Фридрих Ницше Рождение трагедии

Страницы: 1 2 3 4

 КОММЕНТАРИИ:

 Комментарий к русскому изданию в основном подготовлен А.Г. Жаворонковым на основе издания КиМ и других источников. Сигнатурой В.Б. помечены комментарии, написанные В.М. Бакусевым

 

Темами своей будущей книги Ницше начал заниматься уже в лейпцигский период, зимой 1868–69 гг. Друг философа Генрих Ромундт в своем письме к нему от 4 мая 1869 года упоминает о разговоре, посвященном нескольким темам: греческому пессимизму, получившему новую жизнь в философии Шопенгауэра, возрождению Софокла в вагнеровской драме будущего и музыке как ключу ко всей философии искусства. Впрочем, в тетрадях Ницше заметки о греческой трагедии появляются лишь осенью 1869 г., во время работы над двумя докладами – Греческая музыкальная драма (далее – ГМД) и Сократ и трагедия (далее – СТ), – прочитанными им в Базеле 18 января и 1 февраля 1870 г. Первый доклад посвящен связи поэзии с искусством музыки, роли хора в греческой «музыкальной драме» и происхождению послед- ней из культа Диониса, а во втором речь идет о смерти трагедии от сократизма и «осознанной эстетики» Еврипида. Ключевая для толкования трагедии оппозиция «аполлинийский – дионисийский» появляется у Ницше позднее, в работе Дионисийское мировоззрение (далее – ДМ), написанной летом 1870 г. и послужившей основой для Рождения трагического мышления (не включенной в настоящее издание в связи с тем, что ее текст преимущественно дублирует текст ДМ). Таким образом, ДМ обозначает собой начало нового этапа мышления Ницше, полностью преодолевающего ГМД и, в то же время, сохраняющего и наделяющего новыми функциями тематику СТ. Во время пребывания в Лугано летом 1871 г. Ницше еще раз серьезно перерабатывает собранный им материал, пытаясь согласовать свои прежние заметки с двумя новыми идеями (аполлинийское и дионисийское; смерть трагедии от сократизма) и объединить их под заголовком Происхождение и цель трагедии (см. тетрадь U I 2). Анализ социальных аспектов греческой культуры приводит к расширению ДМ. Сохранившаяся рукопись этого варианта состоит из следующих частей: предисловие к Рихарду Вагнеру, Лугано, 22 февраля 1871 г. (ср. ПСС 7, 11[1]); текст, ставший основой для первых четырех глав РТ; фрагмент 10[1] (ср. ПСС 7), посвященный гречскому государству и позднее охарактеризованный самим Ницше как часть расширенной версии РТ. Продолжением этой рукописи служит еще одна, чье содержание в точности соответствует позднее опубликованному Ницше сочинению Сократ и греческая трагедия (далее – СГТ). Немногим позже Ницше меняет начало первой рукописи, убрав фрагмент 10[1] и добавив вместо него будущую шестую главу РТ, а также фрагмент 12[1] (ср. ПСС 7). Готовый вариант рукописи, пронумерованный постранично (с 1 по 59 стр.), имел следующий вид: после фрагмента 11[1] шли первые шесть глав РТ, затем фрагмент 12[1] (при этом отсутствовала его заключительная часть) и, наконец, СГТ. В издании под ред. Ханса Йоахима Метте (Мюнхен, 1933) текст данной рукописи опубликован под заголовком Сократ и греческая трагедия, «первоначальная редакция “Рождения трагедии из духа музыки”».

20 апреля 1871 года Ницше отсылает лейпцигскому издателю Вильгельму Энгельману начало брошюры, которая занимает примерно 90 страниц, под заголовком Музыка и трагедия. Ханс Йоахим Метте ошибочно считает отосланную Ницше рукопись окончательным вариантом РТ. Против данной гипотезы говорит то обстоятельство, что Энгельман почти два месяца раздумывал над ответом (это, в свою очередь, побудило Ницше самостоятельно опубликовать рукопись в начале июня под заголовком Сократ и греческая трагедия; данную брошюру не следует путать с публикацией под ред. Метте: она составляет вторую ее часть). Использованный в издании Метте заголовок Сократ и греческая трагедияНицше предпослал своему написанному в Лугано предисловию к Вагнеру (фрагмент 11[1]), когда нумеровал страницы своей рукописи. Эта же рукопись была пронумерована заново, когда Ницше перешел к окончательной редакции первых пятнадцати глав РТ. В июне 1871 г., когда вышло в свет издание СГТ, Н. еще не закончил нумерацию страниц РТ, как можно констатировать из текста СГТ (см. прим. к нему). Таким образом, 20 апреля Ницше не мог отослать в Лейпциг окончательный вариант рукописи для печати. По всей вероятности, он послал Энгельману текст, соответствующий первым шести главам РТ, а также фрагмент 12[1], т.е. первую половину 59-страничной рукописи – правда, без предисловия и старого заглавия, но с позднее вычеркнутым и до сих пор различимым новым заглавием: Музыка и трагедия. Ряд эстетических наблюдений. Именно этот заголовок Ницше упоминает в своем сопроводитель ном письме к Энгельману от 20 апреля 1871 г.

 

Несмотря на то, что Энгельман еще в конце июня 1871 г. выразил готовность напечатать работу Ницше (см. письмо Ромундта к Ницше от 28 июня того же года: KGB II/2, 394), достичь договоренности так и не удалось: Ницше отклонил запоздалое предложение и потребовал вернуть присланную часть рукописи (см. письмо Ницше к Энгельману от 28 июня 1871 г.: KGBII/1, 205). С лета по осень 1871 года предназначенная для печати рукопись РТ постепенно приобрела свой окончательный вид. Рождение трагедии из духа музыки вышло в свет в начале 1872 года у издателя Вагнера – Эрнста Вильгельма Фрицша. В качестве рукописи для печати второго издания, вышедшего в 1874 г., но появившегося в продаже лишь в 1878 г., Ницше использовал экземпляр первого издания, внеся в него исправления. В 1886 году вышло «новое издание» РТ: Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Новое издание с опытом самокритики. Лейпциг: издательство Эрнста Фрицша, 1886. Основной текст Н. оставил без изменений. В то же время к экземплярам ранних изданий (причем не только второго, но и первого издания!) была прикреплена вступительная часть – под заголовком Опыт самокритики, – страницы которой были пронумерованы римскими цифрами. Предисловие к Рихарду Вагнеру (также с римскими номерами страниц) было, напротив, убрано.

Опыт самокритики. – Ср. ПСС 12, 2[110. 111. 112. 114]. Первоначальная редакция в W I 8, 107–8: Быть может, теперь я стал бы более осторожно и менее уверенно говорить о такой сложной психологической проблеме, какую являет собой происхождение трагедии у греков. Один из коренных вопросов – отношение греков к боли, степень их чувствительности к ней, а также в том, действительно ли их стремление к красоте выросло из стремления к самообману в видимости, из отвращения к «истине» и «действительности»? Так я полагал в то время; теперь же я нашел бы в этом проявление личного романтизма (который, правда, обрек меня на то, чтобы долгое время находиться под чарами всех великих романтиков прошлого). – Какое значение имеет дионисийское исступление у греков? Филологи и друзья античности даже не ощутили эту проблему; я же заключил в ее решении вопрос о возможности понять саму суть греческого. – Если считать, что греки представляли собой самый удавшийся и мощный из всех предшествующих типов человека, – какое отношение к ним имеет пессимизм? Разве это не симптом неудачи? И, если он присутствовал и у греков, не выглядит ли он как признак упадка сил, приближения старости, физиологического разложения? Нет, совершенно напротив: греки, в своем богатстве сил, в преизбытке юношеского здоровья, суть пессимисты: сростом слабости они становятся оптимистичнее, поверхностнее и все пламеннее жаждут логики и логизации мира. – Проблема: как? неужели именно оптимизм есть симптом чувства слабости? – Именно так я воспринимал Эпикура – как страдающего. [107] Воля к пессимизму есть признак силы и суровости: люди не боятся признаться себе в ужасном. За пессимизмом кроется смелость, гордость, жажда обрести великого врага. Это была моя новая перспектива. – Жаль, что тогда у меня еще не было смелости создать во всех отношениях собственный язык для таких взглядов и что я стремился выражать предметы шопенгауэровскими фор мулами, которым не может соответствовать никакое переживание в душе Шопенгауэра: стоит только послушать, как он говорит о греческой трагедии; сколь далеким и фальшивым показался бы такой малодушный моральный редукционизм ученику Диониса. Еще более жаль, что я испортил грандиозную греческую проблему примесью самых современных тем, – что я, связывав свои надежды с самым негреческим из всех возможных направлений искусства, с вагнеровским, начал выдумывать басни о немецкой сущности, будто она была готова открыть себя. За это время я научился беспощадно мыслить об этой «немецкой сущности», а равным образом и об опасности немецкой музыки как перворазрядной губительницы нервов, вдвойне опасной для народа, любящего опьянение и почитающего неясность за добродетель, и притом в ее двойном качестве, как опьяняющей и вместе с тем отуманивающей. Где еще есть такая же трясина неясности и болезненной музыки, как у вагнерианцев? К счастью у меня случился час просветления о том, к чему я принадлежу, – тот час, когда Рихард Вагнер заговорил со мной о восторге, который он был способен извлечь из христианского причастия. Позднее он сочинил для этого [+ + +] музыку… [108]

Ср. первый абзац W I 8, 108 (Воля к пессимизму … новая перспектива.) с ЧСЧ II, Предисловие, 7.

В то время … послесловие). – W I 8, 97: В то время как громы сражения при Вёрте проносились над изумленной Европой, я записывал где-то в альпийском уголке мысли этой книги – в сущности не столько для себя, сколько для Рихарда Вагнера, чье подражание грекам и растущее стремление к югу до тех пор никому не причиняли особых хлопот.

поучиться … «бояться»? – Намек на вагнеровского Зигфрида.

лучших своего времени. – См. Ф. Шиллер, Лагерь Валленштейна. Пролог.

profanum vulgus. – См. Гораций, Оды, III, 1, 1.

по словам Платона … благословения? – См. Федр, 244 а.

Шопенгауэр … перуны. – См. А. Шопенгауэр, Parerga und Para lipomena. Т. 2, 107.

басовые ноты. – Музыкальный термин – то же, что цифрованный бас. Н. имеет в виду идеальный (неслышный) опорный звук гармонии, определяющий ее структуру. Поэтому следует понимать «подразумеваемый басовый голос». – В.Б. Ср. ЧСЧ I, 374; ЧСЧ II ( СМИ), 186.

дабы целиком … решительностью». – См. Гёте, Генеральная исповедь (1804).

Не должен … к жизни? – Гёте, Фауст, II, 7438–9.

«Разве … необходимым?» – Н. цитирует самого себя. См. РТ 18.

Возвысьте … с. 87. – ТГЗ IV, О высшем человеке, 17–20 (здесь Н. дает свою подборку фрагментов).

1. В сновидениях … Лукреция. – См. Лукреций, О природе вещей, 1169–1182. Ср. ПСС 7, 7 [106].

Ганс Сакс … в «Мейстерзингерах». – То есть в опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (акт 3, сцена 2). – В.Б.

«солнечным». – См. Гёте, Кроткие ксении, III («Если бы глаз не был солнечным, он не смог бы увидеть солнца»). Ср. Плотин, О прекрасном, I.6.9.

«Мир … 416. – Здесь и ниже Н. цитирует третье издание этого произведения (1859). Пагинация этого издания идентична изданию Фрауэнштедта (1873/74).

сакейских празднеств. – По косвенным (греческим: Страбон, Дион Хрисостом) данным, эти празднества справлялись в древнем Вавилоне и примерно соответствовали позднейшим римским сатурналиям. – В.Б.

пламенная жизнь. – См. Гёте, Фауст, I, 505–7. Ср. прим. к РТ 8.

блудным сыном. – Отсылка к Лк. 15, 11–32.

«наглой модой». – См. Р. Вагнер, Бетховен. Нем. изд.: Leipzig, 1870, 68 ff.; 73, КН.

«Вы … Творца?». – Ср. Ф. Шиллер, К радости, 33–34.

2. по выражению … природе. – См. Аристотель, Поэтика, 1447 а, 16.

своих сновидений … с Шекспиром. – Ср. Жан Поль, О сновидении (1798), где спящий также сравнивается с Шекспиром. По дробнее см. Barbara von Reibnitz, Ein Kommentar zu Fried rich Nietzsche, «Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik» (Kap. 1–12). Stuttgart, 1992, 95 f.

3. улыбалась Елена … существования. – Ср. Гете, Фауст, I, 2603 слл.

краткая жизнь Ахилла. – См. Гомер, Одиссея, XI, 489–491.

человеческий род … листьям. – См. Гомер, Илиада, XXI, 464 сл.

закат эпохи героев. – См. Гесиод, Труды и дни, 156–173.

И для величайшего … поденщика. – См. Гомер, Одиссея, XI, 489–491.

Шиллер … «наивное». – См. Ф. Шиллер, О наивной и сентиментальной поэзии (1795). См. также ПСС 7, 7 [126].

Гомер … отдельная личность. – О личности Гомера см. Гомер и классическая филология.

4. вечного противоречия … вещей. – См. Гераклит, fr. 22 B 53 (ed. Diels/Kranz).

5. Архилоха. – Архилох (700/680 – ок. 640 г. до н.э.) – древне греческий сатирический поэт, снискавший славу в первую очередь благодаря своим ямбам.

только эти двое … греческого будущего. – См. Дион Хрисостом, Tarsica prior, 33, 11 ff. См. также Веллей Патеркул, Римская история, I, 5: «Нельзя найти ни одного поэта, кроме Гомера и Архилоха, которые, создав новый род поэзии, достиг ли бы в нем совершенства» (пер. А. И. Немировского). служителя муз. – См. Архилох, fr. 1; fr. 130 (edWest).

«Ощущение … идея». – См. письмо Шиллера к Гёте от 18 мар та 1796 г.

опьяненного … Архилоха. – Ср. fr. 120 (ed. West).

Еврипид в «Вакханках». – См. Вакханки, 680–688 (описание спящих менад).

прикасается … лавра. – Лавр у древних греков являлся традиционным символом посвящения в поэты. См. напр. Гесиод, Теогония, 22–35.

6. «Волшебный рог мальчика». – Сборник текстов немецких на родных песен от средневековья до 18 в., опубликованный К. Брентано и А. Арнимом (3 т., 1805–1808). – В.Б.

в век Аристотеля … людей. – Ср. Политика, VIII, 5, 1340 a.

7. трагедия возникла … хора. – См. Аристотель, Поэтика, IV, 1449 a. См. также Диоген Лаэртский, О жизни, мнениях и изречениях знаменитых философов, III, 56: «<…> в древ ней трагедии поначалу вел действие один только хор, по том Феспис ввел одного актера, чтобы дать отдых хору, потом Эсхил – второго, Софокл – третьего, и тогда трагедия достигла своей полноты» (пер. М.Л. Гаспарова).

мысль А.В. Шлегеля. – См. Лекции о драматическом искусстве и литературе (1809), Лекция 5.

Бесконечно более … поэтическую свободу. – См. Шиллер, О применении хора в трагедии (1803).

в известных … романах современности. – Н. имеет в виду, в первую очередь, романы Густава Фрейтага. Подробнее см. Barbara von Reibnitz, op. cit., 194 f.

Рихард Вагнер говорит. – См. «Бетховен» (1870).

Восторженность. – Vs: Если мы попытаемся согласовать с представленными выше принципами искусства утверждение Шиллера о том, что греческая трагедия не только с хронологической, но и с поэтической точки зрения по своему духу высвободилась из хора, – нам придется сначала выдвинуть два тезиса. Драматическое (т.е. мимическое) само по себе не имеет отношения ни к трагическому, ни к комическому. Трагическое и комическое, т.е. две особые формы миросозерцания, содержавшие в себе понятийное следствие первоначально непроизносимых и невыразимых дионисийских переживаний, развились из дионисийского хора. Восторженность…

8. уверенность. – Н. имеет в виду содержание трагедии Еврипида «Алкестида». Речь идет об уверенности Адмета в том, что перед ним именно Алкестида. – В.Б.

«вечного … жизни». – Гёте, Фауст, I, 505–7.

9. древнее … кровосмешения. Ср. Катулл, 90: «Да народится же маг от неслыханной связи любовной // Геллия с матерью; пусть персов изучит волшбу! // Матери с сыном родным породить полагается мага, // Ежели только не лжет их нечестивый закон. // Пусть же будут богам его заклинанья угодны // В час, когда жертвенный тук в пламени таять начнет» (пер. С. В. Шервинского). См. также Barbara von Reibnitzopcit., 236.

«Острие … природы». – Ср. Царь Эдип, 316–17: «Увы! Как страшно знать, когда от знанья // Нет пользы нам!» (пер. С. В. Шервинского).

Мемноновым колоссам. – Колоссы Мемнона – две огромные статуи Аменхотепа III (фараона 18 династии), находящиеся в некрополе египетского города Фивы в долине Нила. Н. употребляет данное словосочетание в метафорическом смысле.

Вот я … Подобно мне. – Цитата из стихотворения Гёте «Прометей» (1774), 51–57 (пер. В. В. Левика).

художническая радость становления. – Ср. Гёте, Фауст, I, 785– 790.

Еще … прыжком. – Фауст, I, 3982–3985: Вальпургиева ночь. Полухорие ведьм (пер. В. М. Бакусева). У Гёте «одним» вы делено курсивом.

титан … Землю. – Именно так у Н., учитывавшего, по-видимому, те варианты мифа, где Атлант «надзирает» за столпами, поддерживающими небо (Одиссея, I, 53 сл.), но опирающимися на землю. У Эсхила (см. Прометей прикованный, 351 слл.) Атлант поддерживает своими плечами один столп, на котором держится небо. – В.Б.

Таков … миром! – См. Гёте, Фауст, I, 409.

10. кто утверждал … трагедии. – См. А. Шопенгауэр, Мир как воля и представление, 1, 380 (кн. 4, § 58). Ср. РВБ 3.

а то, что он … символического явления. – Rs: напоминая этим Диониса из аристоф<ановой> комедии. Скорее трагические маски в то же время содержат в себе нечто, характеризующее их как явления Аполлона. Таким образом, согласно терминологии Платона, трагическая маска – это отражение двух идей; от сюда перед нами возникает проблема: как то, что является нам, может одновременно служить отражением двум идеям и почему оно находится посередине между эмпирической действительностью и действительностью идеальной, т.е. единственно реальной в платоновском смысле? Это соотношение усложняется по стольку, поскольку аполлинийское есть нечто иное, как идея самого явления.

Из улыбки … люди. – СрПрокл, Ad Platonis Rempublicam, 385.

эпоптов. – Эпопт, по-гречески «зрящий (свет)», третья, высшая ступень посвящения в Элевсинские мистерии. —В.Б.

Упрямый титан Прометей … в союз. – См. Эсхил, Прометей прикованный, 186–192.

насмешливые Лукианы. – Лукиан из Самосаты (ок. 120–180 гг. н.э.) – греческий писатель-сатирик. Н. использует имя Лукиана как собирательное – вероятно, по отношению к философам-киникам, обращавшимся к жанрам сатиры и пародии. См. также Barbara von Reibnitz, op. cit., 277.

обезьяна Геракла. – Ср. Лукиан, Рыбак, 37 (Геракл и обезьяна символизируют, соответственно, истинных и мнимых философов).

11. во времена Тиберия. – Тиберий был императором с 14 по 37 г. н. э.

«Великий Пан умер». – См. Плутарх, Об упадке оракулов, 17.

«Умерла … художников!» – Ср. Аристофан, Лягушки 868–9: «Моя со мной не умерла поэзия. // Его же – с ним скончалась, под рукой она» (слова Эсхила о Еврипиде; пер. А. И. Пиотровского).

выраженное Филемоном … Еврипида. – См. Poetae Comici Graeci (PCG), ed. RKassel et CAustinvol. VII, 118. Филемон (ок. 364–264/3 до н.э.) считается, наряду с Менандром и Дифилом, важнейшим представителем т.н. «новой комедии».

graeculus’a. – Многие римляне относились к грекам полу презрительно; латинское слово по смыслу примерно со ответствует русскому «шут гороховый». – В.Б.

Еврипид ставит … тучности. – См. Лягушки 939–943: «Когда из рук твоих поэзию я принял, // Распухшую от пышных слов, надутую от бредней, // Сперва ее я подсушил, от тучности избавил // Пилюлями истертых слов, слабительным из мыслей // И кислым соком болтовни, настоянным на книжках» (пер. А. И. Пиотровского).

чем Еврипид и хвастается. – Там же, 956–958: «Безмены ввел я, и углы, и меры красноречья, // Чтоб можно было взвесить, жать поэзию и мерить, // Стругать, слесарничать, паять» (пер. А. И. Пиотровского).

Еврипид похваляется … свое суждение. – Там же, 959–979.

«В старости … причудами». – Н. цитирует строку из стихотворения Гёте «Эпитафия» (1814) из сборника «Эпи граммы», но, вероятно, принимает стихотворение за подлинную эпитафию. – В.Б.

12. Еврипид на склоне лет … этой тенденции. – Трагедия «Вакханки» (407 г. до н.э.) принадлежит к самым поздним произведениям Еврипида и была поставлена в Афинах уже после его смерти. — В.Б.

Суждение … Кадма и Тиресия. – См. Вакханки, 199–203.

и обратит … в дракона. – Там же, 1330 сл.

«Навсикае». – См. Гёте, Итальянское путешествие. Часть 2. Сицилия. Гёте рассуждает о разнице между «драмой и эпопеей», придя к выводу, что мог бы попробовать «трактовать предмет своего замысла “Навсикаи” как трагедию». — В.Б.

«Когда … сердце». – Ион, 535 с. Пер. Я.М. Боровского.

Декарт мог доказать … неспособность к лжи. – См. Размышления о первой философии, VI.

«Вначале все … порядок». – См. Анаксагор, fr. 59 B 1; fr. 59 B 12 (ed. Diels/Kranz).

Софокл сказал … хотя и бессознательно. – См. Афиней, Пир мудрецов, I, 39, 22a–b; X, 33, 428f–429a.

божественный Платон … покинет. – См. Ион, 533е–534 d; Менон, 99c–d; Федр, 244а–245а.

13. легенда. – См. Диоген Лаэртский, О жизни, мнениях и из речениях знаменитых философов, II, 5, 2.

Оба имени … душевных сил. – См. Аристофан, Облака, 961– 1027.

Алкивиада поэзии. – Алкивиад (450–404 гг. до н.э.) – знаменитый афинский государственный деятель, хитрость которого сделала его имя нарицательным.

«Увы … пред тобой!» – Гёте, Фауст, I, 1607–1611: Кабинет Фауста, 2. Хор духов (следующая, опущенная Н. строка тек ста Гёте: «Разрушен, сражен полубогом!»). Пер. Н.А. Холодковского.

суперфетации. – Суперфетация – повторное оплодотворение. В античности оно считалось причиной уродства родившейся после него особи. См. Аристотель, О происхождении животных, IV, 4. – В.Б.

даже перед судьями … призвание. – См. Апология Сократа, 23b.

по описанию Платона. – См. Платон, Пир, 223c–d.

пал ниц. – Vs: пал ниц с жестами, напоминающими нам о св. Иоанне на великих «Страстях Христовых» Луини. Скорее все го, Н. увидел фреску Бернардино Луини во время пребывания в Лугано весной 1871 г. В своей работе «Чичероне» Якоб Буркхардт пишет о ней следующее: «Наконец, в S. Maria degli angeli находится колоссальная фреска 1529 г., изображающая Страсти Христовы. Обремененная всеми недостатками, свойственными Луини, она все же заслуживает внимания <…> хотя бы из-за одного только образа Иоанна, дающего обет умирающему Христу».

14. «возвышенном и высокославном». – См. Платон, Горгий, 502b.

Мы знаем … басня. – См. Платон, Федон, 61b.

Ты … покажет. – Н. цитирует последние строки из басни К.Ф. Геллерта (1715–1769) «Пчела и курица» (соч. не позднее 1746 г.), а точнее, ее «мораль», где автор обращается на «ты» к читателю-«насмешнику», не видящему в поэзии ни какого толка, как курица — в деятельности пчелы. В немецких изданиях текста Н., в т.ч. в KSA (а также во всех изданиях русского перевода, сделанного Г.А. Рачинским), со держится искажающая смысл описка (mir вместо dir). — В.Б.

Сократ не находил … истину». – См. Платон, Государство, X, 600c – 605c.

Как и Платон … нефилософских развлечений. – См. Платон, Горгий, 502b–c.

Платон … сжег свои творения. – См. Диоген Лаэртский, О жизни, мнениях и изречениях знаменитых философов, III, 5.

жила философия … ancilla. – Одним из главных популяризаторов идеи Иоанна Дамаскина о том, что философия должна служить теологии, был богослов 11 в. Пётр Дамиани.

Аристотель … понимание хора. – См. Поэтика, XVIII, 1456a.

«Сократ, займись музыкой!». – Платон, Федон, 60е.

«простой, народной музыке». – Там же, 61а.

Быть может … дополнение науки? – Vs: Похожее сновидение должно было явить старому Еврипиду разрываемого менадами Пенфея. Он также принес жертву оскорбленному божеству – но положил на алтарь не басни Эзопа, а своих «Вакханок».

15. Лессинг … она сама. — См. Лессинг, Возражение (Eine Duplik, 1778). Немизд.: G. E. Lessing, Sämtliche Schriften (Hg. Lach mann/Muncker), Bd. XIII, 24.

 штиль души. – Ср. Платон, Законы, VII, 791a.

Будет ли … в клочки? – Vs: Будут ли в новом мире искусства праздновать примирение сражавшихся – подобно тому как оба эти инстинкта примирились друг с другом в аттической трагедии? Или же не знающие покоя варварские вихри и суета, именуемые нынче «современностью», безжалостно подавят «трагическое познание» точно так же, как и «мистику»?

16. к Матерям бытия. – Ср. Гёте, Фауст, II, 6427–6434. См. так же пояснение Н. в РТ 20.

внешними мелочами. – К этому месту в первом издании на отдельной странице было приложено следующее примечание Н.: В частности, сейчас я позволю себе сделать несколько шагов, но другой факелоносец, Аристотель, не будет сопровождать меня в пещеру греческой поэтики. Ведь надо, наконец, прекратить все снова и снова обращаться к нему за советом даже в самых глубоких проблемах греческой поэтики: а все дело только в том и может заключаться, чтобы собрать из опыта, из природы вечные и простые законы художественного творчества, действительные и для греков. Лучше и плодотворнее всего их можно изучить на любом законченном и настоящем художнике, чем на той ночной сове Минервы, Аристотеле, который и сам уже отлучен от великого художественного инстинкта — того самого, что был еще у его учителя Платона, по крайней мере в зрелости; но и этот инстинкт все равно живет слишком далеко от роскошных времен возникновения изначальных форм поэзии, чтобы хоть немного чуять насущную жажду воплощения тех времен. Между тем сложился уже тип чуть ли не ученого художника-подражателя, в котором художественный прафеномен уже не был виден в чистой своей форме. Что мог бы поведать нам Демокрит о таких феноменах поэтики, мантики и мистики, Демокрит, обладавший великолепной аристотелевской жаждой наблюдения и трезвостью, но живший в более счастливое время! (пер. В.Б.) I, c. 309 … подражательной музыке». – См. А. Шопенгауэр. Собр. соч. М., 2011. Т. 1, с. 228–229 (пар. 52).

17. Греки … дети. – См. Платон, Тимей, 22 b.

18. Гёте сказал … дела». – Имеется в виду разговор, состоявшийся 11 марта 1828 г.

дабы … с решительностью. – См. Гёте, Генеральная исповедь. См. также письмо Карла фон Герсдорфа к Н. от 8 ноября 1871 г. (KGB II/2, 452 f.).

Не должен … к жизни? – См. Гёте, Фауст, II, 7438 сл. Мефистофель … ламий. – См. Фауст, II, 7697–7810.

19. терминологией … предмета. – См. Ф. Шиллер. О наивной и сентиментальной поэзии (Schillers Werke, Nationalausgabe, 20, 448–9). Отто Ян. – Отто Ян (1813–1869) – немецкий филолог и музыковед, профессор филологии и археологии Лейпцигского и Боннского университетов, один из основателей старого Баховского общества, автор работ о Бетховене и Моцарте. – В.Б.

20. современное образование? – Продолжение в Vs: Пусть мне покажут живой и разветвленный побег, произросший из этой куль туры, – и тогда я поверю в ее будущее. Пока же я вижу лишь последнее мерцание – или полностью угасшую творческую силу. Именно поэтому мы отвернулись от греков, с которыми нас не смогли надолго связать даже Шиллер и Гете – пусть даже они, подобно неутомимым путникам, остались стоять на вершине, указывая оттуда на новую землю…

гётевская Ифигения … на родину. – См. Гёте, Ифигения в Тавриде, 10–12.

дионисовское шествие … в Грецию. – См. описание триумфа Диониса в Индии и его возвращения в Грецию в «Деяниях Диониса» Нонна Панополитанского.

21. любимцы богов умирают рано. – См. Менандр, fr. 111 (ed. Koerte).

Гервинус. – Георг Готфрид Гервинус (1805–1871) – немецкий историк, литературовед и либеральный политик. – В.Б.

«необъятных … ночи». – См. Р. Вагнер. Тристан и Изольда. Акт 3, сцена 1 (Тристан).

 «Старый … меня?» – См. там же (Тристан).

«пустынна морская даль». – См. там же (пастух).

«Стремиться! … желаний!» – См. там же (Тристан).

22. В волнах … восторг!.. – См. Тристан и Изольда. Акт 3, сцена 3 (последние слова Изольды, обращенные к Тристану). Пер. И.А. Эбаноидзе.

«Без живого … подобный эффект». – Гёте в письме к Шиллеру от 19 декабря 1797 г.

тенденция … народа. – См. Ф. Шиллер, Театр как моральное учреждение (Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet, 1784).

С той минуты. – Vs: О том, что привлекает нас сейчас, можно судить по современным романам, форма и содержание которых, в свою очередь, с ужасающей точностью проливают свет на всю тупость публики по отношению к истинному искусству. И с той минуты…

шопенгауэровская притча о дикобразах. – См. А. Шопенгауэр, Parerga und Paralipomena, т. 2, 689 (§ 396).

24. Как может безобразное … удовольствие? – Ср. Аристотель, По этика, IV, 1448 b; XIV, 1453 b.

у Гераклита ... рассыпает их. - См. Гераклит, fr. 22 B 52 (edDiels/Kranz)

Страницы: 1 2 3 4