. в фальсифицирующей природе языка и разумного мышления лежит в основе его постулата о приоритете действия и воли над всеми другими отношениями человека. Внутренняя противоречивость ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Хотя "всеобщие и необходимые истины", познавательные категории, грамматические формы, этические постулаты и т.п. и не обладают, согласно Н., абсолютной ценностью, являясь просто удачными находками в борьбе за жизнь и власть, все же эти "предрассудки" разума не могут считаться целиком произвольными, ибо они связаны с определенными органическими ресурсами человека как вида, с постоянством черт его природы. Они оправданы своей "полезностью" в рамках общего жизненного процесса, принадлежат "родовому субъекту", цели и интересы которого в целом скрыты от каждого отдельно взятого индивида. Для отдельного человека "предрассудки" разума и соответствующие им формы жизни оказываются априорными и принудительными, и потому он не может не следовать им. Таков философский смысл ницшеанской идеи "вечного возвращения", указывающей на неизбежность воспроизводства одних и тех же форм жизни и опыта. Этой фаталистической идее в мировоззрении Н. противостоит идея сверхчеловека, указывающая в первую очередь на необходимость преодоления (в том числе и через особую систему воспитания) постоянных черт человеческой природы, напр. структуры чувственности, на "утончение" восприятия для создания новых, более совершенных форм жизни.
Н. не создал философской школы как таковой, поэтому термином "ницшеанство" часто обозначают совершенно различные явления. Во-первых, речь идет о рецепции тех или иных идей Н., которая может быть как более или менее систематичной (напр., представителями "рус. религиозного ренессанса" конца XIX — начала XX веков, а также Хайдеггером, Ясперсом), так и фрагментарной (напр., Лёвитом, Финком, Делезом, Фуко, Деррида и др.). Во-вторых, в настоящее время сложилась международная школа ницшеведения, имеющая свои издания (прежде всего ежегодник "Nietzsche-Studien") и издательские центры, организации и сеть регулярных конференций. Данная деятельность, хотя и служит популяризации идей Н., носит главным образом научный характер. В-третьих, под "ницшеанством" иногда понимают разработку в рамках иного, чем у Н., философского контекста тех или иных тем и мотивов, которые вошли в современную культуру через творчество Н., причем его приоритет устанавливается нередко задним числом. Данный признак не специфичен, и по нему к "ницшеанству" можно отнести многие направления современной философии. Эти значения термина "ницшеанство" указывают на широту влияния наследия Н. на западную культуру. Противоречивость этого влияния ярче всего отражает четвертое значение, закрепившееся за "ницшеанством". Оно имеет значительную политическую нагрузку, основанную в основном на аберрации реального образа Н. В данном значении, наиболее последовательно применявшемся национал-социалистической идеологией, под "ницшеанством" понимается ничем не сдерживаемый активизм, торжество иррациональной витальности, циничное пренебрежение к духовным ценностям, аморализм, политический экстремизм.
A.A. Лаврова